Процессы, происходящие в современном обществе, исследователи характеризуют по-разному. Неоднозначно оценивается и облик нового общества, движение к которому неуклонно осуществляется во многих странах – постиндустриального, информационного, глобализованного мира, в котором, с одной стороны, усиливаются возможности для реализации индивидуальных личностных свойств, с другой – царствуют риск, неопределенность и отчужденность. Однако ведущим признаком этого общества является усиление роли знания и информации, которые становятся основными ресурсами, предметами производства, обмена и потребления. Знание становится основой для развития человеческого потенциала, "главным направлением для формирования нового общества". В связи с этим меняются все формы человеческой деятельности, прежде всего, трудовой процесс, отношение к которому во все времена определяло место человека в обществе. На смену "обществу труда" приходит "общество знания", но это лишь внешняя, поверхностная сторона дела, являющаяся объектом научных дискуссий и требующая всестороннего изучения. Изменению подвержены и стратегии социального воспроизводства. Воспроизводство в современной ситуации уже не может быть понято как сохранение и репродукция определенных отношений и свойств, оно приобретает форму постоянной трансформации, осуществляется различными субъектами. Многосубъектный и гибкий характер воспроизводства вызван подвижностью современной социальной структуры, в которой размываются границы между группами и институтами. В этом процессе также усиливается роль знания, которое уже не просто воспроизводится или накапливается, но постоянно обновляется, открывая возможности для новых форм социально-экономической деятельности и стратегий поведения. Поэтому особую значимость в воспроизводстве человеческого потенциала и его развитии приобретает образование. В связи со сложностью воспроизводственных процессов, множеством трудовых и образовательных стратегий, отношение между образованием и занятостью все более усложняется. С одной стороны, образовательные процессы становятся непрерывными, не заканчиваясь получением диплома и сопровождая работника в течение всей его жизни. С другой – к образованию предъявляется все больше претензий в несоответствии требованиям рынка труда, меняющимся условиям занятости. Все образовательные реформы, происходящие сегодня в мире, направлены на достижение этих соответствий, на обеспечение сегодняшней и, главное, будущей экономики квалифицированными кадрами. Аналогичные явления наблюдаются и в России. Сложности взаимодействия рынка и образования, рост потребности в высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистах, снижение объемов производств наукоемких отраслей, необходимость встраивания в мировую социально-экономическую систему – все эти процессы предъявляют новые вызовы к системе профессионального образования, стимулируют его модернизацию в направлении ориентации на потребности экономики. Настоящая книга представляет собой попытку анализа проблем, которые возникают сейчас в "напряжении" между образованием и трудом. Речь идет о том, что эти пространства должны иметь как можно больше линий пересечения, а иногда и проникать друг в друга. Но изменения в них не всегда осуществляются параллельно и согласованно, а на пути их сближения возникает множество трудностей. Анализ неоднозначности происходящих изменений, перспектив взаимоотношений образовательной и трудовой сфер в XXI в. – основная цель этой книги. В первой главе рассматриваются противоречивые процессы, происходящие в трудовой и образовательной сферах под влиянием тенденций постиндустриального развития и глобализации. Первый параграф ""Конец труда" – миф и реальность постиндустриализма" посвящен дискуссии исследователей об изменении характера труда и анализу тех явлений, которые способствовали ее активизации. Во втором параграфе "Общество знаний: образование под вопросом" рассмотрены основные противоречия, с которыми столкнулось образование в развитом капиталистическом обществе, а также в связи с трансформацией трудовых процессов. Вторая глава "Образовательный потенциал – фактор социально-экономического воспроизводства" направлена на теоретическое изучение социального воспроизводства как основы функционирования образовательного института. Несмотря на то, что воспроизводство предусматривает сохранение и поддержание существующих отношений, в обществе постоянно происходят изменения под влиянием экологических, демографических, социальных и экономических факторов, новых технологий. В этих условиях понятие "воспроизводство" начинает ставиться под сомнение либо становится синонимом категории "социальные трансформации". В первом параграфе построена модель социального воспроизводства, состоящая в выявлении трех его основных типов с определенными способами социальных связей, а также типами субъектов и стратегиями усвоения ими особенностей социальной среды. В последующих двух параграфах анализируется понятие "образовательный потенциал", его возможности для анализа роли образования в развитии социально-экономической системы. Определена специфика трех основных типов воспроизводства образовательного потенциала (системного, профессионального и индивидуализированного) как механизмов эффективного функционирования социально-экономической системы в условиях глобализационных изменений и модернизации. Третья глава "Модернизация российской экономики и развитие образования" имеет прикладную направленность. В начале главы анализируются тенденции, наблюдаемые во взаимодействии образования и занятости в российском обществе. Далее приводятся результаты трех социологических исследований, проведенных в Удмуртской Республике, но довольно ярко отражающих особенности этого взаимодействия не только на региональном, но и на российском уровне. Первое из них посвящено проблеме взаимосвязи спроса и предложения на региональном рынке труда. Реализация общероссийских тенденций в одном из крупных промышленных регионов связана с усилением дисбаланса структурных и содержательных компонентов подготовки кадров на фоне дефицита трудовых ресурсов и ожидаемого демографического спада. Выявлены перспективы и направления кадровой и образовательной политики, состоящие в развитии механизмов социального партнерства для повышения качества подготовки, необходимости системных изменений в структуре профессионального образования в регионе. Второй параграф посвящен анализу стратегий поведения работодателей в процессе подбора кадров на региональном трудовом рынке. Здесь выявляются требования, которые предъявляет работодатель к подготовке кадров, способы их рекрутирования, формы сотрудничества с образовательными учреждениями. Определяются различные стратегии, которые используют руководители современных предприятий в процессе поиска и найма работников, в осуществлении кадровой политики. Третий параграф содержит анализ трудовых и образовательных ориентаций рабочих предприятий крупного промышленного региона, испытывающего в условиях модернизации экономики, особенно ее обрабатывающих отраслей, острый дефицит в квалифицированных рабочих. Карьерные ориентации рабочих, оценка ими некоторых аспектов трудового процесса, выявленные в результате исследования, могут быть использованы при формировании стратегий воспроизводства рабочих кадров, путей повышения престижа рабочей профессии. Монография М.Н.Макаровой содержит анализ наиболее актуальной на сегодняшний день проблемы - модернизации образования в соответствии с современными социально-экономическими процессами. Трансформация характера труда в современном обществе приводит к изменению требований к системе образования. В книге проанализированы основные подходы к современному образованию и его взаимосвязи с миром труда в "обществе знаний". Автор книги хорошо ориентируется в западных и отечественных научных концепциях, содержащих анализ образовательных и трудовых процессов. Особого внимания заслуживают результаты социологических исследований, проведенных автором работы и затрагивающих особенности взаимосвязи образования и занятости различных профессиональных и социальных групп. Работа заслуживает публикации и рекомендуется научным работникам, представителям органов управления, студентам и всем интересующимся вопросами функционирования образования в современном обществе. Доктор социологических наук,
профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Н.Л.Захаров
Марина Николаевна МАКАРОВА Кандидат философских наук, доцент, декан факультета социологии и философии
Удмуртского государственного университета. Сферами ее интересов являются
социология образования, вопросы взаимосвязи образовательных и
социально-экономических процессов, изучение рабочего класса. Ее первая
монография "Образовательный потенциал рабочих" заняла третье место на
конкурсе Российского общества социологов в 2006 году.
|