Предисловие |
Аргентинская Республика (краткая географическая справка) |
I | Конституция Аргентинской Республики |
II |
| 2.1. | Закон N 346: Гражданство и натурализация |
| 2.2. | Декрет N 3213/84: Регламентация Закона N 346 |
| 2.3. | Закон N 23.059: Гражданство и натурализация. Отмена закона de facto N 21.795. Восстановление действия закона N 346 |
| 2.4. | Закон N 16.569: Гражданство детей аргентинцев, родившихся в иностранном государстве в период высылки их родителей |
| 2.5. | Закон N 16.986: Закон об ампаро |
| 2.6. | Закон N 23.098: Процедура habeas corpus |
| 2.7. | Закон N 24.417: Защита от насилия в семье |
| 2.8. | Закон N 24.284: О Защитнике Народа |
III |
| 3.1. | Закон N 20.972: Закон об исполнении обязанностей президента и вице-президента. Отмена Закона N 252 |
| 3.2. | Регламент Палаты депутатов Конгресса |
| 3.3. | Закон N 13.640: О рассмотрении вопросов, внесенных в национальный Конгресс |
| 3.4. | Повестка дня N 137 (от 30 апреля 1992 г.) |
| 3.5. | Закон N 25.320: Закон об иммунитетах |
IV |
| 4.1. | Национальный избирательный кодекс |
| 4.2. | Закон N 15.262: Совмещение выборов |
| 4.3. | Декрет N 17.265/59: Регламентарный декрет к Закону N 15.262 |
| 4.4. | Органический закон о политических партиях |
| 4.5. | Закон N 25.600: Закон о финансировании политических партий |
| 4.6. | Закон N 19.108: Организация национальной электоральной юстиции |
| 4.7. | Декрет N 1246/2000(Гарантии участия женщин в политической жизни) |
| 4.8. | Декрет N 1398/2002 о созыве избирателей на внутренние открытые совмещенные выборы кандидатов на должности президента и вице-президента Республики |
| 4.9. | Закон N 25.684 о созыве избирателей на выборы президента и вице-президента Республики 27 апреля 2003 г. и, при необходимости, на второй тур выборов 18 мая 2003 г. |
| 4.10. | Декрет N 294/2005 о созыве избирателей Аргентинской Республики на выборы национальных депутатов и сенаторов 23 октября 2005 г. |
| 4.11. | Декрет N 292/2005, регламентирующий избирательную систему на внутренних открытых совмещенных выборах кандидатов от политических партий и избирательных альянсов на национальные выборные должности |
| 4.12. | Декрет N 451/2005, утверждающий электоральную хронограмму для внутренних открытых совмещенных выборов кандидатов от политических партий и избирательных альянсов, назначенных на 7 августа 2005 г. |
| 4.13. | Декрет N 535/2005 |
| 4.14. | Закон N 25.432: Обязательный и консультативный референдум |
| 4.15. | Закон N 24.747: Народная законодательная инициатива |
V |
| 5.1. | Закон о Совете магистратуры |
| 5.2. | Закон N 24.946: Органический закон о Прокуратуре |
| | Раздел II. Ведомство Генерального прокурора Республики |
| | Раздел III. Ведомство Генерального защитника Республики |
VI |
| 6.1. | Конституция провинции Буэнос-Айрес |
| | Раздел X. Переходные положения |
| 6.2. | Органический закон о муниципалитетах (провинции Буэнос-Айрес) |
Аргентина -- одно из активно развивающихся государств с населением около 38 млн человек.
Действующая аргентинская Конституция принята 1 мая 1853 г., однако парламент
и другие институты демократии возникли в стране задолго до этой даты.
Исторически Аргентина развивалась как федеративная республика.
Страна имеет богатый опыт политических реформ и контрреформ, авторитаризма
и демократии, что сближает ее с Россией, несмотря на географическую удаленность
и культурные различия. Однако правовая и политическая система Аргентины (весьма
интересная и в теоретическом, и в практическом отношении) в нашей стране мало
изучена. И совершенно напрасно. Мы могли бы найти кое-что интересное для себя
в аргентинском опыте -- опыте страны, которая, как и Россия, ищет пути
к утверждению демократического правового строя, обеспечивающего согласование
интересов богатых и бедных, формирование среднего класса, укрепление
гражданского общества, демократической партийной системы. Аргентина лишена
высокомерия традиционных либеральных демократий. Может быть, потому, что
демократия в Аргентине складывается не по западному образцу и является
"нелиберальной", если следовать терминологии американских политологов. Вместе
с тем, Аргентина имеет свое видение "либерализма", понимая его в широких рамках
экономической свободы с акцентом на благополучие и правовую защищенность
каждого индивида, каким бы он ни был -- богатым или бедным. Аргентина активно
продвигается в международные структуры, является одним из ключевых акторов
южноамериканского региона, стремится выйти на мировой уровень. Страна заботится
о соответствии своего права международным стандартам.
Аргентинское право, в отличие от традиционного либерального права,
не рассматривает индивида в противопоставлении с общественными
и государственными структурами. Основная ячейка общества -- семья. Важная
правовая категория -- "домашний очаг", домохозяйство. Законы уделяют
внимание как личным, так и коллективным правам и интересам, стремясь
обеспечить их баланс. Гражданин имеет права, но многие из них одновременно -- обязанности, например, обязанность голосовать на выборах. Аргентина
старается согласовать и гармонизировать социальные связи, создать стабильное
и развитое общество при сохранении ведущей роли сильного демократического
государства, представляющего разносторонние интересы. Эти процессы протекают
на фоне развития страны как федерации, что выдвигает дополнительно проблемы
сочетания местных и общенациональных интересов. Как видим, для Аргентины
актуальны те же проблемы, что и для России.
Очевидно, что многие нормы аргентинского права (как и российского)
существуют только "на бумаге". Но если познакомиться с жизнью страны,
например, почитать аргентинские газеты и журналы, посмотреть телепередачи,
взять книги аргентинских ученых и адвокатов, то становится ясно, что
аргентинское общество добивается претворения своих норм в жизнь. В качестве
примера можно привести радиопередачу, которая совсем недавно транслировалась
на одном из общенациональных аргентинских каналов. Она была посвящена
международным правовым стандартам. Речь шла о лицах, находящихся в местах
предварительного заключения, о тюрьмах, затем о домашнем насилии (кстати,
насколько часто эта тема поднимается у нас?), о недостаточной помощи
старикам со стороны детей. Комментаторы не пытались выгородить свою
администрацию, и не чувствовалось, что они боятся сказать "лишнее".
Не было столь привычных для России обиняков, оговорок, намеков и т.п. Напротив,
стало ясно, что суды в Аргентине в значительной степени независимы, что они
могут действовать наперекор властям, что в обществе есть интерес
к саморазвитию, политическому участию и утверждению гражданственности, что
государство стремится к диалогу с людьми. Не чувствовалось пассивности,
изрядно надоевшей в России, не возникало впечатления социальной депрессии
и пессимизма.
Поэтому, сравнивая российские и аргентинские законы, не следует в первую
очередь брать во внимание количество формальных норм и институтов.
Аргентинское законодательство менее декларативно, чем российское. Зато оно
больше сосредоточено на практической реализации вводимых правил.
Детально ознакомившись с правовой системой Аргентины, российский читатель,
возможно, по-новому взглянет на достоинства и изъяны российских законов.
В любом случае, аргентинские институты наверняка покажутся любопытными как
специалистам, так и всем читателям, интересующимся другими правовыми
системами и политическими культурами.
* * *
Предлагаемый Вашему вниманию сборник законодательных актов тематически
разделен на шесть разделов:
I раздел -- Конституция Аргентинской Республики;
II раздел -- законодательство по вопросам гражданства, прав и свобод
человека;
III раздел -- законодательство по вопросам устройства федеральных органов
государственной власти Республики;
IV раздел -- избирательное законодательство;
V раздел -- законодательство по вопросам судоустройства;
VI раздел -- законодательные акты провинции Буэнос-Айрес.
Акты, включенные в сборник, переведены с испанского языка. Для перевода
использовались тексты документов, доступные через официальные источники
правовой информации Аргентинской Республики. Документы приводятся
в действующей редакции.
При работе над сборником автор учитывал, что российскому читателю
малодоступна актуальная и подробная информация о правовой системе Аргентины.
Настоящее издание призвано по возможности восполнить этот пробел.
Тексты документов обработаны и расположены таким образом, чтобы они могли
выступать не только справочным, но и учебным материалом. Логика
структурирования разделов позволяет последовательно ознакомиться с основными
институтами конституционного права Аргентины (с учетом тех случаев, когда
один институт регулируется несколькими нормативными актами) и понять их
взаимосвязь.
Большое внимание в сборнике уделено выборам (Раздел IV). На взгляд автора,
знакомство с избирательным процессом позволит читателю уяснить широкие
возможности для демократизации политической сферы, которые предоставляет
корректное и эффективное избирательное законодательство.
Раздел VI введен с целью осветить разграничение полномочий Аргентинской
Республики и ее провинций, изучить особенности аргентинского федерализма.
В этот же раздел включен закон о местном самоуправлении провинции Буэнос-Айрес
(не путать с городом Буэнос-Айресом, который является самостоятельным
субъектом федерации). Он позволяет проследить особенности аргентинской
муниципальной системы, традиционно обладающей политической и финансовой
автономией и сильным демократическим потенциалом.
Автор счел нецелесообразным перегружать сборник законодательными актами
других провинций, хотя они также представляют немалый интерес. Провинция
Буэнос-Айрес выбрана потому, что она является одной из наиболее развитых
и населенных в Республике,
имеет устоявшиеся правовые институты. Право провинции Буэнос-Айрес -- одно
из самых старых в Республике, исторически во многом предопределившее
развитие аргентинского права.
Примечания к текстам законодательных актов составлены автором с учетом
оригиналов документов, а также дополнительной информации, которая была
доступна из официальных источников и научно-справочной литературы.
Примечания, касающиеся правовых институтов, приводятся, как правило, один
раз -- в том документе, для которого соответствующий институт является
предметом правового регулирования. В текстах других документов на этот счет
имеются отсылки, однако, чтобы не перегружать сборник массой однотипных
примечаний, они сделаны только в тех местах, где указанные институты
встречаются впервые.
В процессе работы над сборником автор стремился максимально сохранить
лингвистическое и терминологическое своеобразие переводимых текстов и в то же время максимально передать существо аргентинских правовых институтов.
Многие из них не имеют точных аналогов (либо вообще не имеют аналогов)
в российском законодательстве. Поэтому соответствующее их уподобление
российским институтам является весьма условным.
Там, где это было возможно, автор сохранял оригинальные наименования органов
власти, принимаемых документов, правовых процедур и т.д. -- либо путем
транслитерации, либо приводя их на языке оригинала. Аналогичным образом
приводятся географические названия: если то или иное обозначение прочно
устоялось в русском языке (Буэнос-Айрес, Ла Плата и т.д.), оно приводится
в традиционной форме; если же наименование является "редким" и с ним
российский читатель, скорее всего, не знаком (например, Ouro Preto), оно
приводится на испанском языке. Помимо этого, все географические названия
приведены на испанском языке в географической справке, которой снабжен
настоящий сборник.
При переводе документов сохранена их внутренняя структура, наименования
и нумерация глав и разделов, нумерация статей. Если отдельные структурные
единицы документов в сборнике не приводятся, об этом сделано соответствующее
указание с сохранением номеров статей и разделов. Сохранен стиль внутренних
отсылок, обозначений законов и декретов, примечаний и т.д. в соответствии
с оригиналами документов.
В сборнике не приводятся нормы законов, имеющие переходное или временное
значение, нормы, отменяющие ранее принятые правовые акты, а также
малозначимые нормы, не имеющие важности для понимания особенностей правовой
системы Аргентины. Соответствующие пропуски в текстах обозначены курсивом
("Не приводится"). Также автор счел возможным исключить из текстов законодательных
актов нормы (или их части), отсылающие к другим актам. Сохранены лишь
необходимые для понимания существа норм отсылки к документам, включенным
в настоящий сборник. Случаи, когда в тексте не приводится отсылка, обозначены
курсивом в квадратных скобках: "[следует отсылка]".
Поскольку стиль изложения правовых норм в аргентинских законах значительно
отличается от российского, в частности, для него характерны длинные
сложноподчиненные предложения с большим числом придаточных, во многих
случаях для удобства нормы дробились, разделялись на несколько предложений,
иногда -- абзацев (в последнем случае всегда делалось соответствующее
примечание).
В документах выдержан терминологический ряд, хотя сам аргентинский
законодатель не всегда следует этому правилу. Меньшая формализация текстов
(в сравнении с российским законодательством) давала дополнительные
возможности для адекватной передачи существа правовых институтов
с сохранением привязки к тексту оригинала.
Автор надеется, что его работа будет интересна читателю. Если Вы обнаружите
в текстах документов ошибки или неточности, либо просто захотите поделиться
своим мнением по поводу прочитанного, напишите, пожалуйста, об этом автору
по электронной почте: mironov-nik@yandex.ru. Буду признателен
за внимание.
Автор перевода и редактор-составитель сборника Н.М.Миронов
Автор перевода и редактор-составитель сборника
Николай Михайлович МИРОНОВ
Автор более 50 публикаций
по избирательному, муниципальному праву,
сравнительному правоведению.
Основная область его научных интересов --
международные и зарубежные аспекты
демократии и прав человека, в том числе
в странах Латинской Америки.