План является торжественным обязательством, принимаемым государством перед собой.
(Общий доклад, Введение, раздел III) В последние годы тема индикативного планирования активно обсуждается как в научных, так и в различных научно-популярных периодических изданиях. При этом практически ни одна работа не обходится без упоминания о Франции, которая приводится в качестве примера успешного использования индикативного планирования на государственном уровне в течение нескольких десятков лет. Первый индикативный план был принят вскоре после II Мировой войны и охватывал семилетний период с 1947 по 1953 гг. Его целью была модернизация шести основных отраслей – угольной промышленности, энергетики, транспорта, производства стали, цемента и сельскохозяйственного оборудования. Второй план по своей отраслевой направленности мало отличался от первого, но был составлен уже на более короткий четырехлетний период (1954–1957 гг.). Начиная с третьего плана, Франция перешла на пятилетний горизонт планирования. При этом именно в третьем плане (1957–1961 гг.) в один ряд с приоритетными задачами развития основных отраслей промышленности были поставлены задачи улучшения торгового баланса. Постепенно от одного плана к другому расширялись цели планирования и приоритетные направления. Одним из широких и проработанных в смысле охвата экономических и социальных проблем, стоящих перед Францией, является шестой план (1970–1975 гг.). В нем большое внимание уделено организации крупных совместных проектов бизнеса и государства – тому, что мы теперь называем государственно-частным партнерством. Индикативное планирование в этот период выступает не только в качестве инструмента, дающего предприятиям ориентиры на будущее и позволяющего отслеживать процесс достижения этих ориентиров. Оно становится инструментом взаимодействия правительства и общества, позволяющим выработать согласованную государственную социально-экономическую политику. Шестой план интересен еще и успешной реализацией поставленных целей, что подтвердило на практике конструктивность предложенных в нем мер. Последний в ряду разработанных во Франции индикативных планов был десятый план, исполнение которого было досрочно завершено в 1992 г. План был менее эффективным, но причины этого кроятся не в сущности индикативного планирования, а в изменениях внешних и внутренних условий, которые не нашли адекватного отражения в инструментарии разработки и реализации десятого плана. Изучение французских индикативных планов интересно с точки зрения как теории, так и практики. Однако до сих пор для российских специалистов очень сложно детально ознакомиться с этими разработками. Поэтому данная книга, в которой представлен доклад "Общие цели и приоритетные меры для выполнения Плана VI", частично восполнит этот пробел. Валерий Гаврилович Драганов Председатель Комитета Государственной
Думы по экономической политике,
предпринимательству и туризму,
член Генерального совета Всероссийской
политической партии "Единая Россия",
член правления Российского союза
промышленников и предпринимателей,
член Совета по конкурентоспособности
и предпринимательству при Правительстве
РФ, президент Института международного
права и экономики им. А.С.Грибоедова.
Кандидат экономических наук, заслуженный
юрист России. Автор более 30 научных работ. Заведующий лабораторией Института
проблем управления им. В.А.Трапезникова
Российской академии наук,
член Попечительского совета Московского
фонда подготовки кадров и содействия
развитию инновационной деятельности.
Кандидат технических наук.
Автор более 100 научных работ.
|