Россия последовательно выступает за минимизацию значимости военной силы при решении международных проблем и сведение ее функций к сдерживанию войн и вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций мирового развития российское военно-политическое руководство вынуждено корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России достаточного военного потенциала и, прежде всего, современных и эффективных Вооруженных Сил, становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений. Россия в международной системе военно-политических отношенийСущественное значение для понимания специфики внешнеполитических интересов России и, как следствие, роли и места ее Вооруженных Сил, приобретает анализ новых глобальных тенденций мирового развития. Во-первых, в глобальной системе военно-политических отношений наиболее актуальным становится противодействие вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение оружия массового поражения и средств его доставки, международный терроризм, демографические проблемы и этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы. Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций и институтов. Военная сила все чаше применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Россия продолжает настаивать на строгом соблюдении норм международного права при формировании подобных коалиций и будет вступать в них только в том случае, если этого потребуют ее национальные интересы. В-третьих, экономические интересы государств становятся приоритетными по сравнению с их политическими и военно-политическими интересами. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате, если раньше основанием для принятия решения об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой угрозы безопасности, то сейчас военная сила все чаще применяется и для обеспечения экономических интересов. Это объективно расширяет сферу востребованности военной силы. В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную становятся бессмысленными. Это касается как подходов к политической оценке террористической угрозы, так и силовых мер по ее нейтрализации. Очевидно, что доля ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, в противодействии терроризму существенно увеличилась. В-пятых, возросло значение негосударственных субъектов системы международных отношений в определении характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные "клубы" оказывают широкое, зачастую противоречивое, воздействие на политику отдельных государств. Данные тенденции дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также в рамках традиционных межгосударственных организаций. Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию Вооруженных Сил России, является также характер отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. Россия стремится к активному участию в основных международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве важнейших элементов, обеспечивающих глобальную стабильность. Снижение их роли и переход к практике применения вооруженных сил на основании решений, принятых отдельными государствами, представляется крайне опасной тенденцией, способной в перспективе создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Развитие отношений с Содружеством Независимых Государств является для России одним из приоритетных направлений ее внешней политики. Наша страна стремится и дальше укреплять потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. И, прежде всего, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия и дальше будет выступать за ее превращение в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в Содружестве и прилегающих к нему регионах. Отношения России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2002 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие из военного планирования и политических деклараций стран – членов НАТО как прямых, так и косвенных компонентов антироссийской направленности. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, российское военное планирование и принципы строительства российских Вооруженных Сил, включая их ядерную составляющую, будут адекватно пересмотрены. Россия готова к дальнейшему развитию конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества со странами Европейского Союза при безусловном признании территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма. Россия рассчитывает на расширение разностороннего сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, в том числе по проблемам обеспечения глобальной и региональной стабильности, а также укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью достижения компромиссных решений по любым международным проблемам на основе строгого соблюдения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Дальнейшее укрепление политического и военно-политического потенциала ШОС позволит сформировать зону мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, что, в свою очередь, исключит или сделает маловероятным возникновение там крупномасштабной военной угрозы. Если же произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник военно-политической нестабильности. Таким образом, анализ глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, противоречивостью, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому оценить систему угроз безопасности Российской Федерации и выработать на этой основе приоритеты военного строительства, соответствующие международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам. Угрозы безопасности РоссииСуществуют три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. Необходимо отметить, что даже традиционные внешние угрозы приобретают новые аспекты. В частности, относительно новыми для российского военного планирования следует считать такие из них, как вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, ими поддерживаемых, нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их правительств, и некоторые другие. Возрастает роль Вооруженных Сил в противодействии такой угрозе, как осуществление государствами, коалициями государств или общественно-политическими движениями программ по созданию оружия массового поражения или получению ими доступа к наиболее опасным видам вооружений. Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных Сил выполнения задач различного характера в разных регионах мира. Нельзя абсолютно исключать и превентивное применение силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства. К наиболее важным внутренним угрозам, участие в нейтрализации которых включается в число задач Вооруженных Сил, следует отнести: – попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; – создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; – незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; – широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации; – деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений. Особо следует остановиться на трансграничных угрозах, которые, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути являются внешними. Например, такие из них, как: – деятельность на территории России структур, связанных с международным террористическим сообществом; – подготовка на территории других государств вооруженных формирований для действий на территории России или ее союзников; – трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность. Необходимость противодействия трансграничным угрозам безопасности России для военного планирования будет возрастать. Вооруженные Силы будут участвовать в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз совместно с другими силовыми структурами на основе Конституции и законодательства России. В столь сложный для страны период безответственно ограничивать деятельность Вооруженных Сил только внешней сферой. Опыт Чечни нас многому научил. Ведь именно здесь, противодействуя угрозе, которая имела форму внутреннего мятежа, Россия столкнулась с внешней агрессией со стороны международных террористических организаций. Особо следует учитывать возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Это крайне опасная тенденция, подрывающая глобальную и региональную стабильность. Даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения. В целом, можно констатировать, что ни одна из существующих конфликтных ситуаций за пределами территории России не создает прямой военной угрозы ее безопасности. Однако необходимо просчитывать ситуацию, которая может сложиться в будущем. В обозримой перспективе российское военное планирование будет определяться существованием ряда факторов неопределенности. То есть конфликтов или процессов, развитие которых может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетных для интересов России регионах или создать прямую угрозу ее безопасности. К таким факторам, например, относится внутренняя ситуация в ряде стран СНГ и приграничных с ними районах. Современное военное планирование должно учитывать и опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов конца прошлого – начала нынешнего века. Правильное осознание этого опыта требует отказа от привычных стереотипов. За прошедший период не выявилось какого-либо одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что боевая подготовка, планирование операций, военно-техническое обеспечение должны быть максимально гибкими. Ясно и то, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Поэтому необходимо готовиться и к классическим боевым действиям, и к борьбе с различными формами терроризма. Большинство конфликтов последнего времени развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, но с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Это требует готовности не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и способности тем или иным способом перенести боевые действия на территорию противника. Совершенно ясно, что ход и исход вооруженной борьбы будут определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Тот, кто до сих пор считает, что в современной войне по-прежнему решающими будут удары танковых клиньев, живет устаревшими представлениями. Ясно также, что успех будет на стороне того, кто сможет функционально интегрировать все информационные потоки и корректировать планы боевого применения в зависимости от изменяющейся обстановки в режиме реального времени. Поэтому в оперативном построении группировки войск должны присутствовать следующие составляющие: разведывательно-информационный центр; автоматизированная, высокозащищенная система управления войсками и оружием; а главное – воздушно-космический эшелон, выполняющий как разведывательные, так и ударные функции. Особенности современных войн и вооруженных конфликтов поднимают проблему формулирования новых задач Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти задачи должны учитывать как уже проявившиеся особенности развития военно-политической обстановки в зонах интересов России, так и возможные направления развития принципов вооруженной борьбы. Задачи вооруженных сил РоссииЗадачи российских Вооруженных Сил классифицируются по четырем основным направлениям: 1.Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности, включая обеспечение стратегической стабильности и территориальную оборону страны. 2. Обеспечение экономических и политических интересов, что может включать в себя проведение по решению Президента РФ операций с использованием Вооруженных Сил. 3. Осуществление силовых операций мирного времени, включая выполнение союзнических обязательств, а также миротворческих операций по мандату ООН или СНГ. Замечу, мы прорабатываем вопрос о создании в 2004 году в составе Сухопутных войск действующей на постоянной основе отдельной миротворческой бригады. 4. Применение военной силы для нейтрализации военной угрозы, в том числе и в условиях использования оружия массового поражения. С учетом всего этого можно констатировать, что российские Вооруженные Силы должны быть способны: – в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи силами постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов; – в случае обострения ситуации обеспечить стратегическое развертывание и сдерживать эскалацию обстановки за счет стратегических сил и маневра силами постоянной готовности; – в военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи одновременно в двух локальных войнах. Таким образом, геополитические потребности развития России и характер задач, возлагаемых на ее Вооруженные Силы в сфере обеспечения национальной безопасности, позволяют сформулировать основные приоритеты строительства и развития российских армии и флота с учетом их нынешнего состояния. |