Тема Италии в русской художественной литературе, в частности в русской поэзии XIX века, не редко была объектом внимания в отечественной литературной критике и предметом изучения в отечественном и, отчасти, зарубежном литературоведении: в работах М.Н. Розанова, М.П. Алексеева, П.Н. Беркова, Р.М. Гороховой, Э. Ло Гатто, К. Ласорса, Л. Удольфа и др. различные аспекты этой темы были раскрыты со всей широтой культурно-исторического освещения и с содержательной полнотой, присущей трудам этих исследователей. Однако не подлежит сомнению, что обозначенная тема обильна материалами и далеко не исчерпаны вопросы установления, описания и изучения взаимодействий и взаимовлияний итальянской и русской словесно-художественных традиций и задачи вдумчивого, исторически более точного и лингвистически более объемного раскрытия и осмысления образов, мотивов, словесно-поэтических структур произведений русских поэтов, воодушевленных образами края поэтических вдохновений par ecellence - Авзонии счастиливой, чья природа, города, быт и уклад жизни, художественное и поэтическое наследие, отражаясь в стихиях русской речи, преломлялись в разные эпохи по-разному. Сменялись литературные стили и направления, представления о поэте и поэзии, о роли слова в создании и воссоздании действительности – менялось восприятие Италии. Образная многоликость поэтических представлений об Италии – предмет книги О.С. Крюковой "Италия в русской поэзии XIX века". Прослеживая судьбы итальянских мотивов в русской поэзии от эпохи так называемого романтизма к эпохе так называемого Серебряного века, О.С. Крюкова представляет читателю картину последовательного развития и углубления темы Италии в русском поэтическом воображении – темы, ставшей устойчивым предметом поэтической мысли ряда поколений русских поэтов. Каждое из этих поколений обнаруживало и воплощало как постоянные черты "русского восприятия Италии", закрепленные идущей от Батюшкова и Пушкина традицией, так и индивидуально-авторские штрихи и контуры этого образа. Как показывает исследование О.С. Крюковой, словесно-художественное мышление русских поэтов XIX века чуждалось поэтического техницизма в передаче образов Италии; обращение к этим образам более тяготело к соединению и взаимопроникновению своими национальными истоками, семиотическим окружением, поэтическим восприятием как пространственной среды, так и тайников поэтического вдохновения. В XIX веке Италия была центром эстетического притяжения для России, но – и странноприимным домом: в Италии, как и в России, нет отторжения иностранцев; чувство простительности и душевного простора человека – притягивали и прельщали артистические, а то и просто беспокойные русские натуры, в чьих судьбах, однако, Италия сыграла неоднозначную роль. Итальянцы накормят и пожалеют, им чужда фанаберия, кичливость – некому сопротивляться: за ними и с ними Рим. Италия уверена в своих эстетических достоинствах и горда ими. "Образ Рима в русской поэзии XIX века" - первая глава книги О.С. Крюковой, развертывает картину этого вечного города в восприятии русских поэтов. Схожесть гармонической эмоции русских и итальянцев, проявляясь в разноязычной по способу выражения, но эстетически целостной гамме мотивов, обнаруживается во второй и третьей главах монографии: "Итальянские мотивы в русской поэзии XIX века и их словесное воплощение" и "Судьба итальянских мотивов в поэзии Серебряного века". В речевой ткани русского стиха (в приложениях к книге О.С. Крюковой помещена хрестоматия русских стихов об Италии) отражаются и этические воззрения народа, реализуется контакт с историей – историей Италии и России, Рима и Москвы, Петербурга и Венеции: на протяжении почти целого века Италия властвовала умами и сердцами не одного поколения русских поэтов, художников, музыкантов и ученых. Исследование О.С. Крюковой написано заинтересованно, а потому способно заинтересовать читателя. А.П. Лободанов Введение Глава 1. Образ Рима в русской поэзии ХIХ в Глава 2. Итальянские мотивы в русской поэзии ХIХ в. и их словесное воплощение Глава 3. Судьба итальянских мотивов русской поэзии ХIХ в. в поэзии Серебряного века Заключение Библиография Приложения Хрестоматия Объяснительный словарь Рекомендуемая литература Крюкова Ольга Сергеевна -– кандидат филологических наук, доцент факультета искусств МГУ, автор 40 научных публикаций, в том числе словаря <Ономастикон романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин">. Сфера научных интересов: культурология, язык и общество, семиотика, взаимодействие национальных литератур, русская литература ХIХ в. |