URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика Обложка Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика
Id: 48230
346 р.

Ампер и кибернетика Изд. 2

2007. 96 с.
Газетная пухлая бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Кибернетике Винера предшествовала кибернетика Ампера. Великий физик в своем фундаментальном труде «Опыт о философии наук» (1834-1843) определил кибернетику как науку об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам блага мира. Настоящая книга посвящена разбору взглядов Ампера на эту науку и сравнению их с современными концепциями управления. Прослеживается постепенное развитие кибернетических идей, приведшее в нашем... (Подробнее)


Содержание
top
I.НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО
II.ЕСТЕСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
III.НАУКА ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
IV.АМПЕР И ВИНЕР
V.КИБЕРНЕТИКА И ОБЩЕСТВО
VI.ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЧЕРА И ЗАВТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

I. Наследие великого ученого
top
Opinionum commenta delet dies, naturae judicia confirmat.
Cicero. De natura deorum
Время ложь предубеждений истребляет, законы природы утверждает.
Цицерон. О природе богов

Кибернетике Винера предшествовала кибернетика Ампера. Обстоятельство это упоминалось многими авторами, в том числе автором этих строк. Не раз цитировалось и Амперово определение кибернетики как науки об управлении государством. Однако подробности известны хуже, даже среди теоретиков управления. Замысел великого физика – яркая, но забытая страница истории научной мысли.

Настоящая работа представляет собою попытку прочитать ее заново, в свете последующего развития. Мы рассмотрим классификацию наук Ампера и место, которое он отвел в ней кибернетике, его понимание этой науки и исторические судьбы его предложений. Я позволю себе также сравнить подходы Ампера и Винера и разобрать, хотя бы в общих чертах, современные воззрения на социальные аспекты кибернетики.

Исследование прошлого науки помогает лучше увидеть ее настоящее и будущее, оценить ее успехи и проблемы. Вместе с тем оно знакомит нас с людьми, которые жили в этом прошлом.

Великие ученые, великие изобретатели, великие художники принадлежат не только своей родине, но и всему человечеству, ибо они трудились для всех. Имя Ампера, замечательного исследователя природы, всегда пользовалось в России уважением. Наша Академия наук избрала его своим членом, его открытия находили отклик у наших ученых и инженеров, о нем писали наши историки науки. Я буду рад, если моя книга, результат нескольких лет усердных занятий, сделает более ясной и близкой нам еще одну сторону его деятельности.

Трудная, но богатая плодами жизнь Ампера описывалась уже не раз (Launay, 1925; Забаринский, 1938; Белькинд, 1968 и др.), поэтому я приведу лишь несколько штрихов, чтобы вызвать в памяти читателей образ самоотверженного искателя истины и приготовить их к рассказу о том, как возникла его кибернетика.

Французский ученый и философ Андре-Мари Ампер родился 22 января 1775 г. в Лионе, умер 10 июня 1836 г. в Марселе. Его познания и интересы отличались необычайной широтой. Воспитанный в свободном духе Руссо, он вступил в храм наук жадным автодидактом. Еще в детстве он прочитал всю многотомную энциклопедию Дидро и д'Аламбера и впоследствии, даже спустя много лет, мог цитировать из нее наизусть длинные отрывки по самым различным вопросам. Важнейшие его открытия касаются физики, где он стяжал славу "Ньютона электричества", основателя электродинамики, и вместе с англичанином Фарадеем проложил путь к практическому использованию электрического тока (см., например, Ампер, 1954). Не оставил он без внимания также механики и оптики. Но, кроме того, он занимался математикой, химией, геологией, биологией, внося в эти области смелые, оригинальные идеи. Вспомним, например, его мемуар по теории игры, его атомистические этюды, его гипотезу о происхождении Земли, его спор с Кювье о единстве строения животных – свидетельстве эволюции.

Физик из Лиона был большим знатоком древних языков и древней литературы, особенно римской поэзии. Много сил и времени отдавал он философии и психологии, стремясь найти свое решение мировых загадок и постичь глубины человеческой души, хотя здесь им оставлены лишь фрагменты.

В речи, произнесенной на могиле ученого по случаю столетия его физических открытий, французский инженер Поль Бушеро сказал: "Гений проявлялся у него во всем. Как у Леонардо да-Винчи, его обширный ум радовался всякой работе мысли, но, быть может под влиянием обстоятельств, его деяния принесли другие плоды, чем деяния великого флорентинца" (Boucherot, 1922, р. 56).

Многообразие интересов сочеталось у Ампера с мощным влечением к упорядочению и обобщению. Искусный аналитик, входивший во все детали предмета, он видел свою задачу в синтезе. Ему было важно не просто знать, но знать главнейшее, существеннейшее. Его манили фундаментальные, коренные проблемы, открывающие новые пути перед наукой.

Именно такие могучие строители возводили цитадель классического естествознания. Наш северный полигистор Ломоносов, отец русской физики и химии, дал хорошую формулу этого щедрого универсализма: "Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает, упражняться" (Ломоносов, 1950, с.559). Расцвет узкой специализации наступит позже, во второй половине XIX столетия, когда все важные тайны природы будут считаться окончательно раскрытыми. Понадобятся новые революции в физике, биологии, технике, чтобы исследователи опять увидели безмерные дали и туманные горизонты.

Эти краткие замечания помогут нам понять истоки и мотивы гигантской работы по классификации наук, которой Ампер посвятил свои последние годы и в ходе которой он выдвинул проекты создания новых научных дисциплин, в том числе такой, как кибернетика. Итогом был "Опыт о философии наук, или Аналитическое изложение естественной классификации всех человеческих знаний"; его первая часть вышла в свет в 1834 г., вторая – в 1843 г., уже после смерти автора (Ampere, 1834, 1843).

Это интересная, богатая мыслями, с античным лаконизмом написанная книга, во многом опередившая эпоху. Ампер попытался в ней измерить и взвесить всю массу положительного знания, какой обладали народы Запада в начале XIX в., и наметить направления ее дальнейшего роста. Орудием анализа ему служила выработанная им теория научного метода, четырех последовательных точек зрения на предметы. Он хотел построить науку о науке – идея, которая получила развитие только в XX в., в наши дни.

Ампер жил в бурное, суровое время, среди крутых и быстрых перемен, когда веселое вольнодумие XVIII в., казалось, потерпело крушение. На его глазах Франция прошла через Генеральные штаты, террор, империю, реставрацию. В своих философских исканиях он хотел примирить разум и веру, создать новую систему идеализма, или, как говорили тогда французы, систему спиритуализма. Его сравнивали с рационалистами богословского XVII столетия – Декартом, Лейбницем, Мальбраншем. В чем-то он похож и на своего современника Гегеля; поворот к метафизической (в широком смысле) спекуляции – характерная черта всей европейской философской мысли тех лет.

Однако Ампер не отвергал основных стремлений блестящей и смелой эпохи Просвещения, а скорее искал для них новые формы. В его мировоззрении ярко выражены идеи гуманизма и прогресса. Недаром в письме к Фарадею он повторил слова Цицерона о времени, истребляющем ложь предубеждений. Ученый мечтал об умножении человеческого могущества и счастья, о лучшей, разумной организации общества, о мирном процветании народов. Теория управления – кибернетика – была подчинена им теории общественного счастья – ценольбологии. В те же годы на той же почве вырастали учения Сен-Симона и Фурье.

Неутомимый труженик и благородный мечтатель, Ампер встретил на своем пути немало бед и горя. Казнь отца, семейные несчастья, постоянные материальные затруднения, долгая, тяжелая болезнь – судьба не скупилась на удары. Академическая карьера великого физика складывалась нелегко и сталкивалась со многими препятствиями. При первом возвращении Бурбонов он стал, наконец, членом Французского института и кавалером Почетного легиона, однако и потом ему не раз пришлось испытать недоверие и пренебрежение начальства. "Удрученным многими невзгодами" называет его историк Поль Таннери ("История XIX века", т.4, 1938, с.182). Только высокие духовные идеалы, любовь к истине и людям помогали ему нести непосильное бремя. Об Ампере говорили, что он был столь же прост и добр, сколь и велик.

Порывистый, увлекающийся холерик, он с жаром брался за свои проекты и забывал над ними обо всем. Это принесло ему славу чудака. Большой словарь Ларусса, изданный в прошлом веке, запечатлел восприятие Ампера современниками. "Его рисуют робким, бескорыстным, неловким, незнакомым со светскими обычаями, обладавшим невероятною рассеянностью, которая больше, чем все его открытия, сделала из него популярного человека" (Larousse, s.d., t. I, p.296). Нечто подобное говорили, впрочем, еще о Фалесе Милетском, первом европейском философе и физике, открывателе тайны солнечных затмений. Увы, исследование необыкновенного порою мешает жить в обыкновенном. Мы увидим, однако, что эта рассеянность не помешала ученому заметить острые проблемы эпохи.


Об авторе
top
Геллий Николаевич ПОВАРОВ (1928–2004)

Известный отечественный математик, философ и историк науки, профессор кафедры кибернетики Московского инженерно-физического института. В 1950 г. с отличием закончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. С 1953 по 1960 гг. работал в системе АН СССР. Позже работал в ВИНИТИ Гостехники СССР и АН СССР и других институтах, а в 1965 г. пришел в МИФИ, где с 1967 г. работал на кафедре кибернетики; профессор с 1994 г.

Г.Н.Поваров внес значительный вклад в развитие отечественной кибернетики, философии и методологии науки. Под его редакцией вышли важные труды по кибернетике и теории систем. Он был одним из создателей математической теории синтеза контактных схем с одним входом и несколькими выходами и теории кумулятивных сетей, автором новой концепции событийной логики. Именно ему принадлежит авторство терминов "системотехника", "системология" (общая теория систем) и "дедалогия" (системная наука о научно-техническом прогрессе, от имени мифологического зодчего Дедала).