URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты Обложка Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты
Id: 48040
423 р.

Пространственное развитие и проблемные территории:
социально-экономические аспекты

URSS. 2006. 288 с. ISBN 5-484-00796-8. Букинист. Состояние: 4+.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книга депутата Государственной Думы России А. А. Климова посвящена социально-экономической реабилитации депрессивных и отсталых территорий в условиях пространственного развития. В 1990-е годы автор, в качестве председателя комитета по региональной политике Законодательного Собрания Пермской области, приобрел большой опыт решения прикладных задач, связанных с развитием проблемных территорий. С 1999 г. автор,

в качестве... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Раздел 1. Теоретические аспекты возникновения проблемных территорий, методология их исследования и механизмы реабилитации
Глава 1.1.Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития
 1.1.1.Территориальные аспекты социально-экономического развития: эволюция взглядов и система понятий
 1.1.2.Сущность и типы проблемных территорий
 1.1.3.Динамика параметров территориальных диспропорций и проблемные территории
Глава 1.2.Методологические аспекты исследования проблемных территорий
 1.2.1.Методы оценки проблемных ситуаций
 1.2.2.Исследование воздействия проблемных территорий на функционирование больших региональных систем
 1.2.3.Содержание и информационное обеспечение мониторинга проблемных территорий
Глава 1.3.Современные представления о сущности и соотношении подходов, ориентированных на саморазвитие и государственную поддержку проблемных территорий
 1.3.1.Особенности прямого государственного управления процессами пространственного развития
 1.3.2.Применение рыночных механизмов и пространственное развитие
 1.3.3.Разграничение предметов ведения и полномочий по вопросам реабилитации проблемных территорий
Глава 1.4.Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий
 1.4.1.Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий
 1.4.2.Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий
 1.4.3.Зарубежный опыт реабилитации проблемных территорий
Раздел 2. Пространственное развитие Пермского края и реабилитация проблемных территорий
Глава 2.1.Подходы к концепции пространственного развития Пермского края
 2.1.1.Общие положения
 2.1.2.Индивидуальные особенности пространственного развития края
 2.1.3.Фактор Коми-Пермяцкого округа в формировании краевого пространства
Глава 2.2.Варианты пространственного развития Пермского края
 2.2.1.Инерционный вариант
 2.2.2.Развитие на основе политики "выравнивания"
 2.2.3.Развитие с учетом расширения границ края в долгосрочной перспективе
 2.2.4.Поляризованное развитие
Глава 2.3.Базовый вариант пространственного развития Пермского края
 2.3.1.Основные элементы базового варианта пространственного развития края
 2.3.2.Законодательное и институциональное обеспечение краевого пространственного развития
 2.3.3.Основные этапы пространственного развития Пермского края в среднесрочной и долгосрочной перспективе
Заключение
Список литературы

Введение
top

Тема этой книги затрагивает лишь один из аспектов региональной политики, связана лишь с одной из групп задач, решение которых необходимо в ходе научно обоснованного и эффективного пространственного развития. Вместе с тем, решая такие задачи, мы должны хорошо представлять себе, что решения будут верными лишь в том случае, если, благодаря системному подходу, они будут увязаны с общими проблемами, выходящими далеко за рамки сформулированных прикладных вопросов.

Люди давно осознали, что человеческая цивилизация развивается во времени и в пространстве. В отличие от однонаправленного времени – пространство многомерно и неоднородно. Поэтому и пространственные параметры развития в каждый данный момент времени многочисленны и разнородны. Эти характеристики пространства обусловлены как объективными особенностями конкретной территории – ее географическим расположением, рельефом, природно-климатическими факторами, так и последствиями освоения этой территории человеком, уровнем ее экономического и социального развития.

Нет и не может быть территорий без проблем, как нет и не может быть абсолютно беспроблемного развития. Однако уровни остроты и сложности проблем различны, как различен их генезис и возможные способы преодоления.

В этом смысле вопросы реабилитации проблемных территорий, их пространственный аспект требуют постоянного изучения на каждой стадии общественного развития. В каждой отдельно взятой территории они нуждаются в своем, конкретном способе реабилитации. В то же время существуют общие принципы подобной реабилитации, набор мер, способных снять остроту проблем пространственного развития.

Отсюда следует необходимость исследования существующих закономерностей и разработка методологии индивидуального подхода к проблемным территориям в процессе пространственного развития.

Распад СССР на 15 независимых государств, резкий переход от директивного планирования к "свободному рынку", глубокое изменение политической системы привели к значительным территориальным асимметриям на постсоветском пространстве. Диспропорции особенно заметны в пределах крупнейшей из бывших советских республик – Российской Федерации. Эти диспропорции усилились в период глубокого и длительного системного кризиса 1990-х гг.

Начавшийся впоследствии экономический рост не только не прекратил эту тенденцию, но, напротив, привел к возрастанию дифференциации.

Государство, руководители как российских регионов, так и отдельных муниципальных образований предпринимали различные методы сглаживания обострившихся территориальных асимметрий. В ход шло все, начиная от попыток индивидуализации схемы перераспределения бюджетных средств между центром и регионами до изменения административно-территориального устройства, включая образования новых субъектов Российской Федерации.

После десятилетних попыток (1995–2005) совершенствования методов финансового "выравнивания" воссозданное Министерство регионального развития России в числе своих первых решений признало неэффективность дальнейшего движения по данному пути и провозгласило курс на поляризованное развитие, сделало ставку на "регионы-локомотивы".

Тогда же в стране появился новый субъект Федерации – Пермский край, образованный путем объединения Пермской области (одного из индустриальных лидеров России) и Коми-Пермяцкого автономного округа (одного из регионов-аутсайдеров). Вслед за Прикамьем процесс объединения российских регионов получил развитие в Сибири и на Дальнем Востоке.

В июле 2006 г. вопрос стратегии социально-экономического развития российских регионов стал предметом специального рассмотрения Госсовета России. Там было подчеркнуто, что за минувшее пятилетие региональное расслоение резко усилилось: по объемам промышленного производства на душу населения различия между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами составляли к концу 1990-х гг. 64 раза, а в 2005 г. эти различия выросли уже до 281 раза. Разница в "подушевых" доходах региональных бюджетов выросла за 5 лет с 50 до 194 раз, объем инвестиций – с 30 до 44 раз.

В ходе обсуждения предлагалось ускорить подготовку и принятие ряда важных законов, работа над которыми ведется еще с конца 1990-х гг. Однако принятие целого ряда уже подготовленных федеральными депутатами законов наталкивается на серьезное противодействие.

В указанный период автор как депутат Государственной думы России от Пермской области и член Комитета по делам Федерации и региональной политики занимался разработкой соответствующего федерального законодательства и принимал участие в подготовке детального проекта пространственного развития Пермского края в качестве руководителя сводной экспертной группы.

Предлагаемая вниманию читателя книга написана на основе проведенных автором исследований и его практической работы по реабилитации проблемных территорий. В ее основе не только личный опыт, но и осмысление результатов огромной работы, выполненной другими специалистами российских и зарубежных научных центров.

Автор отдает себе отчет в том, что книга не вправе претендовать на всеобъемлющее исследование. Мы исходим из того, что эффективное преодоление состояний проблемности любых общественных систем, включая локальные, всегда индивидуально. Опыт такого рода, полученный на примере Пермского края и представленный во втором разделе книги, не может рассматриваться как идеальный либо образцовый. В то же время это был первый подобный опыт в России, да и вообще в современной истории федеративных государств.

Буду рад, если предлагаемая вашему вниманию книга будет полезна тем, кто занимается изучением пространственного развития, проблемами реабилитации депрессивных, отсталых и кризисных территорий, формированием и реализацией региональной политики.

Хотелось бы поблагодарить многих моих коллег, с кем довелось проводить многолетние исследования, внедрять полученные результаты, тех, кто способствовал появлению этой книги. Особая благодарность моим коллегам по Государственной думе депутатам В.И.Гришину, В.А.Жидких, Л.А.Иванченко, Ю.М.Коневу, В.С.Мокрому, О.В.Морозову, С.К.Смирновой. Вместе с ними мы разрабатывали и отстаивали важнейшие законопроекты, непосредственно связанные с региональной политикой. Искренне благодарен московским и пермским специалистам, с которыми довелось разрабатывать систему пространственного развития Пермского края: д. ю. н. А.С.Автономову, к. г. н. А.М.Коробейникову, к. э. н. г. В.Марченко, к. э. н. В.А.Матвееву, к. э. н. А.С.Рассошных, В.В.Резвых, к. г. н. В.А.Столбову, д. г. н. М.Д.Шарыгину.

Выражаю мою глубокую признательность д. э. н. Е.С.Сапиро и д. э. н. А.Н.Швецову, которые взяли на себя труд прочесть рукопись этой книги, сделать автору важные замечания и дать полезные предложения.

При проведении собственных исследований, результаты которых положены в основу этой книги, автором были востребованы положения общей методологии системного подхода, получившие развитие в работах Д.М.Гвишиани, Б.З.Мильнера, В.С.Рапопорт, а также труды ведущих ученых, специалистов в области регионалистики, в частности: академиков РАН А.Г.Гранберга и А.И.Татаркина, докторов наук С.С.Артоболевского, М.К.Бандмана, Л.В.Вардомского, Л.А.Иванченко, Р.А.Исляева, О.В.Кузнецова, В.Н.Лексина, О.С.Пчелинцева, М.М.Циканова, А.Н.Швецова, Р.И.Шнипера, Б.М.Шульберга.


Об авторе
top
Андрей Аркадьевич КЛИМОВ

Выпускник экономического факультета Пермского госуниверситета, в котором после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации по экономическим наукам в течение ряда лет преподавал и заведовал кафедрой на экономическом факультете. За успешную научно-педагогическую деятельность награжден медалью СССР "За доблестный труд".

В 1990 г. был избран депутатом Пермского областного Совета народных депутатов и членом Президиума Облсовета. В 1994 г. был избран депутатом Законодательного собрания Пермской области и председателем комитета по региональной политике.

В 1999 г. был избран в Государственную Думу III созыва, в которой был членом депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)", а также входил в Комитет по делам Федерации и региональной политике. В 2000 г. А.А.Климов возглавил думский подкомитет по социально-экономическому развитию регионов и межрегиональным связям. С 2002 г. – заместитель руководителя депутатской группы "Регионы России".

В 2003 г. вновь избирается депутатом Государственной Думы IV созыва от Коми-Пермяцкого избирательного округа. В 2003–2005 гг. был членом комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, руководил подкомитетом по вопросам региональной политики и межрегиональных отношений. С октября 2005 г. по настоящее время входит в состав комитета Государственной Думы по международным делам, в котором возглавляет подкомитет по европейскому сотрудничеству. Одновременно является заместителем руководителя депутатской фракции "Единая Россия".

В 2004 г. за плодотворную законодательную деятельность, высокие достижения в государственной и общественной деятельности, большой вклад в развитие парламентаризма награжден орденом Почета.