URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм Обложка Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм
Id: 477
920 р.

Теория неклассических архитектурных форм

URSS. 1998. 192 с. ISBN 5-901006-44-5.
  • Твердый переплет

Аннотация

Первое фундаментальное исследование ключевой проблемы неклассической (в т. ч. современной) архитектуры -- проблемы декора. Архитектурный декор рассматривается как текст, интерпретирующий значения конструктивной и композиционной формы. Исследование осуществлено на представительном материале русской архитектуры XVII в. Методика структурно-генетического анализа позволила проследить декоративные элементы в их динамике, соотнесенной с развивающейся... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
IФормообразование
 1.Предпосылки
 2.Концепция декора
 3.Московские бесстолпные храмы
 4.Церковь Троицы в Никитниках
 5.Венчающая часть бесстолпных храмов
 6.Решение фасадов
 7.Происхождение форм
IIЯрославская школа
 1.Структурно-генетический анализ
 2.Структурные особенности ярославских "холодных" храмов
 3.Композиционная периферия: галереи и крыльца
 4.Пилоны
 5.Арки
 6.Предварительные выводы
 7.Композиционный центр: стены "холодных" храмов
 8.Окна (построение наличников)
 9.Окна (применение наличников)
 10.Заключение
Примечания
Иллюстрации
Summary

Предисловие
top

Вообще-то, правильнее было бы: неклассическая теория архитектуры. Потому что неклассические формы не поддаются объяснению в свете традиционных "классических" представлений, всегда явно или неявно исходящих из "теории ордеров".

Новые представления, возникающие в течение последних полутораста лет (особенно со времени модернистов, преобразивших всю методику проектирования), порождены потребностью осмыслить современный архитектурный опыт, который давно не укладывается в "теорию ордеров". Понятное стремление соотнести этот опыт с историческим контекстом заставляет пересматривать – в новом теоретическом аспекте – всю историю архитектуры.

Однако при этом в большинстве случаев (за исключением, пожалуй, тех же модернистов) как-то не осознается, что дело заключается в создании совершенно новой теории, которая отличается от старой примерно так же, как квантовая теория и теория относительности отличаются от классической механики: подобно им, она не дополняет старую теорию, но и не упраздняет ее, а только ограничивает сферу ее применения в связи с расширением области исследуемых явлений и соответствующим изменением масштаба исследований. Пока же новая теория не отрефлексирована как самостоятельное, единое целое, говорить о ее существовании преждевременно (хотя, возможно, "классическая" завершенность и единообразие вообще чужды ей по ее природе). С другой стороны, непосредственным поводом к ее порождению служит любое обращение к неклассическим архитектурным формам, в которых обнажается и делается очевидным то, что остается скрытым при "классическом" положении вещей. Отсюда – формулировка темы данного исследования, как бы пародирующая название известной книги И. Б. Михаловского.

Но при чем здесь, спрашивается, – в книге с явной теоретической направленностью – конкретная историческая тематика, объявленная в подзаголовке? Допустимо ли такое смешение исследовательских жанров?

На это можно ответить: а иначе и быть не может. "Было бы естественно, – говорит Вельфлин, – если бы каждая монография по истории искусства охватывала частный вопрос эстетики". Историческое исследование, если оно хоть немного приподнимается над ремеслом атрибуций, неминуемо отражает собственную позицию исследователя по отношению к материалу, т.е. общий теоретический взгляд на историю с точки зрения своего времени; теоретическое исследование, даже самое отвлеченное, не обходится без ссылок на исторические примеры. Невозможно погружаться в историю, не затрагивая интересов сегодняшнего дня. Сегодняшний день неотделим от истории.