Не такъ давно ныне уже не существующая фирма "Издатель" предприняла издание серии небольшихъ переводныхъ книжекъ подъ общимъ заглавиемъ "Иностранные общественные деятели и писатели", причемъ мною было взято на себя редактирование этихъ переводовъ. Первые два выпуска этой серии заключали въ себе биографии Монтескье, написанную Сорелемъ, и Мирабо, написанную Мезьеромъ. За ними должны были следовать другие деятели и прежде всего Токвиль, книжка о которомъ должна была составить третий выпускъ. Предлагаемая теперь читателямъ книжка была уже готова къ печати, когда названная фирма прекратила свое существование. Мы считаемъ нелишнимъ упомянуть обо всемъ этомъ въ виду того, что продолжаемъ по прежнему ставить Токвиля въ связь съ Монтескье и Мирабо, и желали бы, чтобы читатель работы д'Эйхталя тоже имелъ это въ виду. Токвиль, какъ политический писатель, имеетъ много общаго и съ Монтескье, и съ Мирабо. Все трое въ истории французской политической мысли были представителями принципа индивидуальной свободы и одинаково выражали желание, чтобы государственныя учреждения прежде всего обезпечивали независимость и неприкосновенность личности. По своему происхождению и Монтескье, и Мирабо, и Токвиль принадлежали къ аристократии, и это ихъ происхождение сказывалось на ихъ общественныхъ взглядахъ, не сделавъ, однако, изъ нихъ узкихъ защитниковъ сословнаго начала. Правда, Монтескье жилъ еще въ эпоху, предшествовавшую выступлению французской демократии на сцену, но Мирабо и Токвилю пришлось действовать, когда эта последняя съ особою силою заявляла о себе въ государственной и общественной жизни Франции. Мирабо былъ однимъ изъ деятелей революции 1789 г., Токвиль пережилъ революции 1830 и 1848 гг., и имъ обоимъ пришлось определить свое отношение къ совершавшемуся вокругъ нихъ демократическому движению. Уже Монтескье советовалъ своимъ соотечественникамъ не смешивать свободы народа съ властью народа. Такия же предостережения не разъ высказывалъ и Мирабо. Революционная диктатура якобинцевъ во имя верховныхъ правъ народа и военная диктатура Наполеона, бывшаго всенароднымъ избранникомъ и цезаремъ демократии, оправдывали предостережения Монтескье и Мирабо. Въ начале XIX века теория Руссо о неограниченномъ суверенитете нации подвергалась осуждению во французской политической литературе, въ лице преимущественно Банжамена Констана, отстаивавнаго индивидуальную свободу. Къ этому мнению примкнулъ и Токвиль. Онъ виделъ, однако, что вокругъ него совершается демократическое движение, и его тревожилъ вопросъ о томъ, какъ отзовется въ его отечестве торжество демократии, которая стремилась къ равенству, но свободе которой могла грозить опасность со стороны новой демократической диктатуры. Въ то время, когда онъ жилъ и действовалъ, во Франции была сильна и анти-индивидуалистическая реакция противъ учений XVIII в., и многие писатели готовы были видеть въ личной свободе источникъ всехъ общественныхъ золъ, въ полномъ же поглощении гражданина государствомъ – идеалъ человеческаго общежития. Интересуясь вопросомъ объ условияхъ, при которыхъ могли бы ужиться между собою индивидуальная свобода и демократическое равенство, Токвиль въ тридцатыхъ годахъ посетилъ Северо-Американские Соединенные Штаты и написалъ о нихъ свой знаменитый трудъ "Демократия въ Америке", сразу выдвинувший его въ первые ряды политическихъ мыслителей и сделавший его имя въ высшей степени популярнымъ и на родине, и заграницей. Черезъ нисколько летъ после появления этой книги во Франции произошла демократическая револющя 1848 г., но основанная въ этомъ году республика оказалась только предисловиемъ къ возстановлению во Франции наполеоновскаго цезаризма. Недавно опубликованныя "Воспоминания" Токвиля показываютъ намъ, какъ онъ оцънивалъ этотъ переворотъ и все его последствия. После переворота 2 декабря онъ не могъ не задать себе вопроса, почему не смотря на все свои усилия добиться свободы, Франция снова подчинилась цезарю. Ответить на этотъ вопросъ онъ взялся путемъ историческаго изучения прошлаго родной страны, и результатомъ этого была его книга "Старый порядокъ и революция", оказавшая громадное влияние на всю последующую историографию французской революции. Съ политической точки зрения и въ ней господствуетъ стремление определить взаимныя отношения равенства и свободы. Какъ политический писатель и историкъ, Токвиль принадлежитъ къ числу первоклассныхъ литературныхъ именъ Франции XIX в., но нельзя особенно высоко ставить его политическую деятельность въ качестве депутата, а одно время и министра. Онъ былъ крупный кабинетный ученый и отвлеченный мыслитель, но очень мало годился для практической деятельности. Впрочемъ и въ области теории онъ былъ не везде одинаково силенъ. Когда у него идетъ речь о вопросахъ политики или истории, читатель всегда имеетъ дело съ мыслями ума глубокаго, проницательнаго и вооруженнаго большими знаниями. Едва, однако, касался Токвиль экономической стороны жизни и социальнаго вопроса, получившаго во Франции его времени такую острую постановку, какъ взглядъ его делался узкимъ и одностороннимъ и въ высшей степени неоригинальнымъ. Эта слабая сторона темъ не менее не умаляетъ достоинствъ того, что можно назвать положительнымъ вкладомъ Токвиля въ историю и политику, какъ и недостатки его практической деятельности, въ общемъ крупные, не лишаютъ его сочинения большого интереса. Главныя сочинения Токвиля переведены по-русски. "Демократия въ Америке" была издана въ русскомъ переводи еще въ шестидесятыхъ годахъ, а въ 1897 году появился и новый переводъ г.Линда (Спб. 2 р.). Равнымъ образомъ у насъ было издано два перевода и "Стараго порядка и революции", изъ которыхъ одинъ (старый) былъ не полный, а новый подъ редакцей проф. П.Г.Виноградова вышелъ въ светъ уже вторымъ изданиемъ (М. 50 к.). Точно также были изданы и "Воспоминания Токвиля" въ переводе г.Неведомскаго. Въ подлиннике сочинения Токвиля занимаютъ десять томовъ, но все главное переведено. О Токвиле и писано было кое-что въ русской литературе, но вообще о жизни его было известно мало. Вообще Токвиль еще ждетъ обстоятельной биографии. Читатель увидитъ, что и для автора настоящей книги, вышедшей въ светъ въ 1897 г., главным источникомъ служила биографическая заметка (notice) Бомона, предпосланная изданию его ненапечатанныхъ трудовъ и переписки въ 1861 г. (Она переиздана отдельно въ 1876 г.). Кроме того, о Токвиле есть небольшая книжка на немецкомъ языке (Н. Jacques. A.de Toqueville, ein Lebens-und Geistesbild. 1876), оставшаяся неизвестною Эйхталю, впрочемъ, ничего и не дающая лишняго. Гораздо более писалось о политическихъ взглядахъ Токвиля и во французской, и въ иностранныхъ литературахъ. Въ виду несомнЪннаго интереса русскихъ читателей къ автору "Демократии въ Америке" и "Стараго порядка и революции", новая биография Токвиля должна быть признана далеко не лишнею и на русскомъ языке. Эйхталь въ общемъ верно передаетъ факты изъ жизни Токвиля и основныя его идеи. Съ отдельными взглядами и характеристиками автора, пожалуй, и не всегда можно согласиться, но это касается уже не жизни или миросозерцания Токвиля. Н.Кареевъ
Выдающийся французский историк, социолог и политический деятель. Родился в аристократической семье. Получил юридическое образование. В 1831–1832 гг. в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему и методы уголовного наказания. В 1839 г. стал членом Палаты депутатов, в 1848 г. избран в Учредительное, в 1849 – в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 г. за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключен в тюрьму. После освобождения отошел от политической деятельности. В 1835 г. А. де Токвиль опубликовал книгу "О демократии в Америке" (рус. пер. 1897), которая принесла ему широкую известность. В ней он рассматривает соотношение в буржуазном обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. В последней части работы, которая вышла уже в 1840 г. и во многом основывалась на французском материале, обсуждалась общая проблема влияния равенства на общественный строй. В книге "Старый порядок и революция" (1856, рус. пер. 1918) де Токвиль, вопреки господствовавшему в то время мнению, доказал, что революция не была внезапным разрывом с прошлым, что объяснения ее надо искать в старом порядке, из которого она естественно вытекает. Исследования де Токвиля оказали огромное влияние на развитие либерализма и социологической мысли. |