Сущности наук в координатах определенности Науки в архитектуре мироздания Универсальный метод познания Физика–химия–биология–экономика Голография первочувств Единство законов мироздания Приложение к биологии Системные законы экономики Обращение в этику и право Формула счастья К единой теории всего
Этот учебник совершенно необычный. Он не посвящен какой-то одной сфере знания, но обращен в совокупность научных сфер, учебных дисциплин, наук. Поэтому он позволяет увидеть множество схожих вещей в разных познавательных сферах и органически усвоить знания, как правило, отторгаемые разумом при их обычным представлении в виде отдельных, никак не связанных между собой предметов от физики до обществоведения. Универсальность учебника опирается на три постулата: а) универсальность организма самого человека, познающего мир, б) представление о познании как процессе придания определенности разным явлениям, элементам, феноменам, называемым общим термином "сущности" и в) универсальность метода познания в любой сфере. Действительно, мир познаваем только благодаря феномену человека, а в познании (в любой науке) необходима определенность сущностей, принадлежащих к данной области знания. Эту определенность должен обеспечить единый системный подход к исследованию сущностей конкретных наук, выводящий междисциплинарные постулаты. Таким образом, каждая сущность должна быть четко определена и одинаково понимаема всеми пользователями, участниками процесса познания. Ускоряющийся темп жизни при множестве учебных дисциплин не может уделить долгое внимание каждому учебному предмету. Поэтому нужен некоторый общий взгляд на всю совокупность наук, изучающих в принципе единое мироздание. В обычном наборе учебных дисциплин от математики до обществоведения можно выделить те, которые формируют структуру системного знания (аналогично тому, как скелет формирует все телосложение). Таковыми являются физика, химия, биология и экономика, а также миссиология, и пронизывающие всю конструкцию, обслуживающие познание, ноология, математика и язык. Рассматривая эти дисциплины и составляющие их сущности на основе единого метода и во взаимосвязи можно получить универсальную картину мироздания и в каждую отдельную науку проникнуть глубже, системней, органичней представить и понять ее содержание. Главным же является включение познающего в творческий процесс формирования определенности для всех сущностей любой познавательной сферы, науки, реального мироздания. Книжка выпущена специально к новому учебному сезону – вступившие на дорогу познания должны быть вооружены новейшими представлениями о сущностях и продвигаться дальше уже возможно с собственными находками и открытиями. Опыт применения метода в преподавании позволяет автору заявить, что без знания положений этой книги все известные представления о сущностях остаются неполными и ущербными. Познание есть придание определенности сущностям. При этом каждая вновь определенная сущность встраивается в общую систему представлений человека о мироздании и обогащает его. Термин "сущность" взят как нейтральный по отношению к любому явлению, объекту, подлежащему определению, по сравнению с термином "понятие" – несущим в себе отношение того или иного понимания предмета (сущности). Приходится признать, что во многих науках нет ясности в определенности сущностей, в некоторых вообще отсутствует системность законов и даже сам законодательный фундамент. Особенно это относится к гуманитарной сфере. (Так, в экономике, для самых существенных ее категорий – капитала, собственности, стоимости, прибыли – нет строгих, логически выверенных определений, и в отличие от естественных наук, нет четко оформленных и выведенных доказательным образом законов). Чтобы добиться четкого и единообразного понимания каждой сущности (элемента, явления, процесса) необходимо представить ее в некоторой системе координат. Ведь та же точка, находясь в одной линейной координате, обладает одной и очень малой определенностью – только лишь относительно других точек на линии; на плоскости ее определенность задается уже двумя координатами, а в пространстве три координаты позволяют точно определить ее положение. Аналогично этому любая сущность из сферы физики, химии, биологии, да и математики может быть взята " в клещи координат" и тем самым достигнуто ее понимание заинтересованным исследователем. Основой понимания всех сущностей является представление окружающего мира как единого мироздания, сущности которого исходят из одного корня, и познание которого возможно в комплексе, на основе осмысления единства его составных сфер, то есть при междисциплинарном подходе. Таким образом, целью учебника является придание необходимой и достаточной определенности основным сущностям во всех сферах познания и научение читателя поиску и достижению определенности любой вновь встретившейся сущности с встраиванием ее в общую картину мироздания, миропонимания. В то же время, сам исследователь, любой ученик, студент являет собой совершенно особый организм, в котором переплетены физические и химические элементы, совмещено биологически телесное и разумное, и вся совокупность одухотворена, освящена духовностью. Именно такой феномен позволяет человеку ищущему познавать мир, органически включая в общую картину представлений о мироздании все новые и новые сущности. Междисциплинарный подход в образовании является базой становления личности с комплексным представлением о мироздании. Анализ учебных дисциплин выявляет аналогии понятий – сущностей в разных сферах знания и исследования мира разными науками. При этом практически всегда возможно применение ассоциаций, аналогий из естественных наук – в гуманитарной сфере и наоборот, – в сопоставлении понятий: от координатной определенности объектов и их взаимодействия до общих начал их классификации, группировки в разных сферах, до конкретных парных аналогий одного понятия данной науки со схожим понятием из другой науки, до единых принципов взаимодействия сущностей. Кроме того, междисциплинарный подход дает возможность свести воедино базовые постулаты и самые общие законы, действительные для всей совокупности познавательных сфер, наук, преподаваемых в образовательных учреждениях, включая школы и вузы. Опираясь на эти знания, обучаемый сможет легко ориентироваться в совокупности разных учебных дисциплин, находя в любой из них единство корней мироздания. В соответствии фундаментальным принципом методологии познания об ограничении числа сущностей при исследовании и построении гипотез в отношении наблюдаемых объектов, явлений, процессов – "бритва Оккама" – мы рассмотрим только основные категории, составляющие понятийный аппарат каждой науки, и только основные закономерности основных взаимодействий. При этом учтем, что общность познания разных наук опирается еще на одно фундаментальное основание – единую основу для каждой из них – континуальную систему координат. То есть все объекты любой конкретной познавательной сферы (науки) "обитают" и рассматриваются в некоторой системе координат – в статике и в динамике. Так, физические объекты рассматриваются в координатах пространства и массы, температуры и времени. При этом они имеют некоторый образ и структуру, которые в движении-перемещении могут изменяться. Во взаимодействии возникает новая сущность – процесс, как взаимное действие, изменяющее тела-объекты качественно через уничтожение их первоначального образа и структуры с образованием нового объекта, воплощенного в новом образе со своей новой структурой. Взаимодействие реализуется в тех же координатах с явлением производных сущностей. Так, взаимодействие чисел и фигур осуществляется в процессе вычислений и оформляется в формулы, что позволяет вести измерение любых линий, площадей, углов, объемов, производных, и других объектов – в математике; взаимодействие смысла и ритма, слов и предложений порождает разные формы общения, языка, литературы; взаимодействие частиц и волн порождает разные излучения, тепло, свет – в физике; взаимодействие разных веществ в химических реакциях порождает новые вещества с явлениями взрывов, выделений тепла, и т.д. вплоть до явления естественных организмов в биологии и искусственных объектов благ в экономике... Все эти сущности так или иначе определяются человеком разумным, познающим мир, наблюдающим, исследующим, анализирующим и обобщающим – на основе психологических способностей, сознания, мышления. Юрий Николаевич Лачинов Кандидат экономических наук, профессиональный преподаватель высшей школы. Создатель ноологии и миссиологии – универсального метода познания (системно-координатной определенности сущностей). Автор новейшей социально-политической экономики, определившей сущность капитала как инструмента экспансии человека в природу, и прибыли как цены природы, вовлеченной в экономику. На смену простым знаниям в любой деятельности приходят потребности критического и творческого их осмысления для выведения новых путей развития – от бизнеса до науки, техники, производства и до собственного жизненного пути. Универсальность учебника состоит в применимости к любой сфере жизнедеятельности и утверждении единого фундамента познания. Вооруженный этим комплексным знанием читатель будет иметь высокое преимущество в конкуренции с традиционными специалистами. |