Введение |
1 | Военная сила в современной мировой политике |
| Военный фактор: значение сохраняется |
| США -- "моносверхдержава" XXI века |
| Расширение "ядерного клуба" |
| Ограничения на применение военной силы |
| Стратегическая стабильность и "многоугольные конфигурации" |
2 | Соотношение политики и военной стратегии |
| Формула Клаузевица |
| Взаимодействие в "треугольнике": идеология -- политика -- военная стратегия |
| Понятие "высшей стратегии" |
| Остается ли война инструментом политики в "ядерном веке"? |
| Войны тотальные и войны ограниченные |
3 | Проблемы обеспечения национальной безопасности России |
| Понятие национальной безопасности |
| Угрозы национальной безопасности России |
| Типы военных угроз |
| Новые вызовы |
4 | Роль ядерного оружия в стратегии национальной безопасности России |
| Ядерное оружие как инструмент сдерживания |
| Готовность к применению ядерного оружия |
| Силы стратегического сдерживания |
| Решения Совета безопасности 1998 года |
| Международные ограничения |
| Проблема возможного боевого применения ядерных систем |
| Функция "предъядерного сдерживания" |
5 | Роль сил общего назначения в стратегии национальной безопасности Российской Федерации |
| Силы общего назначения: понятие, структура и предназначение |
| Новые задачи |
| Пути повышения боеспособности |
| Проблема "объединенности" сил общего назначения |
| Значение морской мощи |
| Вооруженные Силы и "война с терроризмом" |
| Функции российских военных баз за рубежом |
6 | Роль международного сотрудничества в обеспечении национальной безопасности России |
| На постсоветском пространстве |
| Азиатский вектор сотрудничества (ШОС, Индия и Китай) |
| Россия и Запад (сотрудничество с НАТО и США, борьба с распространением ядерных и ракетных технологий) |
Примечания |
Об авторе |
Современное человечество переживает фундаментальные перемены, глубоко
затрагивающие интересы национальной безопасности России. Поражение Советского
государства в "холодной войне" и последующий за ним распад СССР привел
к тектоническим сдвигам во всей системе международных отношений и поставил нашу
страну в очень сложное положение, когда одной из ключевых проблем становится
обеспечение реального суверенитета России. Несмотря
на взятый Российской Федерацией курс на построение демократического правового
государства с социально ориентированной рыночной экономикой современный мир
не стал для нашей страны более безопасным.
На международной арене продолжается соперничество традиционных и новых
геополитических центров силы. Происходит формирование качественного иного
мироустройства, сопровождающееся появлением новых вызовов и угроз в отношении
Российской Федерации. Тенденция к созданию однополярной структуры мира при
силовом доминировании единственной сверхдержавы и ослаблении роли Совета
Безопасности ООН не способствует решению принципиальных вопросов международной
безопасности. Применение силовых методов в обход действующих
международно-правовых механизмов и ставка на стратегию односторонних действий
не устраняют глубинных социально-экономических, межэтнических и других
противоречий, лежащих в основе международных и внутренних конфликтов, а лишь
провоцируют гонку вооружений, усугубляют межгосударственные разногласия,
национальную и религиозную рознь. Ослабляются сами основы современного
миропорядка.
"Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента
международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства
во внутренние дела, -- констатируется в Концепции внешней политики Российской
Федерации. -- Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия
массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру
и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные
и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную
и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма,
транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота
наркотиков и оружия" [1].
Большую тревогу вызывают и появившиеся в последние годы концепции "приватизации
войны" [2]. В 2001 г. впервые в новейшей истории возникла
ситуация, когда государство (США) объявило войну не государству, а сетевой
террористической организации ("Аль Каиде"). Проблема тем более опасна, что
в начале XXI в. обозначилась ярко выраженная тенденция к слиянию исламского
радикализма, наркоторговли и международных криминальных сетей. Это, как
отмечает А.А.Кокошин, может нанести чувствительный удар по принципу
государственного суверенитета [3].
В условиях исключительной важности вопросов войны и мира знание актуальных
политико-военных проблем национальной безопасности России является безусловным
требованием для выработки оптимальной модели государственной политики,
стратегического руководства обороной страны. Соответствующие проблемы
обуславливают необходимость системного подхода к обеспечению национальной
безопасности Российской Федерации, к учету всего спектра факторов
(как международных, так и внутренних), влияющих на состояние обороноспособности
нашего государства.
Данное учебное пособие подготовлено по курсу профессора А.А.Кокошина
на факультете мировой политики МГУ им.М.В.Ломоносова. В основу этого
учебного пособия легли его научные труды по проблемам войны и мира, военной
политики, государственного управления в области национальной безопасности
и обороны, выступления в печати, а также материалы лекций в ряде учебных
заведений России. В них А.А.Кокошин опирается на значительный практический
опыт в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны, в том
числе -- работы в должностях первого заместителя министра обороны РФ
(1992--1997), Государственного военного инспектора России
(1997--1998), секретаря Совета обороны, затем секретаря Совета
безопасности Российской Федерации (1998) и депутата
Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с декабря 1999 г.). Этот опыт
включает в том числе работу в "горячих точках" постсоветского пространства.
При разработке пособия широко использовались также основополагающие
концептуальные документы, определяющие государственную политику России в сфере
национальной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской
Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина
Российской Федерации и др.).
Николай Николаевич ЕФИМОВ
Профессиональный военный. Родился в 1954 году в семье военнослужащего.
В Вооруженных Силах -- с 1971 года. После окончания Военного института
иностранных языков проходил службу в Германии. В дальнейшем работал
на различных должностях в Министерстве обороны РФ. С 1998 года -- главный
редактор центральной военной газеты "Красная звезда". Доктор философских
наук.