Реформа образования уже идет, а мы все еще не знаем, чему и как должны учить детей в школах и вузах. "Cокровища культуры - детям"... не только материально затруднительны для родителей, но главное, требуют активного желания приобретателей, больших и маленьких. Телереклама как наиболее мощная по воздействию отрасль рекламного бизнеса провоцирует рождение многих фобий в сознании растущего человека, примеривающего на себя систему ценностей и негативных явлений взрослой жизни. Cтолкновение детских игр с потребительской доктриной уводит развивающееся сознание ребенка от сказочной страны детства, так необходимой для формирования цельной и здоровой личности.
Новейшая отечественная история, начало которой было положено в последнее десятилетие XX в., вместила немало подлинно драматических событий, потрясших жизнь государства и общества. Цена, заплаченная народами России за право жить в условиях свободы и демократии, оказалась чрезмерной. Десятки миллионов людей на долгие годы были отброшены за черту бедности, их накопления обесценились. Системный кризис поразил экономику и социальную сферу. Его результатом стало сокращение численности населения Российской Федерации с 148,3 млн человек в 1993 г. до 144,2 млн человек в 2003 г., в том числе детей в возрасте до 14 лет с 33,1 млн до 22,6 млн человек. Негативные последствия уменьшения численности детей на 10,5 млн человек, или на одну треть, стране еще предстоит пережить в ближайшие годы. В ходе реализации стратегически не продуманных экономических реформ были разрушены старые идеалы, ребенок фактически остался один на один с непростым миром, господствующее место в котором занял культ стяжательства и силы, ориентирующий детей и подростков на агрессивное и деструктивное поведение. Одиночество детей и их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания стали базой для беспрецедентного по масштабам распространения таких форм антиобщественного поведения несовершеннолетних, как пьянство, потребление наркотиков и одурманивающих веществ, детская проституция и преступность. В общем контингенте преступников доля несовершеннолетних достигла 12,4%. Складывается устойчивая тенденция роста совершаемых ими насильственных преступлений, нередко отличающихся немотивированной жестокостью. Занятое переустройством политической и социальной систем государство отказалось от гуманистического принципа: "Все лучшее – детям". Многие детские учреждения были распущены или реформировались без учета социальных последствий. Особенно большой урон понесла кинематография для детей. Закрылась единственная в стране киностудия детских и юношеских фильмов, в невыносимо тяжелых условиях оказалась студия анимационных фильмов, основная продукция которой предназначалась детям. Повсеместно прекратилась работа детских кинотеатров. В столь же сложном положении оказалось телевидение. На большинстве каналов были ликвидированы детские редакции, до предела сократилось время вещания для детей и подростков. Глубокие структурные изменения претерпела издательская политика. Резко сократились тиражи книг и периодических изданий, адресованных детям, многократно возросла их цена. Тысячи массовых библиотек во всех регионах России лишились возможности обновлять свои фонды детской литературы, а миллионы семей – пополнять домашние библиотеки. Не будем забывать при этом, что содержательный состав книжных фондов общедоступных библиотек, включая детские, сложившийся в течение предшествующих десятилетий, строго регулировался государством в соответствии с его идеологией, отвергнутой обществом в ходе демократических преобразований 1990Нх гг. В этих условиях библиотеки должны интенсивно наращивать иные информационные ресурсы, содействующие модернизации общества, становлению правового государства и гражданских институтов, взращиванию свободной личности. К сожалению, этого не происходит в школе. Ведь ее природе как социальному институту присуща авторитарность, подавление, навязывание принятых тем или иным обществом знаний и культурных образов. Нужна и другая, не менее важная составляющая: умение посмотреть со стороны, рефлексировать, подняться над традиционными представлениями и знаниями. Только сочетание этих способностей и возможностей человека приводит к развитию, наращиванию знаний, а в конечном итоге – культуры в самом широком смысле этого слова. При этом в личности важно наличие так называемого протестного пространства, протестного мышления. А в современной школе этот протестный компонент чаще всего подавляется. Именно здесь может быть место детской библиотеки и ничем не заменимая ее роль как альтернатива дидактике школы. Как место, где нет традиционных жестких границ возможного и невозможного. Тем более что многие книги дают прекрасный повод для фантазии и свободы, непредвзятости мысли. Надо лишь побудить детей обращаться к этим книгам. И это одна из важнейших задач библиотек. Известно, что кризис чтения, охвативший в 1980Не гг. большинство стран Запада, получил достаточно широкое распространение в России. Его симптомы – спад интереса к чтению, падение его престижа и, как следствие, функциональная неграмотность сотен тысяч детей и подростков, огромные потери от которой в ближайшем будущем предсказуемы. Так же, как были предсказуемы последствия сокращения в 1990Не гг. (в сравнимых ценах и условиях) государственной поддержки средств массовых коммуникаций, печати, культуры и искусства. Это и повсеместное вытеснение бесплатных форм образовательной и культурной деятельности платными, это и деформация репертуарной политики, в результате которой на экраны телевизионных приемников, кинотеатров, видеосистем, на страницы книг и журналов хлынул мутный поток далеко не лучших образцов массовой культуры. Опасность негативного влияния медиасреды в результате ее коммерциализации на нравственное и духовное развитие детей и подростков была осознана в мире еще в конце 80Нх гг. прошлого века. В ноябре 1989 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно этому документу, права детей являются приоритетными, и обязанность государства – делать все возможное для их осуществления. Наряду с комплексом социальных прав детей мировое сообщество сочло необходимым включить в Конвенцию меры по обеспечению доступа детей к различным источникам информации и обязанности государства по ограничению оборота информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку, меры по обеспечению государственной помощи семье как институту, несущему основную ответственность за воспитание детей, государственной поддержки участия детей в культурной и творческой жизни. Так, в соответствии со ст.17 Конвенции, государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка, и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации. Поскольку родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, то государство с соответствии ст.18 Конвенции должно поддерживать их в этом, оказывая помощь в воспитании детей. Руководствуясь ст.31, государства, подписавшие Конвенцию, обязались уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействовать предоставлению детям соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Эти и другие статьи международного документа нацелены на то, чтобы дети могли расти и развиваться в максимально благоприятных условиях, с тем чтобы стать полноценными гражданами общества. Для СССР Конвенция вступила в силу с сентября 1990 г. Реализация основных положений Конвенции в Российской Федерации началась спустя пять лет, когда Указом Президента России от 14 сентября 1995 г. был утвержден Национальный доклад действий в интересах детей до 2000 г. Однако длительное время основные положения Конвенции, подписанной СССР, не находили закрепления в Российском законодательстве. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" был принят лишь в конце 1990Нх гг. Законом установлено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами России. Законом определены меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профессиональной подготовки и занятости, формирования социальной инфраструктуры, а также защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. В целях установления контроля за исполнением этих мер закон обязал Правительство страны ежегодно представлять в палаты Федерального Собрания государственный доклад о положении детей в Российской Федерации и публиковать его в официальном печатном органе. Спустя восемь лет нет возможности определить полноту его выполнения, поскольку вопросы культуры в этих докладах не находили отражения. Тем не менее авторы статей, опубликованных в настоящем издании на основе собственных исследований, материалов общественных слушаний в палатах Федерального Собрания России, обсуждения проблемы взаимоотношения культуры и детства на Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации в марте 2002 г., публикаций в печати, предприняли попытку оценить ход реализации закона в области духовно-нравственного воспитания детей, влияния на эти процессы культурных институтов и средств массовых коммуникаций. Результаты этих исследований не вселяют оптимизма. С 1990Нх гг. и по сегодняшний день страна находится в ситуации аномии – рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в сознании общества, и его различных социальных институтов. Сформированная в России медиасреда, включающая как традиционные каналы распространения культурных ценностей – кинематограф, телевидение, радио, книгоиздание, периодика, – так и новые – Интернет и др., во многих случаях продолжает негативно и даже деструктивно влиять на социализацию личности. Попав в современный медиалабиринт, заполненный огромным количеством негативной, неточной и агрессивной информации, ребенок зачастую перестает понимать: что такое хорошо и что такое плохо. И если это проблема для взрослого человека, то применительно к детям и подросткам, у которых еще не развиты навыки критического мышления, она становится еще более сложной. Мы далеки от мысли о том, что руководители теле- и радиоканалов, киностудий и кинотеатров, издательств и книжных магазинов не понимают, что творят. Скорее всего, это следствие столь вожделенной для наших экономических ведомств интеграции культуры с рынком, единственной целью которого является получение прибыли, а не формирование у зрителей, слушателей, читателей и прежде всего подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте. Впрочем, постановка такой цели перед отечественной культурой – дело не новое, и связано оно прежде всего с оценкой властью назначения культурных институтов в жизни общества. Более ста лет тому назад, анализируя историю становления и развития театрального дела в России, один из руководителей Дирекции Императорских театров писал: "Театр, вообще, может отвечать одному из следующих трех назначений: а) коммерческого предприятия, с преобладающей заботой о возможно большем поступлении сборов с публики и без каких-либо высоких заданий в выборе репертуара и качестве постановок; б) учреждения, предназначенного исключительно для развлечения, а потому в направлении своего репертуара следующего исключительно за вкусом публики. Приведенные два назначения театра на практике, естественным образом, сливаются, так как лучшее приноравливание ко вкусам массы привлекает и наибольшие сборы; в) учреждения, имеющие высшие воспитательные задачи, в которых выбор репертуара ведет за собой вкус публики, а цельность и высокие достоинства исполнения и обстановки вырабатывают правильную художественную критику. Заботы такого рода театра сосредоточиваются преимущественно на качестве и направлении предлагаемых зрелищ, экономические же вопросы – расхода и сбора – в таком театре, как и во всяком педагогическом учреждении, занимают подчиненное место". Конечно, на практике приведенные в цитате назначения театра, впрочем как и любого другого института культуры, не встречаются в чистом виде. Важно, какое из них государство считает приоритетным и какую в связи с этим выбирает экономическую стратегию. Ибо создавать такие культурные образы, которые смогли бы вытеснить из средств массовой информации убогие персонажи и сюжеты, снимать и демонстрировать детские фильмы, содержать телеканалы для детей, осуществлять постановку детских спектаклей в театрах и организовывать детские филармонии, формировать полноценный современный книжный фонд для детей, нерентабельно. Издавна известно, что здесь необходима достойная государственная поддержка то ли в виде прямых инвестиций, то ли в виде налоговых преференций. Но на эти шаги государство пока не готово. Об этом свидетельствует судьба Межведомственного комплексного плана мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения, утвержденного реорганизованными в ходе административной реформы министерствами печати, телевидения и радиовещания, образования и культуры в сентябре 2002 г. Авторы плана постарались учесть в нем все критические замечания Президента Российской Федерации, высказанные им на заседании Совета по культуре и искусству в марте 2002 г., а также предложения членов Совета по преодолению кризисной ситуации в формировании духовного мира детей. Подавляющее большинство мероприятий, включенных в план, должно было составить основу федеральной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи (2003–2007 гг.)", внесение которой в Правительство Российской Федерации планировалось в ноябре 2002 г. Однако ни в эти сроки, ни в последующие годы рассмотрение и утверждение этой программы Правительством не состоялось, а значительная часть мероприятий, включенных в Комплексный план, осталась на бумаге. Не было реализовано и намерение Министерства культуры, обнародованное после мартовского (2002) заседания Совета по культуре при Президенте Российской Федерации о включении в Федеральную целевую программу "Культура России (2001–2005 гг.)" отдельной подпрограммы "Культура и дети". Между тем, как показывают материалы исследований, включенных в настоящее издание, ситуация в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи продолжает осложняться. Нередко это оборачивается трагедиями в семье, коллективах образовательных учреждений, на производстве, в армии, правоохранительных органах. Практика показала, что решить накопившиеся проблемы с применением рутинных процедур, бесконечных согласований с многочисленными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти практически невозможно. Нужны неординарные меры, подобные тем, которые Президент Российской Федерации решил применить для преодоления кризиса в областях здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Меры такого рода могли бы быть включены в приоритетный национальный проект "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи" и поддержаны на федеральном уровне. Не претендуя на исчерпанность предложений, авторы монографии считали бы возможным учесть в составе такого национального проекта: Рассматривая содержание нового приоритетного национального проекта, мы сочли возможным остановиться на наиболее мощных и действенных каналах духовного обогащения мира детей и их нравственного воспитания – телевидении, кинематографе, чтении, современных информационно-коммуникационных технологиях. Представляется, что вложение средств в эти сферы с целью переориентации детского направления их деятельности есть самые выгодные инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции, которые в самом ближайшем будущем позволят не только преодолеть развитие негативных тенденций в молодежной среде, но и существенно сэкономить на борьбе с антиобщественным поведением значительной части детей и подростков. Считаем также целесообразным включить в этот проект меры по выявлению и поддержке молодых дарований, сохранению и развитию всемирно известной отечественной системы художественного образования. Системы, которая на протяжении десятилетий обеспечивает воспроизводство творческого потенциала страны, высокий авторитет российской культуры в мире. Согласится ли государство предложить обществу этот приоритетный национальный проект и какие из названных предложений войдут в него, покажет время. Б.Сорочкин |