URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сорочкин Б.Ю. Дети и культура Обложка Сорочкин Б.Ю. Дети и культура
Id: 39327
512 р.

Дети и культура

2007. 288 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В предлагаемой читателю коллективной монографии «Дети и культура» освещается роль культуры, искусства и средств массовых коммуникаций в нравственном и духовном развитии детей в современном российском обществе в условиях смены парадигмы социально-экономического развития страны, глобализации духовной сферы и формирования новой медиасреды, включающей как традиционные каналы распространения культуры, так и возникшие в последние десятилетия... (Подробнее)


Анонс
top

Реформа образования уже идет, а мы все еще не знаем, чему и как должны учить детей в школах и вузах.

"Cокровища культуры - детям"... не только материально затруднительны для родителей, но главное, требуют активного желания приобретателей, больших и маленьких.

Телереклама как наиболее мощная по воздействию отрасль рекламного бизнеса провоцирует рождение многих фобий в сознании растущего человека, примеривающего на себя систему ценностей и негативных явлений взрослой жизни.

Cтолкновение детских игр с потребительской доктриной уводит развивающееся сознание ребенка от сказочной страны детства, так необходимой для формирования цельной и здоровой личности.


Оглавление
top
Введение
1"Глобальный подросток": результат и предпосылка "культурной глобализации"
2Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа
3Детское телевидение. Взгляд социолога
4Фильмы для детей – ключ к возрождению российского кинематографа
5Детский театр – время испытаний
6Детская аудитория цирка. Проблемы формирования
7Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды
8Библиотечное обслуживание детей России: десятилетие выживания и развития
9В музей или мимо?
10Художественное воспитание детей. Насущная необходимость или устаревшая роскошь
Заключение
Приложение 1Извлечения из зарубежного уголовного законодательства
Приложение 2Комментарий института проблем информационного права
Приложение 3Статистические данные

Введение
top

Новейшая отечественная история, начало которой было положено в последнее десятилетие XX в., вместила немало подлинно драматических событий, потрясших жизнь государства и общества. Цена, заплаченная народами России за право жить в условиях свободы и демократии, оказалась чрезмерной. Десятки миллионов людей на долгие годы были отброшены за черту бедности, их накопления обесценились. Системный кризис поразил экономику и социальную сферу. Его результатом стало сокращение численности населения Российской Федерации с 148,3 млн человек в 1993 г. до 144,2 млн человек в 2003 г., в том числе детей в возрасте до 14 лет с 33,1 млн до 22,6 млн человек. Негативные последствия уменьшения численности детей на 10,5 млн человек, или на одну треть, стране еще предстоит пережить в ближайшие годы.

В ходе реализации стратегически не продуманных экономических реформ были разрушены старые идеалы, ребенок фактически остался один на один с непростым миром, господствующее место в котором занял культ стяжательства и силы, ориентирующий детей и подростков на агрессивное и деструктивное поведение. Одиночество детей и их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания стали базой для беспрецедентного по масштабам распространения таких форм антиобщественного поведения несовершеннолетних, как пьянство, потребление наркотиков и одурманивающих веществ, детская проституция и преступность. В общем контингенте преступников доля несовершеннолетних достигла 12,4%. Складывается устойчивая тенденция роста совершаемых ими насильственных преступлений, нередко отличающихся немотивированной жестокостью. Занятое переустройством политической и социальной систем государство отказалось от гуманистического принципа: "Все лучшее – детям". Многие детские учреждения были распущены или реформировались без учета социальных последствий.

Особенно большой урон понесла кинематография для детей. Закрылась единственная в стране киностудия детских и юношеских фильмов, в невыносимо тяжелых условиях оказалась студия анимационных фильмов, основная продукция которой предназначалась детям. Повсеместно прекратилась работа детских кинотеатров. В столь же сложном положении оказалось телевидение. На большинстве каналов были ликвидированы детские редакции, до предела сократилось время вещания для детей и подростков. Глубокие структурные изменения претерпела издательская политика. Резко сократились тиражи книг и периодических изданий, адресованных детям, многократно возросла их цена. Тысячи массовых библиотек во всех регионах России лишились возможности обновлять свои фонды детской литературы, а миллионы семей – пополнять домашние библиотеки. Не будем забывать при этом, что содержательный состав книжных фондов общедоступных библиотек, включая детские, сложившийся в течение предшествующих десятилетий, строго регулировался государством в соответствии с его идеологией, отвергнутой обществом в ходе демократических преобразований 1990Нх гг.

В этих условиях библиотеки должны интенсивно наращивать иные информационные ресурсы, содействующие модернизации общества, становлению правового государства и гражданских институтов, взращиванию свободной личности. К сожалению, этого не происходит в школе. Ведь ее природе как социальному институту присуща авторитарность, подавление, навязывание принятых тем или иным обществом знаний и культурных образов. Нужна и другая, не менее важная составляющая: умение посмотреть со стороны, рефлексировать, подняться над традиционными представлениями и знаниями. Только сочетание этих способностей и возможностей человека приводит к развитию, наращиванию знаний, а в конечном итоге – культуры в самом широком смысле этого слова. При этом в личности важно наличие так называемого протестного пространства, протестного мышления. А в современной школе этот протестный компонент чаще всего подавляется. Именно здесь может быть место детской библиотеки и ничем не заменимая ее роль как альтернатива дидактике школы. Как место, где нет традиционных жестких границ возможного и невозможного. Тем более что многие книги дают прекрасный повод для фантазии и свободы, непредвзятости мысли. Надо лишь побудить детей обращаться к этим книгам. И это одна из важнейших задач библиотек.

Известно, что кризис чтения, охвативший в 1980Не гг. большинство стран Запада, получил достаточно широкое распространение в России. Его симптомы – спад интереса к чтению, падение его престижа и, как следствие, функциональная неграмотность сотен тысяч детей и подростков, огромные потери от которой в ближайшем будущем предсказуемы. Так же, как были предсказуемы последствия сокращения в 1990Не гг. (в сравнимых ценах и условиях) государственной поддержки средств массовых коммуникаций, печати, культуры и искусства. Это и повсеместное вытеснение бесплатных форм образовательной и культурной деятельности платными, это и деформация репертуарной политики, в результате которой на экраны телевизионных приемников, кинотеатров, видеосистем, на страницы книг и журналов хлынул мутный поток далеко не лучших образцов массовой культуры.

Опасность негативного влияния медиасреды в результате ее коммерциализации на нравственное и духовное развитие детей и подростков была осознана в мире еще в конце 80Нх гг. прошлого века. В ноябре 1989 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. Согласно этому документу, права детей являются приоритетными, и обязанность государства – делать все возможное для их осуществления. Наряду с комплексом социальных прав детей мировое сообщество сочло необходимым включить в Конвенцию меры по обеспечению доступа детей к различным источникам информации и обязанности государства по ограничению оборота информационной продукции, не рекомендуемой для пользования ребенку, меры по обеспечению государственной помощи семье как институту, несущему основную ответственность за воспитание детей, государственной поддержки участия детей в культурной и творческой жизни. Так, в соответствии со ст.17 Конвенции, государство должно обеспечивать доступ детей к информации и материалам из различных источников, оно должно поощрять распространение средствами массовой информации материалов, способствующих социальному и культурному развитию ребенка, и предпринимать шаги по защите детей от вредной информации. Поскольку родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, то государство с соответствии ст.18 Конвенции должно поддерживать их в этом, оказывая помощь в воспитании детей. Руководствуясь ст.31, государства, подписавшие Конвенцию, обязались уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействовать предоставлению детям соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Эти и другие статьи международного документа нацелены на то, чтобы дети могли расти и развиваться в максимально благоприятных условиях, с тем чтобы стать полноценными гражданами общества. Для СССР Конвенция вступила в силу с сентября 1990 г.

Реализация основных положений Конвенции в Российской Федерации началась спустя пять лет, когда Указом Президента России от 14 сентября 1995 г. был утвержден Национальный доклад действий в интересах детей до 2000 г.

Однако длительное время основные положения Конвенции, подписанной СССР, не находили закрепления в Российском законодательстве. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" был принят лишь в конце 1990Нх гг. Законом установлено, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами России. Законом определены меры по защите прав ребенка в области образования и воспитания, охраны здоровья, профессиональной подготовки и занятости, формирования социальной инфраструктуры, а также защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

В целях установления контроля за исполнением этих мер закон обязал Правительство страны ежегодно представлять в палаты Федерального Собрания государственный доклад о положении детей в Российской Федерации и публиковать его в официальном печатном органе. Спустя восемь лет нет возможности определить полноту его выполнения, поскольку вопросы культуры в этих докладах не находили отражения.

Тем не менее авторы статей, опубликованных в настоящем издании на основе собственных исследований, материалов общественных слушаний в палатах Федерального Собрания России, обсуждения проблемы взаимоотношения культуры и детства на Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации в марте 2002 г., публикаций в печати, предприняли попытку оценить ход реализации закона в области духовно-нравственного воспитания детей, влияния на эти процессы культурных институтов и средств массовых коммуникаций.

Результаты этих исследований не вселяют оптимизма. С 1990Нх гг. и по сегодняшний день страна находится в ситуации аномии – рассогласования культурных ценностей и норм, существующих в сознании общества, и его различных социальных институтов. Сформированная в России медиасреда, включающая как традиционные каналы распространения культурных ценностей – кинематограф, телевидение, радио, книгоиздание, периодика, – так и новые – Интернет и др., во многих случаях продолжает негативно и даже деструктивно влиять на социализацию личности. Попав в современный медиалабиринт, заполненный огромным количеством негативной, неточной и агрессивной информации, ребенок зачастую перестает понимать: что такое хорошо и что такое плохо. И если это проблема для взрослого человека, то применительно к детям и подросткам, у которых еще не развиты навыки критического мышления, она становится еще более сложной. Мы далеки от мысли о том, что руководители теле- и радиоканалов, киностудий и кинотеатров, издательств и книжных магазинов не понимают, что творят. Скорее всего, это следствие столь вожделенной для наших экономических ведомств интеграции культуры с рынком, единственной целью которого является получение прибыли, а не формирование у зрителей, слушателей, читателей и прежде всего подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте. Впрочем, постановка такой цели перед отечественной культурой – дело не новое, и связано оно прежде всего с оценкой властью назначения культурных институтов в жизни общества.

Более ста лет тому назад, анализируя историю становления и развития театрального дела в России, один из руководителей Дирекции Императорских театров писал:

"Театр, вообще, может отвечать одному из следующих трех назначений:

а) коммерческого предприятия, с преобладающей заботой о возможно большем поступлении сборов с публики и без каких-либо высоких заданий в выборе репертуара и качестве постановок;

б) учреждения, предназначенного исключительно для развлечения, а потому в направлении своего репертуара следующего исключительно за вкусом публики. Приведенные два назначения театра на практике, естественным образом, сливаются, так как лучшее приноравливание ко вкусам массы привлекает и наибольшие сборы;

в) учреждения, имеющие высшие воспитательные задачи, в которых выбор репертуара ведет за собой вкус публики, а цельность и высокие достоинства исполнения и обстановки вырабатывают правильную художественную критику. Заботы такого рода театра сосредоточиваются преимущественно на качестве и направлении предлагаемых зрелищ, экономические же вопросы – расхода и сбора – в таком театре, как и во всяком педагогическом учреждении, занимают подчиненное место".

Конечно, на практике приведенные в цитате назначения театра, впрочем как и любого другого института культуры, не встречаются в чистом виде. Важно, какое из них государство считает приоритетным и какую в связи с этим выбирает экономическую стратегию. Ибо создавать такие культурные образы, которые смогли бы вытеснить из средств массовой информации убогие персонажи и сюжеты, снимать и демонстрировать детские фильмы, содержать телеканалы для детей, осуществлять постановку детских спектаклей в театрах и организовывать детские филармонии, формировать полноценный современный книжный фонд для детей, нерентабельно. Издавна известно, что здесь необходима достойная государственная поддержка то ли в виде прямых инвестиций, то ли в виде налоговых преференций. Но на эти шаги государство пока не готово.

Об этом свидетельствует судьба Межведомственного комплексного плана мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения, утвержденного реорганизованными в ходе административной реформы министерствами печати, телевидения и радиовещания, образования и культуры в сентябре 2002 г. Авторы плана постарались учесть в нем все критические замечания Президента Российской Федерации, высказанные им на заседании Совета по культуре и искусству в марте 2002 г., а также предложения членов Совета по преодолению кризисной ситуации в формировании духовного мира детей.

Подавляющее большинство мероприятий, включенных в план, должно было составить основу федеральной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи (2003–2007 гг.)", внесение которой в Правительство Российской Федерации планировалось в ноябре 2002 г. Однако ни в эти сроки, ни в последующие годы рассмотрение и утверждение этой программы Правительством не состоялось, а значительная часть мероприятий, включенных в Комплексный план, осталась на бумаге. Не было реализовано и намерение Министерства культуры, обнародованное после мартовского (2002) заседания Совета по культуре при Президенте Российской Федерации о включении в Федеральную целевую программу "Культура России (2001–2005 гг.)" отдельной подпрограммы "Культура и дети".

Между тем, как показывают материалы исследований, включенных в настоящее издание, ситуация в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи продолжает осложняться. Нередко это оборачивается трагедиями в семье, коллективах образовательных учреждений, на производстве, в армии, правоохранительных органах. Практика показала, что решить накопившиеся проблемы с применением рутинных процедур, бесконечных согласований с многочисленными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти практически невозможно. Нужны неординарные меры, подобные тем, которые Президент Российской Федерации решил применить для преодоления кризиса в областях здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Меры такого рода могли бы быть включены в приоритетный национальный проект "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи" и поддержаны на федеральном уровне. Не претендуя на исчерпанность предложений, авторы монографии считали бы возможным учесть в составе такого национального проекта:

  • организацию в течение трех лет на основе государственного заказа ежегодного производства и показа по федеральным каналам телевидения не менее 30 художественных и 50 научных и учебных программ для детей и юношества;
  • введение обязательного минимума объема детского вещания, а также требований оптимального размещения детских программ в сетке вещания при лицензировании деятельности федеральных и региональных телекомпаний;
  • учреждение федерального телевизионного канала для детей и юношества (ДТК);
  • осуществление на основе конкурсного отбора с привлечением широкой общественности заявок на полное бюджетное финансирование проектов художественных и анимационных фильмов для детской аудитории и оказание государственной поддержки при их прокате. Направление на эти цели не менее 25% бюджета Российского кинематографа;
  • завершение в течение трех лет полной компьютеризации детских библиотек, оснащение их компьютерной техникой и программным обеспечением с получением доступа к Интернету;
  • централизованное доукомплектование до 2008 г. детских библиотек изданиями отечественной и зарубежной классической литературы, эстетически полноценными и значимыми произведениями современных авторов в традиционном виде и на аудиовизуальных носителях, а также научными публикациями и интеллектуальными компьютерными играми и другими видами информационно-коммуникационной продукции, способствующими развитию у детей и подростков инновационного мышления;
  • введение весомых надбавок к заработной плате специалистам детских библиотек, имеющих высшее образование, освоивших и внедривших в работу с читателями новые информационные технологии;
  • создание на базе Российской книжной палаты Российской государственной детской библиотеки и Российской государственной юношеской библиотеки Общероссийского центра детского чтения, организация в столицах национальных республик на базе региональных библиотек для детей и юношества национальных центров детского чтения;
  • учреждение ежегодного поощрения для педагогов детских художественных школ всех видов, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального художественного образования, воспитанники которых получили всероссийское и международное признание;
  • учреждение индивидуальных грантов для наиболее одаренных учащихся детских художественных школ всех видов, студентов высших и средних специальных художественных образовательных учреждений, молодых исполнителей – лауреатов и дипломантов всероссийских и международных конкурсов – на время обучения и первых трех лет профессиональной деятельности.
  • Рассматривая содержание нового приоритетного национального проекта, мы сочли возможным остановиться на наиболее мощных и действенных каналах духовного обогащения мира детей и их нравственного воспитания – телевидении, кинематографе, чтении, современных информационно-коммуникационных технологиях. Представляется, что вложение средств в эти сферы с целью переориентации детского направления их деятельности есть самые выгодные инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции, которые в самом ближайшем будущем позволят не только преодолеть развитие негативных тенденций в молодежной среде, но и существенно сэкономить на борьбе с антиобщественным поведением значительной части детей и подростков. Считаем также целесообразным включить в этот проект меры по выявлению и поддержке молодых дарований, сохранению и развитию всемирно известной отечественной системы художественного образования. Системы, которая на протяжении десятилетий обеспечивает воспроизводство творческого потенциала страны, высокий авторитет российской культуры в мире.

    Согласится ли государство предложить обществу этот приоритетный национальный проект и какие из названных предложений войдут в него, покажет время.

    Б.Сорочкин