Человек всегда был одной из самых интригующих загадок науки. Действительно, с одной стороны, эта загадка как предмет исследования доступна каждому из нас: достаточно лишь обратить внимание на самого себя. С другой стороны, науке до сих пор неизвестно, что составляет сущность мыслительной способности индивида. Интерес к тому, как "устроен интеллект", неимоверно вырос в последнее время, когда стало понятно, что накопившиеся проблемы науки невозможно решить, если не изучить главный ее инструмент – мышление человека. "Все пути ведут в мозг" – именно так можно перефразировать известное с древних времен изречение применительно к современным научным изысканиям. Безусловно, такая животрепещущая проблема породила великое множество подходов к ее разрешению. И поскольку до сих пор отсутствует общепринятая теория природы интеллекта, то следует согласиться, что каждый подход может иметь шанс на успех. Что же нового привносит в "топку страстей по интеллекту" предлагаемая читателю книга? Начнем с того, что содержание книги составляют три статьи, опубликованные в 1999–2000 г.г. в России [1–3], а затем в США [4–6]. В настоящем переиздании эти статьи не подверглись никаким изменениям. Поэтому нам следует говорить не о новизне материала, а о целесообразности его повторной публикации в форме сборника. Содержанием статей является анализ экспертного тестирования интеллектуальной системы Guess (компьютерной игры), разработанной и созданной автором настоящей книги. Система Guess решает, казалось бы, весьма простую задачу: отгадывание одного из двух чисел (0 или 1), задумываемых пользователем системы. Данная задача, однако, является трудноформализуемой, и поэтому для ее убедительного решения нельзя было использовать традиционные на то время средства. Была создана концепция строения интеллектуальных систем, названных неформальными интеллектуальными (нф-системами). Эта концепция оказалась "прорывной": ее идеи оказались "самодвижущимися", выводящими на все более глубокие пласты сущности мышления. В связи с этим исследования по тематике Guess, оказавшись второстепенными, были автором приостановлены, несмотря на то что были получены весьма интересные результаты и выявлен ряд важнейших проблем интеллекта (например, классификация типов мышления человека). Так, некоторые результаты до сих пор не опубликованы и ждут своего часа в форме рабочих материалов эксперимента и численного моделирования. Работа по системе Guess осталась незавершенной, но, тем не менее, она явилась итогом первого этапа развития подхода, названного автором теорией неформальных интеллектуальных систем (теорией нф-систем, будем также использовать термин "нф-теория"). Современное состояние нф-теории вывело исследования на философский уровень: предложена схема процесса использования понятия, найдена конструктивная связь между понятием и чувством, выявлена логическая необходимость возникновения физического бытия из бытия живого, сформулирована идея о магме бытия как первооснове всего существующего и т.д. [7–9]. К настоящему моменту нф-теория грозит потерять целостность в своих многочисленных результатах, если не начать работу по очерчиванию ее границ. Однако в условиях жесткого дефицита времени и ресурсов на фоне продолжающейся активной разработки фундаментальных понятий системное изложение основ нф-теории пока еще невозможно. Единственный выход – идти историческим путем, используя принцип неформальности и принцип кино [10], то есть стараться зафиксировать основополагающие достижения нф-теории в том первозданном виде, в каком они были получены. Именно этими соображениями руководствовался автор в подготовке настоящего сборника. Предлагаемые читателю статьи воспроизводятся в точности в том виде, в каком они были впервые опубликованы. Не изменены даже термины и обороты, от которых автору впоследствии пришлось отказаться. Например, английский вариант термина "резон" – "reason" впоследствии был заменен термином "reson" [7]. Еще пример: в работе [7] было показано, что понятие как используемый смысл можно только использовать, однако в статьях настоящего сборника, которые предшествуют работе [7], иногда употребляется оборот "оперировать понятием", что, конечно же, не является корректным. Тем не менее, как оказалось и что отчасти удивило даже автора, основные идеи, родившиеся в работе с системой Guess более семи лет назад, в свете современных результатов нф-теории сохранили свою значимость, не потребовав никакой доработки. Целесообразность переиздания статей настоящего сборника обусловлена еще и следующими причинами. Задача, которую решает система Guess, относится к проблеме научения знаку, сформулированной в работе [11]. В этой же работе показано, что чем более общие понятия используются при научении знаку, тем более совершенна технология этого научения. Поскольку нф-теория вышла на философский уровень, то понятно, что решение задачи Guess уже с философских позиций продвинет нф-теорию далеко вперед. Проблема научения знаку (а следовательно, и задача построения эффективной системы типа Guess) становится в последнее время весьма актуальной для многих дисциплин, так как по своей сути такое научение есть регистрация признаков неизвестной компоненты смысловой ситуации, то есть регистрация нового [11]. При этом отметим, что сегодня многие науки, натолкнувшись на очень серьезные трудности, ведут активный поиск новых идей. Представленный в книге материал предельно конкретен и прост. Для его понимания требуется минимальный уровень математической подготовки. В книге подробно описан эксперимент по оцениванию интеллектуальных способностей как системы Guess, так и экспертов, ее тестировавших. Большинство результатов можно понять из соображений здравого смысла. В силу этих причин переиздание статей в одном сборнике сделает их доступными и, как надеется автор, интересными для широкого круга читателей. В работе предложен подход к решению задач, формализация которых по тем или иным причинам проблематична. Данная задача актуальна ввиду все возрастающей роли анализа интеллектуальных систем, прежде всего человека. В книге на основе экспериментального материала строится структура интеллектуальной системы, с помощью которой автору удалось получить ряд интересных результатов: классификацию типов мышления, шкалы упорядочения этих типов по критерию эффективности решения нестандартных задач (шкалы унивитальности), феномен исчерпывания фантазии (креативности) человека в процессе профессиональной деятельности, классификацию памяти человека и др. Ряд утверждений автора вызывает вопросы в связи с их недостаточной обоснованностью, например, "...необходимость возникновения физического бытия из бытия живого". Результаты работы могут быть использованы в анализе реальных интеллектуальных процессов и систем, прежде всего для их классификации. Доктор физико-математических наук М.А.Галахов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||