Будущее не далеко. Оно уже есть
где-то рядом. Важно его увидеть
и оценить.
С.П.Курдюмов Россия – уникальная, самодостаточная цивилизация. Всю свою тысячелетнюю историю она была и ощущала себя цивилизацией будущего. "Будущее" всегда значило для нас гораздо больше, чем "прошлое" и "настоящее". И Запад, и Восток живут по-другому. Поэтому прогноз, взгляд в грядущее, имеет для нас особое значение. Но как, опираясь на современную науку, на культуру и традицию, посмотреть на 20, 50, а то и на 100 лет вперед? Как собрать целое – образ будущего из множества частей? На помощь приходит теория самоорганизации, или синергетика, – междисциплинарный подход, который активно развивается в последние 30 лет и все шире используется в предсказании и прогнозе. Именно этому и посвящена книга, которую вы держите в руках. Книга, написанная замечательным ученым, моим учителем Сергеем Павловичем Курдюмовым и его ученицей – ярким, самобытным философом Еленой Николаевной Князевой. "Проектирование будущего" стало одной из важнейших технологий и активно развивающихся стран, и крупнейших корпораций. Эта технология связана с анализом нескольких сценариев развития событий, с оценкой их вероятности и выработкой управляющих воздействий, способных направить события по желаемому пути. У нашей страны большие достижения и прекрасные традиции в области прогноза и планирования. Они восприняты, востребованы и высоко оценены в мире. Сейчас соответствующие структуры в нашей стране разрушены. Но, видно, пришло время собирать камни, строить, подниматься с колен. И настоящая книга в этой большой и важной работе будет очень полезна. Дело в том, что будущее – это не только уравнения, информационные потоки, контуры управления, инновации и высокие технологии. Это еще и культура – смыслы, ценность, традиция. Наше будущее определяется цивилизационным кодом, многовековым пройденным путем. И к этой сфере реальности все чаще обращается синергетика. Тут ей на помощь приходит философия, которая всегда имела дело с картиной мира, с осмыслением места человека в мире, с идеологией. И саму синергетику все чаще мыслят как подход, опирающийся на трех китов – предметное знание, математическое моделирование и философскую рефлексию. Именно последней компоненте крупный специалист в области прикладной математики, всю жизнь проработавший в Институте прикладной математики АН СССР (ныне ИПМ им.М.В.Келдыша РАН) и руководивший Институтом в самые тяжелые времена, член-корреспондент РАН С.П.Курдюмов придавал особое значение. "Нас не услышат и не поймут, если мы не будем выходить за узкие цеховые рамки! А главное – мы не сможем помочь человечеству найти путь в будущее. То, что мы делаем, должно стать частью культуры! Как стали ей идеи теории относительности или квантовой механики!" – много раз увлеченно и вдохновенно говорил Сергей Павлович ученикам и коллегам. Этому направлению своей деятельности он придавал большое значение. Сергей Павлович опубликовал в соавторстве с Е.Н.Князевой около 50 работ (более 10% его научного наследия) и несколько книг философского плана и гордился своей "философской ученицей". "Философия и синергетика должны не разделять, а связывать. И то, что делает Лена, работая с Хакеном, с Пригожиным, рассказывая о нас, переводя книги французской и немецкой синергетических школ и тем самым связывая нас с ними, трудно переоценить!" – восклицал он почти при каждой нашей встрече. И это было понято философами и гуманитариями. Несколько лет назад выдающийся специалист в области философии науки – академик РАН В.С.Степин – заявил, что, вероятно, именно синергетика окажется в центре научной картины мира XXI века. Эта книга о будущем и о времени в его разных ипостасях и одновременно послание Сергея Павловича в будущее. Это не "канон" и обсуждение пройденного пути, а приглашение к размышлению. Здесь, на мой взгляд, есть о чем думать и с чем спорить. Когда мне в первый раз во студенчестве довелось быть дома у Сергея Павловича, он посоветовал начать с чтения двух своих любимых книг – "Естественной философии времени" Дж.Уитроу и "Туманности Андромеды" И.Ефремова. "Мы уже многое можем сказать про время и будущее. А еще лет через двадцать будем понимать еще больше", – задумчиво говорил он тогда. И настоящая книга показывает, что он был прав! "Сказать и написать мало! Нужен диалог времен и поколений! Я уверен, что нас поймут, прочтут, и это многое изменит в мире!" – не раз говорил он в последние годы. Однако это во многом зависит от читателей настоящей книги. Но я думаю, что и здесь Сергей Павлович не ошибался в своих надеждах. Председатель редколлегии
серии "Синергетика:
от прошлого к будущему"
Г.Г.Малинецкий
В этой книге собраны тексты, созданные мною совместно с членом-корреспондентом РАН С.П.Курдюмовым (1928–2004) или под его идейным влиянием в период с 1992 по 2004 гг. Тексты обработаны, систематизированы, сведены в книгу и дополнены новыми материалами, что служит дополнением нашей совместной книги "Основания синергетики" (СПб.: Алетейя, 2002), переизданной издательством КомКнига/URSS в двух частях в 2005–2006 гг. Сергей Павлович Курдюмов обладал глубоким метафизическим чутьем и выдвигал идеи, содержание которых до сих пор не до конца понято. К таковым относятся, прежде всего, идея коэволюции и представление о сложных, развивающихся в разных темпах структурах как о сосуществующих темпомирах. С.П.Курдюмов неоднократно повторял, что идеи должны принадлежать миру и служить стимулом для дальнейших исследований в этой перспективной области научного знания. В фокусе внимания в настоящем издании находится проблема времени в синергетике, поскольку именно вокруг этой проблемы строилась научно-исследовательская работа в ряде поддержанных РФФИ исследовательских проектов начиная с 2001 г. (01–06–80204, 03–06–80252, 04–06–80254). Во-первых, в книге построена развернутая и детализированная картина представлений синергетики, касающихся темпоральных и топологических свойств структур самоорганизации сложных систем. Во-вторых, развернуто содержание синергетического образа нелинейного течения времени в процессах эволюции сложных систем; проанализированы парадоксальные синергетические представления, касающиеся связи между различными модусами времени – прошлым, настоящим и будущим, – и между пространственными и временными характеристиками сложных структур-аттракторов. В-третьих, предложено синергетическое перетолкование классической философской проблемы соотношения времени (tempus) и вечности (aeternitas). В-четвертых, в контексте рассмотрения синергетических представлений о нелинейности времени представлены научной общественности особенности московской синергетической школы с центром в Институте прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН и изучен тот значительный вклад, который внес в развитие синергетики в России и мире Сергей Павлович Курдюмов. В-пятых, в истории и философии, и культуры найдены и исследованы некоторые представления о времени, которые соизмеримы с синергетикой, а именно представления о сложном, ветвящемся, нелинейном времени и о нелинейной связи прошлого, настоящего и будущего, цикличности, внутренней ритмике процессов развития в мире. В-шестых, изучена проблема возможностей и границ овладения временем и управления в сложном и неустойчивом мире, сотрясаемом кризисами и катастрофами; изложены некоторые важные следствия синергетического решения проблемы времени для современной теории управления. Полученные методологические выводы представляют значимость и для реформы систем образования, и для прогнозирования (для разработки сценариев будущего развития), и для эффективной управленческой деятельности в современном глобализирующемся мире, и для разработки методик стимуляции творческого мышления, креативного отношения человека к миру, его личностного роста и адекватного встраивания в социальную среду. Структура книги такова. Во Введении к книге в центр внимания попадает нелинейный образ времени, вводимый синергетикой. В синергетике возникает целый ряд парадоксальных представлений, таких как "влияние будущего на настоящее", "возможность касания отдаленного будущего сегодня", "представленность прошлого и будущего в настоящем", необратимость и элементы обратимости хода времени, в основе которых лежит нетрадиционное, нелинейное представление о времени. Наилучшим наглядным представлением нелинейного времени является, пожалуй, древо эволюции или древо жизни, представляющее собой один из архетипов в психике человека. Этот образ широко представлен в мифах и религиях народов мира, используется в науке (древо эволюции языков из некоего единого праязыка или древо эволюции биологических видов), часто рисуется детьми, возникает в сознании человека во сне и т.д. В первой главе "Саморефлексивная синергетика" предпринимается попытка критически проанализировать притязания синергетики на универсализм, на универсальную применимость ее моделей. В известном смысле здесь делается попытка навести критику на самих себя, развернуть критический взгляд изнутри самой синергетики. Обсуждаются основания трансдисциплинарного переноса синергетических моделей сложного поведения, естественно-научных по своему происхождению, на отдаленные социальные и гуманитарные дисциплинарные области знания. Обосновывается, что синергетика отнюдь не является универсальным ключом решения конкретных научных проблем, а, скорее, ментальной схемой или эвристическим подходом к изучению сложного поведения систем. Оцениваются перспективы развития синергетики на ближайшие десятилетия и обсуждается возможная судьба синергетики в XXI в. Показывается, что с течением времени фокус междисциплинарных исследований может смещаться, но сущность междисциплинарных структур знания, базирующихся на изучении сложного в мире, по-видимому, останется той же. Во второй главе "Синергетика: между редукционизмом и холизмом" показывается, что синергетика открывает универсальные закономерности образования структур, самоорганизации и эволюции сложных систем и поэтому принадлежит к направлению универсализма. Синергетику неправомерно сводить ни к редукционизму, ни к холизму, ибо она интересуется не только динамическими свойствами систем в целом и параметрами порядка, но и поведением элементов внутри этих систем и изучает циклические связи детерминации между уровнем системы как целого и уровнем элементов. Обосновывается, что синергетика занимает срединное место между редукционизмом и холизмом. В третьей главе "Атом как структура горения среды" обсуждается возможное применение синергетического подхода в квантовой механике и новые подходы к объяснению известных квантово-механических эффектов. Глава написана на основе совместной статьи, опубликованной в сборнике "Самоорганизация и наука" (1994) и вызвавшей интерес со стороны коллег и дискуссии. С того времени она ни разу не была переиздана. Сама идея о связи собственных функций горения нелинейной среды с волновыми Psi-функциями уравнения Шр\"едингера была высказана Курдюмовым в 1970Нх гг. В изучении этой проблематики Сергеем Павловичем Курдюмовым совместно с его ученицей, доктором физико-математических наук Еленой Сергеевной Куркиной были осуществлены в 2001–2004 гг. новые важные продвижения. Проведенные исследования, опирающиеся на методы продолжения по параметру и бифуркационный анализ, позволили построить и изучить спектры двумерных и трехмерных структур – метастабильно устойчивых сложных собственных функций нелинейного уравнения теплопроводности. Принципиально важный вывод состоит в том, что в линейном приближении автомодельное уравнение теплопроводности сводится к уравнению Шр\"едингера для стационарных состояний, в частности для атома водорода, а собственные функции играют роль функций распределения плотности вероятности. А значит дискретность, квантовость (возможных состояний) – это не специфическое свойство микромира, а свойство нелинейных сложных диссипативных систем, каковыми являются большинство систем окружающего нас мезомира. В основе четвертой главы лежит текст статьи "Жизнь неживого с точки зрения синергетики", наиболее ценимой С.П.Курдюмовым и востребованный редакторами различных изданий. По своему исходному замыслу эта статья готовилась в 1992 г. для журнала "Химия и жизнь", но так и не была в нем опубликована, ибо в то время была отвергнута редакцией. В этой главе показывается, что, изучая универсальные закономерности эволюции и самоорганизации сложных нелинейных систем, синергетика открывает глубинный изоморфизм живого и неживого, общность образцов эволюции, самоорганизации и структурных образований в царствах живой и "мертвой" природы. Синергетика открывает свойства живого в мертвой природе, точнее – в нелинейных сложных диссипативных системах неживой природы, например в плазме. Она выносит на обсуждение целый ряд таких неожиданных вопросов, как: Какие структуры "выживают" и метастабильно самоподдерживаются на теле природы? Почему и структуры неживой природы следуют некоторым "ритмам жизни"? Эволюционируют ли атомы? Существует ли память в неживой природе? Как происходит сборка сложной структуры? В пятой главе "Путь самоорганизации в природе и обществе: детерминация из будущего" обсуждается одна из ключевых и наиболее парадоксальных синергетических идей – идея преддетерминации, влияния будущего, структур-аттракторов эволюции. Синергетические представления о влиянии будущего обсуждаются в контексте соответствующих воззрений философов, взглядов писателей и поэтов на окружающий мир и словесное творчество. В шестой главе "Погружение в хаос как способ обновления организации" обсуждается синергетическое представление о креативной роли хаоса. Показывается, что периодическое погружение в хаос необходимо для жизни сложной системы и является способом обновления ее организации. Современная наука в лице синергетики обосновывает повсеместность, всебытийность и изначальность хаоса. Порядок мира зиждется на первородной зияющей бездне потенций, на хаосе. Структура возникает в хаосе и из хаоса. Хаос организован и организует. Разрушая, он строит. В индуистской мифологии Шива является одновременно и богом-созидателем и богом-разрушителем, т.е. он олицетворяет творческое разрушение. Хаос чрезвычайно многолик. Это – и способ выхода на относительно устойчивые структуры эволюции, и механизм переключения жизненно важных циклов функционирования сложных систем, и "клей", который связывает части в единое и устойчиво эволюционирующее целое, и механизм адаптации к изменчивым условиям окружающей среды, и – что немаловажно – способ обновления сложной организации в природе и человеческом разуме. В седьмой главе "Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур" рассматриваются холистические представления синергетики, формулируются синергетические правила интеграции сложных структур в сверхсложные целостные образования и согласованного, устойчивого развития, коэволюции этих структур. Формулируется гипотеза о распространении антропного принципа на условия проявления "сложности" в явлениях самоорганизации – так называемый антропный принцип в синергетике, впервые выдвинутый нами в работах 1997 г. Эта гипотеза состоит в том, что сложный спектр структур-аттракторов, отличающихся различными размерами и формами, существует лишь для узкого, уникального класса моделей со степенными нелинейными зависимостями. Форм много только в случае степенного закона. В восьмой главе "Загадка человека: человеческая особенность коэволюционных процессов" представлены результаты философского осмысления курдюмовской идеи коэволюции, полученные нами совместно в 2001–2004 гг. Здесь обсуждаются конструктивные правила нелинейного синтеза, устойчивого коэволюционного развития структур, развивающихся в разном темпе, сборки сложного эволюционного целого из частей, когда необходимо включение элементов прошлого – элементов "памяти" (биологической памяти – ДНК, памяти культуры – культурно-исторических традиций и т.д.). Какова роль топологии при объединении простого в сложное? Почему можно соединить не что угодно с чем угодно и отнюдь не произвольно? И что означает резонансное объединение? Как научиться читать топологическую карту сложных структур-аттракторов, описываемых на автомодельных стадиях инвариантно-групповыми методами, как видеть в ней элементы прошлого и элементы будущего развития структуры в целом? Как и когда можно существовать как бы в параллельных мирах – в темпомирах, не чувствующих друг друга? Что означает попадание в один темпомир? Почему объединение выгодно не только слабым элементам системы, но и ее сильным элементам? Зачем сильному "тащить на себе" слабого, что это дает в исторической перспективе? Наиболее важные и парадоксальные методологические следствия холистического видения мира, развиваемого синергетикой, таковы: В девятой главе "Ситуационное и нелинейное управление, или Почему теория управления становится экологической" показывается, что одним из новых и плодотворных подходов в теории управления является подход экологический. Центральным здесь является представление о ситуационности поисковой и конструирующей деятельности человека. Для развертывания эффективной управленческой деятельности в современном сложном и глобализированном мире, для надлежащего встраивания человека как субъекта управления в коэволюционные процессы нужно уметь мыслить глобально и действовать активно и интерактивно, адекватно ситуации, быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием, созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир. В современном динамично изменяющемся обществе возрастает сложность форм социальной организации и сокращаются масштабы исторического времени, ускоряется его ход. Вследствие этого увеличиваются неопределенности и риски, в том числе и риски соскальзывания на катастрофические сценарии развертывания исторических событий. Мир, в котором мы живем, является нелинейным, причем возрастающая сложность означает одновременно и увеличивающуюся нелинейность, а в нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий. Слова древнегреческого историка Еврипида о том, что ожидаемое не случается, неожиданному Бог открывает дверь, отвечают духу сегодняшнего дня. Неопределенности и риски, в основе которых лежит внутренняя спонтанность бытия, иначе говоря, случайность как его имманентное свойство, имеют и иную сторону: всякий акт рождения нового как в природе, так и в обществе так или иначе связан со случайностью. В настоящее время лишь тот человек (и лишь та социальная организация) может надлежащим образом вписаться в общество, если он (или соответствующая социальная организация) готов(а) к восприятию нового и обладает способностью созидать новое, т.е. креативностью, если понимает нелинейность течения исторического времени. В обществе, ориентированном на инновации, и социальное управление, чтобы отвечать его требованиям, должно быть инновационным. В десятой главе "Топология когнитивной деятельности" обсуждаются приложения идей синергетики в эпистемологии: в синергетическом свете рассматривается когнитивная и креативная деятельность человека. Проводятся любопытные параллели между синергетическими моделями, примененными к когнитивной деятельности, и основными идеями теории поля (топологической психологии) Курта Левина. Эти модели позволяют развить представления о ландшафтах когнитивной деятельности, топологии инициирующих воздействий и самовоздействий креативной личности, экологии творящего духа. Заключение содержит краткое обобщение изложенных в книге представлений, а также некоторые личные воспоминания о жизни и творчестве Сергея Павловича Курдюмова. Роль личности Курдюмова и его идей для развития синергетики и синергетического движения в России еще недостаточно оценена. Как говорится, лишь история расставит все на свои места. Но наша задача состоит в том, чтобы сегодня, смотря на его творчество уже ретроспективным взглядом, выделить те его фундаментальные мировоззренческие и методологические идеи, которые могут служить стимулом для дальнейших междисциплинарных исследований сложных систем и для развития некоторых перспективных направлений в конкретных дисциплинах. В качестве таковых в данной книге мною выделяются: Во всех этих представлениях свежий и нетрадиционный взгляд синергетики на проблему времени, на связь пространства и времени и различных временных модусов, на возможность конструирования предпочитаемого будущего является ведущим. Это – настоящий Kunstst\"uck синергетики, если употребить слово, которое любил Курдюмов. В прочитанной книге, в прослушанном докладе, в конференции, в которой принял участие, – во всем он стремился извлечь для себя что-то нетривиальное и глубокое, новое и необычное, что может способствовать изменению, достраиванию или существенному развитию своего собственного взгляда на научную проблему или на мир развивающихся сложных систем в целом. Увидеть загвоздку, осложнение – значит понять направление дальнейшего возможного интеллектуального прорыва. В заключение хотелось бы выразить свою глубокую благодарность доктору физ.-мат. наук Е.С.Куркиной за полезные научные консультации и доктору физ.-мат.наук, профессору Г.Г.Малинецкому за постоянное внимание и помощь в моих научных и организационных начинаниях, а также уважаемым рецензентам доктору философских наук В.И.Аршинову и доктору философских наук, профессору К.Х.Делокарову, взявшим на себя труд ознакомиться с рукописью и высказавшим полезные рекомендации. Выражаю свою признательность Российскому фонду фундаментальных исследований за поддержку моих исследований в области философии синергетики в 2000–2006 гг. и за поддержку публикации результатов этих исследований в форме этой книги (грант 06–06–87032). Москва, май 2006 г. Е.Н.Князева
Елена Николаевна Князева Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ и кафедры философии и политологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Специалист в области философии науки и эпистемологии. Как стипендиат фонда А. фон Гумбольдта работала в Центре синергетики Г.Хакена в Университете Штутгарта (Германия). Член международных ассоциаций, в том числе Всемирной ассоциации исследования будущего (WFSF), Немецкого общества исследования сложных систем и нелинейной динамики, Ассоциации сложного мышления во Франции. Автор более 200 научных работ, в том числе исследовательских статей,
опубликованных в ведущих российских и зарубежных журналах, монографий "Законы
самоорганизации и эволюции сложных систем" (1994) в соавторстве с
С.П.Курдюмовым, "Одиссея научного разума" (1995), "Основания синергетики.
Синергетическое мировидение" (URSS, 2005) и "Основания синергетики. Человек,
конструирующий себя и свое будущее" (URSS, 2006) в соавторстве с
С.П.Курдюмовым, а также переводчик и редактор главного сочинения Э.Морена
"Метод. Природа Природы" (2005).
Выдающийся российский ученый, один из основателей синергетического движения в России. Член-корреспондент РАН (1984). Специалист в области математической физики, вычислительной математики, физики плазмы и синергетики. Директор Института прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН (1989–1999), зав. кафедрой прикладной математики Московского физико-технического института, профессор Международного университета "Дубна" и Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Действительный член Европейской академии наук, президент Международного компьютерного клуба. Автор и соавтор более 300 научных работ, в том числе около 10 монографий, изданных в России и за рубежом: "Нестационарные структуры и диффузионный хаос" (1992), "Blow-up in Quasilinear Parabolic Equations" (1995), "Синергетика и прогнозы будущего" (URSS, 2003), "Основания синергетики" (URSS, 2005, 2006) и др. Соавтор открытия нового физического эффекта: "эффект Т-слоя" (Государственный реестр открытий СССР, N 55 за 1968 г.). Его книги и публичные выступления оказали огромное влияние на развитие исследований по нелинейной динамике и синергетике в России.
Some texts written by me together with corresponding member of the Russian Academy of science Sergei P.Kurdyumov (1928–2004) and under his direct ideological influence are collected in the book. These texts are elaborated, systematized, brought together in the book and supplemented with new materials. Sergei P.Kurdyumov were possessed of a deep metaphysical flair and put forward ideas, the matter of which are not fully clear up to now. These are, first of all, the idea of co-evolution and the notion of complex structures developing at different tempos as co-existing tempo-worlds. Owing to developments in the field of nonlinear dynamics and of synergetics, the classical problem of time and the problems of evolutionary holism disclose some new and non-traditional aspects. The matter of new notions of nonlinearity of the course of time in the processes of evolution and coevolution and of nonlinear links between different modi of time – between the past, the present and the future – come to the light in the book. Analyses of four interconnected aspects of the course of processes in open and nonlinear dissipative systems – of evolutionarity, temporality, emergent nature and holism – are carried out. A whole series of paradoxical notions, such as "the influence of the future upon the present", "the possibility of touch of a remote future in praesenti", irreversibility and elements of reversibility of the course of time appear in synergetics, non-traditional and nonlinear notion of time being at the heart of all of them. It is shown that the best pictorial view of the nonlinear time is apparently the tree of evolution or the tree of time that represent one of archetypes in the human psyche. This image is widely used in myths and religious doctrines of the world nations (the tree of evolution of languages from some united parent language or the tree of evolution of biological species), the image is often drawn by children, appears in consciousness of a man in his sleep, etc. The synergetics methodology under development is applied to study of cognitive systems. The emergent structures of evolution and of self-organization of the individual consciousness, their spatiotemporal peculiarities, and the complexity of the human Self are considered in detail. The radical changes in the understanding of the problems of time that occur due to synergetics are compared with images of time and with the notions of connection between the past, the present and the future in the history of philosophy and of culture. The obtained methodological inferences are of great importance for a reform of systems of education, for forecasting (for building of scenarios of future development), for effective management activity in the modern globalizing world, for elaboration of methods of stimulation of the creative thinking, for the growth of personality and its adequate building into the social media. Knyazeva, Helena N. Doctor of Philosophy (Dr.habil. in Philosophy), Leading Research Associate of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. Specialist in philosophy of science, philosophical foundations of the theory of self-organization (synergetics). Kurdyumov, Sergei P. (1928–2004) is an outstanding Russian Scholar, expert in mathematical physics, computational mathematics, plasma physics and synergetics, one of the founders of the synergetic movement in Russia. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (from 1984); Professor. Head of a Chair, Physical and Technical Institute (Moscow). Director (1989–1999), Head of Department (1999–2004), Keldysh Institute of Applied Mathematics, Russian Academy of Sciences (IAM RAS). President (1988–1995), International Computer Club (Moscow). Vice-President, National Committee on Mathematical Modelling (IMACS). |