Эта книга написана классиком теории вероятностей Борисом Владимировичем Гнеденко (1912–1995) в последние годы его жизни. В ней рассматриваются педагогические и методологические вопросы математики, говорится о прекрасной профессии преподавателя и о высоких требованиях к выбравшему эту профессию. Борис Владимирович пригласил меня в соавторы, поскольку за двадцать пять лет педагогической работы (к 1993 году) мне посчастливилось учить студентов практически всех специальностей, о которых идет речь в книге. И в течение всех этих лет мы часто и подолгу обсуждали различные аспекты преподавания. Отметка (Б.В.), не раз встречающаяся в книге, указывает на то, что в соответствующем месте речь идет о воспоминаниях именно Бориса Владимировича. Я глубоко благодарен моим коллегам за помощь в подготовке рукописи к печати, за ценные советы и воодушевляющие обсуждения. Особо хочу поблагодарить профессоров А.Д.Соловьева, Е.В.Булинскую, С.С.Демидова, В.П.Карликова, А.А.Карацубу и Ю.Н.Тюрина. Отзывы, замечания и пожелания можно посылать по адресу: 119992 ГСП-2, Москва, Воробьевы горы, Московский государственный университет, механико-математический факультет, кафедра теории вероятностей, Гнеденко Дмитрию Борисовичу; bgnedenko@science.comcore.ru. Д.Б.Гнеденко
Математическое образование в университетах и педагогических институтах в настоящее время получают десятки тысяч молодых людей. Значительная их часть впоследствии станет передавать знания следующим поколениям, участвовать в развитии науки и культуры. Одно только это обстоятельство является достаточным основанием для беспокойства за качество обучения молодежи и внимательного рассмотрения подходов к обучению математике как математиков, так и представителей других дисциплин – естественно-научных и гуманитарных. Мы отдаем себе отчет в том, что этот разговор настолько серьезен, что потребует много времени для обсуждения различных точек зрения. Ясно и бесспорно одно, что обсуждать их следует немедленно. В настоящей книге мы касаемся некоторых проблем, связанных с coстоянием высшего математического образования, и надеемся, что наши позиции вызовут отклики коллег. Мы не претендуем на то, что наши точки зрения будут безоговорочно приняты и не потребуют дополнений и изменений. Но разговор и обсуждение следует начинать. Последующая дискуссия позволит полнее высветить проблемы высшего математического образования и приблизиться к успешному их решению. Авторы книги – работники Московского Государственного университета, суммарный стаж их педагогической работы приближается к ста годам. Они работали не только в Московском, но и во Львовском, Киевском, Берлинском, Варшавском, Софийском университетах, Ченстоховском пединституте (Польша) и ряде технических учебных заведений. Широко известно утверждение Ньютона: "Если я увидел больше своих предшественников, то только потому, что я стоял на плечах титанов". Действительно, Ньютон в своих исследованиях опирался на результаты своих великих предшественников. Это дало ему широту взглядов и понимание центральных проблем науки его эпохи. Но, спрашивается, кто помог ему взобраться на плечи гигантов? Кто вдохновил его на поиски решений крупнейших проблем своего времени? Ответ один – его учителя помогли ему в этом. И теперь, как и прежде, перед учителем высшей школы стоит огромной важности задача: помогать молодому поколению взбираться на плечи гигантов и приучать своих учеников к постоянному творчеству, к постоянному поиску новых решений и методов, дающих невиданные возможности для движения вперед. И чем крупнее задачи, которыми учитель заинтересует своих учеников, тем лучше для будущего, для прогресса науки, преподавания, для познания окружающего нас мира. Педагогическая деятельность требует от человека, посвятившего ей жизнь, самоотверженности и многих специфических качеств, в первую очередь – наличия знаний, которые он должен наращивать всю жизнь, творческого и, в то же время, критического отношения к своей деятельности. Содержание обучения не может оставаться неизменным во времени, поскольку оно должно обеспечивать общественные нужды, а не только удовлетворять потребность преподавателей излагать то, что им хорошо известно. И это не означает, что следует забросить разработку общих проблем теории, но требует, чтобы в университетах уделяли внимание и приложениям общей теории к решению частных проблем прикладного характера. Это обстоятельство неизбежно влечет за собой пересмотр содержания математического образования и приводит к тому, что учащиеся не только усваивают знания, но и учатся активно их использовать в реальном деле. Человечество находится на pyбeже двух тысячелетий, и нам следует задуматься над проблемами, которые ему придется решать в будущем. При этом, конечно, мы не в состоянии предугадать предстоящие открытия, но в наших общих силах сделать все возможное для воспитания подрастающих поколений в духе постоянного поиска, стремления к познанию и совершенствованию знаний. Гнеденко Борис Владимирович Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений. Академик УССР (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Мировую известность ему принесли исследования по теории суммирования независимых случайных величин, отраженные, в частности, в монографии «Предельные распределения для сумм независимых случайных величин» (1949, в соавт. с А. Н. Колмогоровым). Одним из первых среди отечественных ученых в середине 1930-х гг. начал развивать теорию массового обслуживания, притом в ее прикладном аспекте. Основал в УССР всемирно известную школу теории вероятностей и математической статистики, московскую школу теории массового обслуживания, оказал большое влияние на формирование теоретико-вероятностных школ во многих странах. С 1966 г. до конца своих дней бессменно руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ. Почетный член Royal Statistical Society (Великобритания), почетный доктор Берлинского университета им. Гумбольдта и Афинского университета.
Гнеденко Дмитрий Борисович Кандидат физико-математических наук, доцент механико-математического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Заслуженный преподаватель Московского университета.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||