URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Иванус А.И. Код да Винчи в бизнесе, или Гармоничный менеджмент по Фибоначчи Обложка Иванус А.И. Код да Винчи в бизнесе, или Гармоничный менеджмент по Фибоначчи
Id: 292972
379 р.

Код да Винчи в бизнесе, или Гармоничный менеджмент по Фибоначчи Изд. стереотип.

URSS. 2022. 104 с. ISBN 978-5-9710-6146-5.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматривается задача представления бизнес-процессов в условиях рыночной экономики в виде некоторой целостной системы, все компоненты которой согласованы между собой в соответствии с логикой устойчивых гармоничных пропорций, лежащих в основе мироздания и широко известных для большинства читателей бестселлеров Д.Брауна "Код да Винчи" и С.Кокса "Взламывая код да Винчи" как числа Фибоначчи или золотое сечение.... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1.Основы концепции гармоничности
 1.1.Новая жизнь великой идеи
 1.2.О феномене золотого сечения
 1.3.Проявления гармоничности в экономике
2.Неравномерность рыночных структур
 2.1.Конкурентный рынок как неравномерная равновесная структура
 2.2.Вычисление показателя концентрации продавцов на рынке по Лоренцу
 2.3.Вычисление индекса Джини
 2.4.Оптимизация ассортимента товаров
3.Основы концепции гармоничного управления рынком
 3.1.Описание модели гармоничного рынка
 3.2.Баланс между хаосом и порядком на рынке
 3.3.Система гармоничного управления рынком
4.Основы концепции гармоничного управления фирмой
 4.1.Заработная плата и штатная структура фирмы
 4.2.Система гармоничного управления фирмой
5.Автоматизированная система гармоничного менеджмента "Фибоначчи"
 5.1.Основные положения концепции гармоничной оптимизации
 5.2.Общие требования к АСГМ
6.Организация работ при создании АСГМ "Фибоначчи"
Приложение 1. Наблюдения о восприятии идеи гармонии
Приложение 2. К вопросу об идентификации золотого сечения
Приложение 3. Гипотеза о существовании субрынка
Приложение 4. Пример обоснования политики приватизации
Заключение
Литература

Введение
top
"Жизнь – это экспансия"
Академик А.Д.Сахаров

Представленный в книге материал посвящен одному из наиболее интересных и перспективных направлений современного менеджмента – гармоничному менеджменту. Роль гармоничного менеджмента для современного бизнеса трудно переоценить. Это направление возникло совсем недавно, на рубеже 20–21 веков. К настоящему времени оно еще не оформилось в привычные каноны классической теории, но тем заманчивее именно сейчас углубиться в его глубокую сущность, оказаться у самых истоков его зарождения.

Прозвучавшее здесь слово "гармоничный" вызывает у разных людей самые произвольные ассоциации, но все они сходятся к ощущениям чего-то стабильного, устойчивого, упорядоченного. В словаре В.Даля гармония определяется как "...согласованность, стройность в сочетании чего-либо", а в БСЭ дано следующее определение: "Гармония (греч. Harmonia – связь, соразмерность) – созвучие, согласие, ...согласованность частей в расчлененном целом".

При исследовании рыночной экономики на предмет наличия в ней признаков гармонии удалось установить следующую вполне очевидную закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности (или порядка) в пропорциях составных частей бизнес-процессов значительно усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности (т.е. беспорядок) приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а в худшем – к развалу бизнеса, упадку и т.д.

В фундаментальной работе академика И.В.Прангишвили [1] показано, что "равновесие между беспорядком и порядком в целом по всем параметрам системы предполагает их неравенство для отдельных частей и отдельных параметров. Эволюции природы соответствует сложное изменение границ между двумя равным противоположностями – порядком и беспорядком; увеличение упорядоченности, организованности системы обусловлено увеличением порядка по одним определенным параметрам системы и увеличением беспорядка (дезорганизованности) по другим параметрам, а не путем общего перехода от беспорядка к порядку, или, наоборот, по всем параметрам системы. При этом устойчивость системы определяется отношениями значений меры порядка или беспорядка для соответствующих параметров по методу Фибоначчи или золотой пропорции".

Проведенный на эту тему сравнительный анализ большого объема накопленных данных о продолжительности жизненного цикла как самых успешных, так и самых неуспешных американских, европейских и российских компаний за последнее столетие [2] позволил выявить наличие среди причин их развала и разорения следующие стабильные и весьма интересные негативные закономерности:

  • без исключения все компании мира на всех рынках во все времена и во всех странах обязательно проходят кризисы своего собственного развития;
  • все кризисы обусловлены неизбежно возникающими по причине роста компании диспропорциями (или отсутствием гармонии) между внешними факторами (цены и ассортимент конкурентов) и внутренними (цены, ассортимент, объемы продаж, оплата труда персонала).

  • Таким образом, мы имеем, с одной стороны, достаточно развитую общую теорию о гармонии и согласованности частей в целом, а с другой – на практике наблюдаем наличие несогласованности и диспропорций в рыночной экономике.

    Данное обстоятельство послужило толчком к разработке в Институте проблем управления РАН концепции гармоничного менеджмента, которая в задачах управления рыночными системами использует принцип гармоничной упорядоченности и согласованности всех составных частей систем как внутри между собой, так и с внешними факторами.

    В результате использования такого принципа в бизнесе получается бизнес-структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то, как следствие, резко возрастает "иммунитет" фирмы по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам. Вероятность негативных последствий возможных кризисов при этом резко падает.

    В качестве соединяемых составных частей мы будем рассматривать цены конкурентов, финансовые показатели, заработную плату, штатную структуру фирмы, товарооборот и т.д. Все это множество параметров, сочлененных в некоторую стройную гирлянду, и должно создать в совокупности единую гармоничную структуру.

    На практике, к сожалению, предприниматели обычно не очень беспокоятся о гармоничной пропорциональности показателей фирмы, часто они формируются "как бог на душу положит". В результате эта неуправляемая тенденция, накапливаясь, и приводит к логичному развалу фирмы.

    Технология гармоничного менеджмента предназначена для предотвращения кризисов в деятельности компаний за счет выбора гармоничной стратегии развития фирмы и поэтому сразу же оказалась востребованной отечественными бизнес-структурами. Именно та часть российского бизнеса, которая ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, уже использует эту технологию в своей практике управления.

    В настоящее время по результатам апробации технологии гармоничного менеджмента за 3–4–летний период мы можем уверенно констатировать, что именно за счет этой технологии устойчивость фирм к рыночным кризисам постоянно растет.


    Об авторе
    top
    photoИванус Александр Иванович
    Доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры «Системный анализ в экономике» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Научная деятельность А. И. Ивануса в последние годы связана с созданием методов формирования управленческих решений экономическими системами в условиях неопределенности на основе сложной специфики когнитивных процессов, объективно имеющих место в мозге человека. Изучение и понимание логики этих процессов дает реальную возможность их моделирования с целью решения проблемы генерации новых знаний вне мозга человека.