| Предисловие | 8
|
| Лекция 1 Место среди других наук, первые шаги и современные направления искусственного интеллекта | 10
|
| 1.1.Представление знаний | 13
|
| 1.2.Автоматизация рассуждений | 14
|
| 1.3.Приобретение знаний, машинное обучение и автоматическое порождение гипотез | 17
|
| 1.4.Интеллектуальный анализ данных и обработка образной информации | 18
|
| 1.5.Многоагентные системы, динамические интеллектуальные системы и планирование | 18
|
| 1.6.Обработка естественного языка, пользовательский интерфейс и модели пользователя | 20
|
| 1.7.Нечеткие модели и мягкие вычисления | 20
|
| 1.8.Разработка инструментальных средств | 20
|
| Лекция 2 Формальные языки и формальные системы | 22
|
| 2.1.Язык исчисления предикатов первого порядка | 23
|
| 2.2.Исчисление предикатов первого порядка | 25
|
| 2.3.Формальные и алгебраические системы | 27
|
| 2.4.Интерпретация. Выводимость и истинность | 28
|
| Лекция 3 Представление знаний. Системы, основанные на правилах, или продукционные системы | 32
|
| 3.1.Правила для представления знаний | 33
|
| 3.2.Рабочая память | 33
|
| 3.3.Стратегии управления | 34
|
| 3.4.Разрешение конфликтного множества правил | 36
|
| 3.5.Пример | 40
|
| Лекция 4 Представление знаний. Cемантические сети и системы фреймов | 45
|
| 4.1.Простые и расширенные семантические сети | 45
|
| 4.2.Универсум Эрбрана и семантические сети | 48
|
| 4.3.Неоднородные семантические сети | 50
|
| 4.4.Отношения структурного сходства, асоциативные и каузальные отношения | 52
|
| 4.5.Совместность событий | 57
|
| 4.6.Представление знаний в системах фреймов | 61
|
| Лекция 5 Рассуждения. Автоматизация дедуктивных рассуждений | 64
|
| 5.1.Достоверные и правдоподобные рассуждения | 64
|
| 5.2.Автоматизация дедуктивных рассуждений. Поиск доказательств теорем методом резолюций | 67
|
| 5.3.Метод резолюций для исчисления высказываний | 72
|
| Лекция 6 Автоматизация дедуктивных рассуждений. Метод резолюций для исчисления предикатов первого порядка | 74
|
| 6.1.Подстановки | 74
|
| 6.2.Унификация | 75
|
| 6.3.Алгоритм унификации. Примеры | 76
|
| Лекция 7 Правдоподобные рассуждения. Автоматизация индуктивных расуждений | 80
|
| 7.1.Понятие квазиаксиоматической теории | 80
|
| 7.2.ДСМ — метод индуктивного вывода | 81
|
| Лекция 8 Правдоподобные рассуждения. Автоматизация аргументационных рассуждений и рассуждений на основе прецедентов | 86
|
| 8.1.Аргументация | 86
|
| 8.2.Алгоритм MIRAGE | 87
|
| 8.3.Рассуждения на основе прецедентов | 90
|
| Лекция 9 Методы планирования поведения. Поиск плана в пространстве состояний | 103
|
| 9.1.Планирование как поиск доказательства теорем | 104
|
| 9.2.Планирование в пространстве состояний | 105
|
| Лекция 10 Методы планирования поведения. Планирование на основе удовлетворения ограничений | 114
|
| 10.1.Постановка задачи удовлетворения ограничений | 114
|
| 10.2.Синтез планов на основе техники прямого распространения ограничений | 115
|
| Лекция 11 Планирование на основе прецедентов | 122
|
| 11.1.Общая схема планирования на основе прецедентов | 122
|
| 11.2.Методы адаптации прецедентов | 123
|
| 11.3.Примеры систем планирования на основе прецедентов | 125
|
| Лекция 12 Методы моделирования поведения. Интеллектуальные динамические системы | 137
|
| 12.1.Правила | 139
|
| 12.2.Интеллектуальные динамические системы. Состояния и траектории | 139
|
| 12.3.Управляемые динамические системы, основанные на правилах | 142
|
| 12.4.Особенности баз знаний динамических систем, основанных на правилах | 144
|
| 12.5.Синтез управления для компенсации возмущений | 145
|
| 12.6. Стратегия синтеза обратной связи по состояниям | 148
|
| Лекция 13 Примеры интеллектуальных динамических систем | 150
|
| 13.1.Описание агентов | 150
|
| 13.2.Функции и формулы | 154
|
| 13.3.Замыкание состояний. Аксиомы | 158
|
| 13.4.Правила. Соблюдение дистанции | 159
|
| 13.5.Крестообразный перекресток равнозначных однополосных дорог | 160
|
| 13.6.Правила переходов модели | 160
|
| 13.7.Правила переходов модели (для области пересечения дорог) | 163
|
| 13.8.Движение по попутной проезжей части | 164
|
| 13.9.Стратегия применения правил | 166
|
| 13.10.Описание эксперимента | 166
|
| 13.11.Модели активного корабля, станции и системы управления. Общее описание | 171
|
| 13.12.Параметры модели активного корабля | 173
|
| 13.13.Параметры модели орбитальной станции | 174
|
| 13.14.Параметры процесса стыковки | 174
|
| 13.15.Правила замыкания | 175
|
| 13.16.Правила переходов | 176
|
| 13.17.Управление. Подцели и зоны управления | 177
|
| 13.18.Правила выбора цели | 177
|
| 13.19.Правила управления | 179
|
| 13.20.Результаты модельного эксперимента | 180
|
| Лекция 14 Методы приобретения знаний | 183
|
| 14.1.Источники знаний для интеллектуальных систем | 184
|
| 14.2.Прямые методы приобретения знаний | 185
|
| 14.3.Семантическе связи | 187
|
| 14.4.Прямые методы приобретения связей. Интервью | 195
|
| 14.5.Прямые методы приобретения знаний. Сценарий выявления сходства | 197
|
| Лекция 15 Приобретение знаний из примеров | 206
|
| 15.1.Машинное обучение | 206
|
| 15.2.Индукция в обучении языкам | 209
|
| 15.3.Поиск | 210
|
| 15.4.Индуктивный характер обучения | 211
|
| 15.5.Полный перебор | 213
|
| 15.6.Эвристический поиск | 214
|
| 15.7.Индуктивный алгоритм построения деревьев решений (TDIDT) | 217
|
| 15.8.Последовательное покрытие: AQ-обучение | 222
|
| 15.9.Двухфазный подход | 225
|
| 15.10.Оценка обучающих алгоритмов | 226
|
| 15.11.Машинное обучение в языке исчисления предикатов первого порядка | 228
|
| Лекция 16 Приобретение знаний и анализ текстов | 236
|
| 16.1.Работы Кембриджского лингвистического кружка | 236
|
| 16.2.Трансформационная грамматика Хомского | 237
|
| 16.3.Формальная семантика Монтегю | 239
|
| 16.4.Семантические падежи Филлмора | 241
|
| 16.5.Модель «Смысл—Текст» | 243
|
| 16.6. Коммуникативная грамматика русского языка | 247
|
| 16.7.Cитуационно-реляционный анализ текста | 249
|
| 16.8.Морфологический и синтаксический анализ | 255
|
| 16.9.Категориальная семантика лексических единиц | 256
|
| 16.10.Установление значений синтаксем в безглагольных предложениях | 260
|
| 16.11.Установление отношений на множестве синтаксем | 261
|
| Литература | 263
|
В основе этой книги лежат спецкурсы, прочитанные мной в
Российском университете дружбы народов, МГТУ им. Н. Э. Баумана и
МФТИ. Моей целью является ознакомление читателей с основными
методами искусственного интеллекта, представлением о которых,
как мне кажется, должны обладать студенты, намеренные
специализироваться в области прикладной математики, информатики
или информационных технологий. К таковым методам следует отнести
методы представления знаний, методы моделирования рассуждений,
методы моделирования поведения и методы приобретения знаний.
Конечно, как перечень, так и содержание указанных разделов не
претендуют на полноту и "равномерность" представления
материала, хотя всё необходимое для понимания современной
проблематики искусственного интеллекта в книге имеется. На отбор
материала оказали существенное влияние как моё понимание того,
что сегодня следует, безусловно, включить в арсенал методов
искусственного интеллекта, так и мои интересы. Значительное
внимание в книге уделено методам представления знаний, в
частности системам правил; достаточно подробно изложены методы
планирования и моделирования целенаправленного поведения, так
как в литературе на русском языке эти вопросы освещены,
по-видимому, впервые. Системы правил активно использованы и при
изложении указанных методов. Напротив, моделированию рассуждений
уделено меньше внимания, чем можно было бы – оправданием этому
является наличие на русском языке соответствующей литературы. В
14–16 лекциях описаны методы автоматизации приобретения знаний,
при этом активно применяется аппарат неоднородных семантических
сетей, изложенный в 4-й лекции.
На протяжении всей книги материал излагался, по возможности, с
единых позиций при сохранении приемлемого уровня строгости.
Всюду, где это оказалось возможным, привлекались математические
средства, именно в качестве средств, а не предмета изложения.
Книга может быть использована студентами старших курсов,
аспирантами и специалистами в области прикладной математики,
информатики и информационных технологий.