URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. __Музыкальные странички для начинающих: Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств 2025 Обложка Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. __Музыкальные странички для начинающих: Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств 2025
Id: 338409
899

Музыкальные странички для начинающих:
Подготовительный и первый класс детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств 2025. Изд. 4, перераб.

2025. 136 с. СОСТОЯНИЕ: Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

«Музыкальные странички для начинающих» — пособие для обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В книге собран материал для изучения клавиатуры, нотной грамоты, развития слуховых представлений, умения играть по слуху, с листа, транспонировать, аккомпанировать. Для приобретения творческих навыков даны простые попевки, мелодии, упражнения, ансамбли, песенки со словами, которые играют немалую роль в пробуждении... (Подробнее)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
top

«Музыкальные странички для начинающих» — учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель пособия — привлечь к музыке широкий круг детей разного возраста и разных возможностей, а также предоставить преподавателям обширный материал для первых уроков обучения игре на фортепиано. Срок освоения учебного репертуара пособия зависит от возможностей обучающегося, наиболее способные могут освоить материал за 2-3 месяца, другие — за год и более.

В сборнике собрано большое количество коротких попевок, русских народных и детских песен со словесным текстом, легких пьес, а также продумана последовательность развития творческих исполнительских навыков, которые играют немаловажную роль в успешном продвижении начинающих пианистов. Преподаватели могут использовать материал как в авторской последовательности, так и варьировать его самостоятельно. Подбирая материал, авторы исходили из психологических особенностей детей: крупный шрифт, формат альбомного листа, цветное изображение нот, клавиш, расположение материала в порядке постепенно возрастающей трудности, иллюстрации и словесный текст, помогающие раскрывать образное содержание музыкального материала.

Для развития ритмических способностей авторы используют распространенную систему ритмослогов, где каждая длительность получает свое слоговое обозначение. Первые ритмические упражнения, основанные на знакомых ребенку словах, словосо-четаниях, стихах позволяют ощутить ритмическую пульсацию коротких и длинных длительностей, формируют ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, и притом без всякого счета. Традиционный счет (раз-и, два-и) рекомендуется использовать после приобретения и закрепления навыка чтения любого ритмического рисунка ритмослогами.

«Донотный период» представлен страницами «Радуга», «Названия клавиш», «Веселый тон», «Грустный полутон», «Полька», «Та-та, два кота», «Вальс собачек», «Звукоряд» и др.

Изучение нотной записи начинается с простых коротких попевок: «Андрей-воробей», «Фа-соль» и др. Необходимо обратить внимание ученика на звучание мелодии, ее рисунок и интонацию (движение вверх или вниз, поступенное или скачкообразное и т. д.). Все пройденные песенки рекомендуется транспонировать. В сборнике используется детская символика для задания по транспонированию — «машинка с нотами». Данный знак отмечает в сборнике наиболее удобные мелодии для транспонирования.

Для создания более полноценного музыкального образа рекомендуется музицировать педагогу вместе с учеником, подбирая самостоятельно аккомпанемент к исполняемым песенкам.

Учитывая любовь детей к ансамблевому музицированию, авторы предлагают в пьесах вторую партию, которую может исполнять не только преподаватель, но и ученик.

Раннее обучение практической гармонии мыслится не как самоцель, а как необходимый компонент, органично сочетающийся с традиционными формами инструментального обучения. Изучение гармонии начинается с осознания тоники как самой устойчивой ступени звукоряда, завершающей развитие мелодии и указывающей тональность. Тоника обозначается буквой «Т», написанной под нотной строчкой. Это дает возможность, не усложняя нотной записи, включать в исполнение дверуки: правая исполняет мелодию, а левая — тонический бас, который потом усложняется тонической квинтой «бурдоном», затем тоническим трезвучием.

Мелодии для транспорта даются в определенной последова-тельности: от I, V, III ступеней лада. Звуки тонической квинты в левой руке могут помочь ученику найти первый звук мелодии в другой тональности. После игры мелодий с тоническим басом, «бурдоном», трезвучием приступаем к изучению доминанты, которую сначала ученик учится находить по вершине в тонической квинте (V ступени). Материал для освоения игры доминантовой гармонии дается в порядке постепенного усложнения. Сначала — это игра функционального баса на I-V ступенях (Т-Д) в левой руке, затем вводится игра последовательности в виде тонической квинты на I ступени и доминантовой сексты на VII ступени (Т-Д6) по правилу: «На полтона ты спустись, в Доминанту превратись». Исполненные песенки с Т-Д6 развивают не только мелодический слух, но и гармоническое чутье. Схема «тоническая квинта—доминантовая секста» в дальнейшем будет усложняться аккордовой последовательностью Т53-Д6 во многих этюдах и пьесах. Навыки ощущения лада, тональности, гармонической поддержки должны быть закреплены методом транспонирования, а затем подбором по слуху.

Последний раздел «Определи тональность и подбери Т-Д6» синтезирует и закрепляет приобретенные знания, умения и навыки.

Занятия с начинающими в классе фортепиано практической гармонией, подбором на слух, транспонированием вызывают у детей интерес, развивают творческие и исполнительские способности обучающихся, позволяют им более полно проявить себя в музыке. Отмечается интенсивное развитие слуха у детей, все ребята хуже или лучше подбирают на слух, ориентируются на клавиатуре, в тональностях, прогрессивно развивают самостоятельные навыки работы с нотным текстом и первоначальные навыки чтения с листа. Использование межпредметных связей, развитие творческих навыков позволяет обучающимся успешно учиться не только в классе фортепиано, но и в классах сольфеджио и хора.

Е. Э. Давиденко, И. Ю. Фадеева


Содержание
top
ЗВУКИ НИЗКИЕ, СРЕДНИЕ И ВЫСОКИЕ3
ПОСЛУШАЙ МУЗЫКУ. С. Прокофьев «Марш»4
ЗВУКИ ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ5
РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ6
ПРИКАЗЫ ПАЛЬЦАМ7
РАДУГА. Названия клавиш8
КЛАВИАТУРА10
«Калинка»11
Песенки на разных клавишах12
ВЕСЕЛЫЙ ТОН. ГРУСТНЫЙ ПОЛУТОН14
Нота «МИ». Детская дразнилка «Андрей-воробей»16
Нота «ФА». Нота «СОЛЬ». Детская считалка «Фасоль»17
Нота «ЛЯ». «Кот на печку пошел». ДИЕЗ18
Нота «СИ». «Сорока». БЕМОЛЬ20
Нота «РЕ». Польская песенка «Два кота»22
Нота «ДО». «В лесу»24
ФОРТЕ, ПИАНО. «Дождик»25
Польская песенка «Та-та, два кота»26
Бородин А. Полька27
ЗВУКОРЯД. Березняк А. «Дождичек»28
Артоболевская А. «Вальс собачек»30
Соколова Н. «Пирожки»31
ТОНИКА. МАЖОР, МИНОР. «Серый кот»32
«Как под горкой». ТиличееваЕ. «Восьмое марта»34
Песенки для транспонирования35
Соколова Н. «Кукушка». «Зверь»36
«Василёк». «Как под горкой»37
Попатенко Т. «По грибы». Филиппенко А. «Цыплята»38
ШТРИХИ. Соколова Н. «Баба-яга». «Киска»39
ДЛИТЕЛЬНОСТИ40
Песенки для транспонирования42
Украинская народная «Заинька». Березняк А. «Ручеёк»43
Игнатьева В. «Маленькая песенка о большом дожде»44
СКРИПИЧНАЯ СТРАНА, БАСОВАЯ СТРАНА45
Детские прибаутки «Совушка», «Лепёшки»46
«Солнышко». Игнатьев В. «Пошёл кот»47
ЛЕГАТО. ЛИГИ. Карасева В. «Цветики». «Соловей». «Зайка»48
Русские народные песни «А мы просо сеяли», «Петушок»50
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»51
«Каку нашего кота». Упражнение52
«Ходит слон». Березняк А. «Прозвенел звонок»53
Березняк А. «Петя-барабанщик». Соколова Н. «Дразнилка»54
«Пастушок». В. Витлин «Серенькая кошечка»55
Упражнение.Украинская. «Веселые гуси»56
«Вдоль да по речке». РаухвергерМ. «Корова»57
ДОБАВОЧНЫЕ ЛИНЕЙКИ. Соколова Н. «Облачные перышки»58
Соколова Н. «Очень скучно»59
ПЕСЕНКИ ДЛЯ ПОДБОРА ПО СЛУХУ. «Ехали медведи», «Ёлочка»60
ТРАНСПОНИРУЕМ МАЖОР. Березняк А. «Едет воз». «Дили-дон»61
ПОЕМ И АККОМПАНИРУЕМ. Эрнесакс Г. «Паровоз»62
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ. Березняк А. «Листопад». «Лошадка»63
«Федорок». «Снег идет». ЗАЛИГОВАННЫЕ НОТЫ64
СТАККАТО. «Скок-скок». Соколова Н. «Серая коза»65
Берлин Б. «Пони Звездочка»66
Уотт Д. «Три поросенка». «Дождик»67
Русская народная «Ходит зайка». Филиппенко А. «Курочка»68
Филиппенко А. «По малинку». «Серенький козлик»69
РИТМ «ТАЙ-ТИ». Русская народная песня «Во поле береза стояла»70
ТРАНСПОНИРУЕМ МИНОР. КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ. БЕКАР71
«Калинка». Л. Хереско «Две тетери»72
Гнесина Е. Этюды 1, 273
Гнесина Е. Этюды 3, 474
Гнесина Е. Этюд 5. Красев М. «Журавель»75
Фадеева И. Этюд «Моряк»76
Витлин В. «Серенькая кошечка». Андрулис Д. «Песенка без слов»77
Украинская народная песня. Угадай мелодию78
МИНОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ.«А я по лугу». Раухвергер М. «Вороны»79
Танец «Казачок»80
ШЕСТНАДЦАТЫЕ. Этюд «Эхо»81
СКРИПИЧНАЯ СТРАНА. БАСОВАЯ СТРАНА83
Гумберт Г. Этюд. «Коровушка»84
Бер О. «Темный лес». Гнесина Е. «Песня»85
Детские песенки «Яничек», «Маленькая Юлька»86
ДОМИНАНТА В МАЖОРЕ. «Серенький козлик»87
«Серенький козлик». «Летят над городом гуси»88
ИНТЕРВАЛЫ. Ляховицкая С. «Где ты, Лёка?»89
«Труба и барабан»90
ДОМИНАНТА В МИНОРЕ. Шаинский В. «В траве сидел кузнечик»91
Черни К. Этюд. «Первые буги»92
Т-Д6 В МАЖОРЕ. Лещинская Ф. «Маляр». Филиппенко А. «Лягушки»93
Калинников В. «Тень-тень». «На горе-то калина»94
Американская песня «Старый мост». Белорусская народная песня «Сел комарик»95
Гнесина Е. Этюд. «Мишка с куклой»96
Гнесина Е. Этюд. Тиличеева Е. «Про ёлочку»97
Александров А. «Песенка волка». «Балалайка»98
t-Дб В МИНОРЕ. «В сыром бору тропина». «Калинка»99
А. Роули. «Китайский мальчик»100
Гедике А. «Русская народная»102
Иорданский М. «Петя — малый пастушок». «Тыном-таном»103
Беркович И. Этюды104
«Со вьюном я хожу».Човек Э. «Задумчивый напев»105
Мартено М. и Ж. «По ступенькам». Угадай мелодию106
«Осень»107
Любарский Н. «Курочка»108
Филипп И. «Колыбельная»109
Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»110
Сперонтес С. Менуэт. «У ворот, ворот»111
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА. Барток Б. «Микрокосмос»112
Беренс Г. Этюд. Угадай мелодию114
Соколова Н. «Часы»115
Березняк А. Марш. Угадай мелодию116
Тюрк Д. Г. «Весёлый Ганс». Менуэт117
Роули А. «На мотоцикле»118
Гурлит М. Этюд119
Некрасов Ю. Этюд120
Бастьен С. «Взгрустнулось»121
Бах И. C. Менуэт. Угадай мелодию122
Старинный танец «Контрданс»123
Крутицкий М. «Зима». Угадай мелодию124
Шитте Л. Этюд125
Гиллок В. Индейская военная песня126
Дункомб В. Сонатина128
Определи тональность и подбери Т-Д6129
Пояснительная записка133
Список литературы134