URSS.ru Магазин научной книги
Id: 338365

Языки и методы программирования:
Создание простых GUI-приложений с помощью Visual С++. Изд. стереотип.

2019. 144 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

Рекомендовано Научно-методическим советом по математике Министерства образования и науки РФ (Челябинское отделение) в качестве учебного пособия для студентов направления 010400 "Прикладная математика и информатика" (ФГОС третьего поколения)

В учебном пособии рассматриваются основы объектно-ориентированного подхода и простейшие примеры создания приложений с графическим интерфейсом (GUI) в среде визуального программирования Visual... (Подробнее)


Содержание

Содержание3
Введение6
Глава 1 Введение в объектно-ориентированное программирование8
1.1. Производные классы13
1.2. Виртуальные функции18
1.3. Виртуальные базовые классы21
1.4. Объекты, действующие как указатели (smart pointers)21
1.5. Проектирование классов22
Глава 2 Создание визуального проекта в Visual C++23
2.1. Файлы проекта25
2.2. Сведения об объекте26
2.3. Общие свойства всех объектов30
2.4. Класс Form31
2.4.1. Помещение компонента в форму и прочие действия с дизайнером форм32
2.4.2. Свойства форм34
2.4.3. События формы36
2.4.4. Методы формы37
Глава 3 Компоненты ввода и отображения текстовой информации38
3.1. Компонент Label38
3.2. Компонент TextBox39
3.3. Компонент RichTextBox41
3.4. Пример «Бензиновый калькулятор»41
3.5. Ввод числовых значений в компонент TextBox44
3.6. Компонент ListBox46
3.7. Компонент ComboBox48
3.8. Пример «АЗС с выбором топлива»48
3.9. Ввод данных из файла49
3.10. Компонент MaskedTextBox50
Глава 4 Кнопки, индикаторы и управляющие элементы53
4.1. Компонент Button53
4.2. Компонент Panel54
4.3. Компоненты RadioButton и CheckBox54
4.4. Компонент GroupBox55
4.5. Пример «Комплектация автомобиля»55
Глава 5 Работа с меню58
5.1. Главное меню58
5.2. Контекстное меню59
5.3. Создание текстового редактора59
Глава 6 Системные диалоги63
6.1. Компонент OpenFileDialog63
6.2. Компонент SaveFileDialog64
6.3. Диалог выбора шрифта65
6.4. Диалог выбора цвета66
6.5. Компонент PrintDialog67
6.6. Пример. Диалоговые окна в текстовом редакторе67
Глава 7 Строковые типы в VC++73
7.1. Расширенные символы Unicode73
7.2. Тип String73
Глава 8 Работа с графикой78
8.1. Использование графических файлов78
8.2. Пример «Фотоальбом»79
8.3. Методы для рисования на форме и прочих компонентах85
8.4. Пример «Рисование графика функции»88
8.5. Алгоритм рисования на форме91
8.6. Пример «Блуждание по лабиринту»91
Глава 9 Работа со временем101
9.1. Таймер101
9.2. Пример «Часы»102
9.3. Работа с датой и временем106
Глава 10 Добавление новых форм к проекту110
Глава 11 Многостраничные панели115
11.1. Способы задания страниц115
11.2. Методы TabControl116
11.3. Пример «Коллоквиум»117
Глава 12 Задания для самостоятельной работы123
Глава 13 Задания для курсовой работы136
Задание 1136
Задание 2139
Библиографический список140

Введение

Введение

В данном учебном пособии рассматриваются основы объектно-ориентированного подхода и простые примеры создания Windows-приложений (также называемых GUI-приложениями, где аббревиатура GUI расшифровывается как GraphicUserInterface – графический пользовательский интерфейс). В качестве среды программирования выбрана Visual C++ с использованием технологии .NET. Не будем заострять внимание на используемой версии. Для тех задач, которые будут рассмотрены в этой книге, подойдет любая версия: и 2008, и 2010, и более новые. Книга не нацелена на обучение профессионалов. Она предназначена для начинающего программиста.

Ярым противникам привязки к конкретной технологии хотелось бы заметить, что изначально лекционный материал был составлен для среды визуального программирования Borland C++ Builder, а потом (в связи с некоторыми объективными причинами) был оперативно адаптирован под технологию .NET. Это значит, что, пользуясь "рецептами" из данного пособия и руководствуясь справочной системой выбранной Вами для изучения среды программирования, можно облегчить освоение основ визуального программирования в какой-либо другой, более удобной и привычной Вам среде (C++ Builder, KDevelop и многие другие). Большинство рассмотренных в этом учебном пособии примеров являются модифицированными вариантами задач из известной книги Никиты Культина "Язык программирования в задачах и примерах" (где вместо строки "Язык программирования" можно подставить практически все, что угодно). Книга Н. Культина [1,2], несомненно, является неплохим путеводителем для начинающих. Однако, как показала практика, для полноценной работы, а не воспроизведения готовых примеров, требуются более детальные пояснения о работе и функциональном назначении объектных механизмов, нежели имеющиеся в книге комментарии.

Данная книга может быть хорошо дополнена и другими учебниками и справочниками по программированию.

В первой части данного учебного пособия рассматриваются основные принципы объектно-ориентированного подхода, приводятся основные определения и понятия, используемые в дальнейшем изложении.

Вторая часть описывает последовательность действий при создании GUI-приложения. Также в ней рассматривается неотъемлемая часть любого визуального приложения – класс “Form”.

В частях 3–11 рассказывается о наиболее употребимых компонентах. Рассмотренные примеры демонстрируют особенности работы с каждым из компонентов. Читателю предлагается самостоятельно создать аналогичные проекты и отладить их работу.

В учебном пособии содержится практикум (18 вариантов) для работы с GUI-приложениями (часть 12) и возможные темы курсовых работ (часть 13). Некоторые постановки задач позаимствованы из книг [1] и [5, 6].

 
top

Об авторах

photoМакаровских Татьяна Анатольевна
Доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры «Системное программирование» Южно-Уральского государственного университета. В 2003 г. с отличием окончила ЮУрГУ по специальности «Прикладная математика». В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Теоретические основы информатики» в Вычислительном центре имени А. А. Дородницына РАН. В 2020 г. защитила докторскую диссертацию по той же специальности в ЮУрГУ. Является автором более 100 научных публикаций, 7 учебных пособий, монографии «Маршруты-покрытия специального вида в графах: Теоретические основы и применение в ресурсосберегающих технологиях» (М.: URSS), а также более 10 зарегистрированных программ для ЭВМ.
photoПанюков Анатолий Васильевич
Доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. В 1980 г. окончил Челябинский политехнический институт (ныне ЮУрГУ) по специальности «Прикладная математика». В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте кибернетики АН УССР (Киев), в 1999 г. — докторскую диссертацию в области математического моделирования в ВЦ РАН им. А. А. Дородницына (Москва). С 2001 г. заведует кафедрой «Экономико-математические методы и статистика» в Южно-Уральском государственном университете. Автор более 220 публикаций. Награжден нагрудными знаками «Изобретатель СССР» и «Почетный работник высшего образования», имеет звание «Соросовский доцент». Член Ассоциации математического программирования, член диссертационных советов в ЮУрГУ и Пермском государственном университете, а также Научно-методического совета Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области.