URSS.ru Магазин научной книги
Id: 338311

История истории искусства:
От Плиния до наших дней. Изд. стереотип.

2024. 336 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

Перед читателями --- учебник по истории искусствознания. В нем рассматривается развитие теории изобразительного искусства, архитектуры, музыки и драмы от античности до ХХ века. Книга содержит списки рекомендованной литературы и темы для письменных занятий. Это единственное в нашей отечественной литературе пособие для тех, кто изучает историю искусства и культуры.

Издание предназначено в первую очередь студентам и преподавателям художественных... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление5
Предисловие8
Глава 1. Античность12
Философская основа теории искусства13
Плиний как историк античного искусства18
Архитектура23
Поэзия и драма25
Аристотель о страхе и сострадании25
Катарсис трагический и комический28
Музыка29
Библиография35
Источники35
Литература35
Темы письменных работ36
Глава 2. Средние века37
Иллюминированная книга: теория и практика37
Бестиарии48
Теория живописи55
Теория архитектуры59
Теория музыки62
От Средневековья к Ars nova63
Библиография67
Источники67
Литература67
Темы письменных работ68
Глава 3. Ренессанс69
Теория живописи и архитектуры69
Теория музыки88
Особенности музыкальной культуры Возрождения88
Начало музыкальной эстетики Ренессанса92
Музыкальная теория XVI века100
Проблема музыкального исполнения111
О музыке древней и новой116
Музыкальная эстетика Германии эпохи Реформации120
Теория драмы и поэзии124
Библиография131
Источники131
Литература131
Темы письменных работ134
Глава 4. XVII век: между Ренессансом и Просвещением135
Искусство и теория барокко136
Искусство и эстетика классицизма145
Архитектура149
Рождение академий и начало академического движения в Европе151
Музыка174
Исследования истории музыки174
Учение об аффектах177
Рождение оперы и формирование оперной эстетики180
Библиография182
Темы письменных работ182
Глава 5. Эпоха Просвещения183
История и теория живописи183
Музыка198
Споры об опере. «Война буффонов»202
Исследования истории музыки205
Библиография207
Источники207
Литература207
Темы письменных работ207
Глава 6. XIX век208
Философия искусства в Германии208
Теории живописи213
Теория музыки219
Библиография225
Источники225
Литература225
Темы письменных работ225
Глава 7. Современная история искусства: ХХ–ХХI века226
История искусства в Германии227
Аби Варбург: у истоков иконологии227
Генрих Вёльфлин: «история искусств без имен»233
Фриц Заксл и Варбургская библиотека240
История искусства в Австрии242
Алоиз Ригль: приключения «художественной воли»242
Макс Дворжак: история искусства как история духа253
Юлиус фон Шлоссер: теоретик Венской школы259
Ханс Зедльмайр (1896–1984): утрата середины261
Отто Пэхт (1902–1988)272
Отто Курц (1908–1975)275
История искусства в США277
Бернард Беренсон: историк итальянского искусства279
Рудольф Арнхейм: теоретик «визуального мышления»282
Эрнст Крис (1900–1957)287
Отто Бенеш291
Эрвин Панофский: границы и перспективы иконологии292
История искусства в Великобритании296
Эрнст Гомбрих: историк и психолог искусства298
История искусства в Италии314
Исследования истории искусства во Франции314
История искусства в России315
Библиография319
Темы письменных работ320
Вместо заключения 321
Именной указатель326

Предисловие
top

Эта книга имеет целью представить процесс исторического развития европейского искусствознания. Изучение этого процесса совершенно необходимо каждому современному искусствоведу и культурологу.

Сегодня очевидно, что история искусства, которая сравнительно недавно была узкой академической дисциплиной, скрывающейся под тихой сенью академий искусств, художественных школ и университетов, приобретает новый социальный статус. Рост техники воспроизведения и тиражирования произведений искусства, совершенствование художественных музеев, которые из мертвых коллекций превращаются в крупные образовательные и эстетические центры, наконец, возможности Интернета, открывающего каждому желающему вход в любую художественную коллекцию мира, возлагают на историю искусства новые образовательные и интеллектуальные функции, которых она не знала до сих пор.

Этому изменению социального статуса способствует и внутренняя эволюция самой научной дисциплины. Главная тенденция в этой области — глобализация предмета истории искусства. Ее границы постоянно расширяются, исследования локальных и национальных регионов заменяются изучением глобальных процессов. Сегодня это признает большинство исследователей.

Одна из характерных особенностей современной истории искусства, как она развивается во всем мире, заключается в тесной связи искусствознания с другими областями гуманитарного знания, в частности с философией, психологией, культурологией, лингвистикой. Время эмпирического искусствознания прошло. Оно имело право на существование в период, когда история искусства только начиналась как научная дисциплина и ее целью было собирание и изучение эмпирического материала. Сегодня нет ничего более бесполезного и бессмысленного, чем искусствознание, лишенное теоретических принципов и знания основных направлений в интерпретации и понимании истории искусства.

Удо Култерман в своей книге акцентирует внимание на искусствознание XX века. Он рассматривает новую функцию историка искусства, которая, по его мнению, состоит в установлении связи между прошлым и настоящим, между наукой и искусством. «Между различными дисциплинами возникают все новые и новые соприкосновения: художник начинает изучать историю искусства, а историк искусства все больше включается в процесс создания произведения искусства. Наше время многомерно. Популярное, элитарное, прикладное искусство и средства коммуникации больше не существуют изолированно, а представляют некое интегрированное целое» . К тому же он приводит большое количество фотографий тех историков искусства, о которых он пишет.

В современной западной литературе появился новый научный жанр, который приобрел большую популярность, — «история истории искусства». В английском языке не существует слова «искусствознание», этому понятию адекватен термин «art history». Поэтому история искусствознания, его развитие и становление обозначается термином «history of art history», то есть история истории искусства. В этом жанре написаны многие книги, в частности Жeрмена Базена, Удо Култермана, Вернона Хайда Майнора и других . Все это очень полезные и информативные издания, хотя они и отличаются друг от друга по характеру и подбору материалов. Базен рассматривает изучение истории искусства с момента, когда Вазари написал свои «Жизнеописания», до 70-х годов XX века. Поэтому подзаголовок книги «От Вазари до наших дней». Это прекрасная книга, в которой удачно сочетаются и научные исследования, и личные наблюдения и оценки. Ее недостатком, как и недостатком других книг, является игнорирование исследований истории искусства в России.

Книга Вернона Майнора несколько отлична от других, она состоит из трех частей. В первой рассматриваются художественные академии, вторая посвящена ответам на вопрос, что такое искусство, а третья посвящена «модернистским» концепциям в истории искусства. Автор включает в этот раздел характеристику формализма, марксизма, феминизма, деконструкции, психоанализа. Он провозглашает крушение классической истории искусства и создание ее нового, модернистского варианта. Манор пишет: «Сегодня не существует больше традиционного преподавания и написания истории искусства. Глобальные перспективы приходят на место локальному взгляду на историю западного искусства. Традиционное понимание западного искусства, как производного от греческих и римских корней, ставится под сомнение… Определения качества, красоты и значения утрачиваются. Новая история искусства представляет обширные, мировые параметры искусства. Результатом становится новая история искусства, которая, быть может, не слишком истинна, зато отражает множество голосов и множество культур» . Здесь, как мы видим, автор жертвует истиной ради плюрализма мнений либо же, что то же, считает плюрализм, независимо от того, что он выражает, сам по себе истиной.

Таким образом, мы видим, как три книги на одну и ту же тему выражают разные позиции, разный взгляд на историю искусства и ее изучение. К сожалению, в России подобного рода исследования еще не предпринимались, и настоящая книга — первый опыт в этой области. Здесь мы представляем свою точку зрения на историю искусства, которая не является ни традиционалистской, ни модернистской. Современная история искусства не противостоит классической, хотя в ней, действительно, появляются новые методы, новые горизонты. Но сегодня невозможно понять смысл истории искусства без обращения к классическим истокам.

Настоящая книга отличается от традиционных западных исследований по истории искусства. Во-первых, она носит комплексный, междисциплинарный характер. Мы включаем в сферу нашего рассмотрения не только изобразительные виды искусства, но и музыку, архитектуру и теорию драмы. Очень важно проследить, как одни и те же явления культуры по-разному преломляются в языке различных видов искусства. Предметом нашего рассмотрения служит то, что часто игнорируют историки искусства, например, история средневековой книги, академическое движение XVII–XIX веков, философия искусства XIX века или современная психология визуального восприятия. Во-вто¬рых, мы начинаем наше исследование не с Вазари, а с Плиния, включая, таким образом, в историю европейского искусствознания античность и Средние века, утверждая, вопреки модернистам от истории искусства, греко-римские корни европейского искусствознания. И, наконец, в нашей книге мы восстанавливаем права отечественной истории искусства, представляя очерк развития истории искусства в России XIX–XX веков и опираясь на работы не только зарубежных, но и отечественных историков искусства.

В основе этой книги лежит опыт преподавания истории искусства на кафедре зарубежного искусства в МГУ им. М. В. Ломоносова, Институте культуры, Российском гуманитарном университете, в Великобритании и США. Надеюсь, что ее издание послужит стимулом для изучения истории искусства, которое сегодня включено во многие программы вузов страны.


Об авторе
top
photoШестаков Вячеслав Павлович
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Заведовал сектором теории искусства Российского института культурологии. Преподавал теорию культуры и истории искусства в Российском государственном гуманитарном университете. Выступал с лекциями и докладами в университетах США и Великобритании. Получил гранты Варбургского института (Лондон), фонда Пола Меллона по изучению английского искусства, фонда «Про-Гельвеция» (Швейцария), Йельского центра изучения английского искусства (США).

Консультант Комиссии по делам ЮНЕСКО по вопросам культуры (1980–1990). Публиковал доклады и сообщения по вопросам культуры в документах ЮНЕСКО.

В. П. Шестаков — автор более 50 книг по эстетике и культуре. Среди них — «Бытовая культура итальянского Возрождения: У истоков европейского образа жизни», «История эстетических учений», «История эстетических категорий» (совместно с А. Ф. Лосевым), «От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики», «Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры», «Мифология ХХ века: Теория и практика массовой культуры», «США: псевдокультура или завтрашний день Европы? Ридерз дайджест по американской культуре», «Английский акцент: Английское искусство и национальный характер», «Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство», «Эстетика Ренессанса», «Русская литературная утопия», «Искусство и мир в „Мире искусства“», «Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира», «Шекспир и итальянский гуманизм», «История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века» и др.

Под научной редакцией В. П. Шестакова изданы книги, ставшие учебными пособиями для российских вузов — пятитомная «История эстетики. Памятники эстетической мысли», «История музыкальной эстетики» в семи томах, двухтомная хрестоматия «Идеи эстетического воспитания», антологии «Русская литературная утопия», «Русский Эрос: Философия любви в России», «Эстетика Ренессанса» в двух томах. Его работы переведены на английский, итальянский, польский, венгерский, чешский, словацкий и китайский языки.