| Введение | 5
|
| ГЛАВА ПЕРВАЯ Дискурсы и дилеммы мышления | 13
|
| 1.1. Мышление как онтологическое основание традиционной логики | 13
|
| 1.2. Методологическая концепция мышления | 21
|
| 1.3. Оппозиция феноменологического и методологического понимания мышления | 27
|
| 1.4. Психологический дискурс мышления (на материале книги Л. С. Выготского «Мышление и речь») | 37
|
| 1.5. Изучение знания как один из аспектов постижения мышления | 56
|
| 1.6. Методологическая стратегия изучения мышления | 70
|
| ГЛАВА ВТОРАЯ Характеристика античного диспозитива мышления | 75
|
| 2.1. Предпосылки и становление мышления | 75
|
| 2.2. Особенности дискурсивных практик | 83
|
| 2.3. Реконструкция творчества Аристотеля | 90
|
| 2.4. Составляющие античного мышления | 109
|
| 2.5. Дискурсивные практики второго порядка | 114
|
| ГЛАВА ТРЕТЬЯ Циклы становления и развития как важнейшая характеристика диспозитива мышления | 128
|
| 3.1. Формирование и особенности средневекового мышления | 128
|
| 3.2. Становление естественно-научного мышления | 143
|
| 3.2.1. Реальность природы как условие трех типов социального действия | 148
|
| 3.3. Построение Галилеем науки о природе | 157
|
| 3.4. Осмысление и обоснование Кантом естественно-научного мышления | 172
|
| 3.4.1. Каким образом Кант объясняет научное познание | 175
|
| 3.5. Становление и особенности гуманитарного мышления | 191
|
| 3.5.1. «Воскрешение Лазаря» Андрея Рублева в интерпретации В. Плугина | 198
|
| 3.5.2. Диспозитив гуманитарного мышления | 202
|
| 3.6. Роль мыслящей личности | 211
|
| 3.7. Цикл жизни и уточнение сущности мышления | 233
|
| 3.8. Проектное мышление | 243
|
| ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Некоторые особенности современной интеллектуальной ситуации | 266
|
| 4.1. Проблематичность экзистенциального выбора в современных условиях неопределенности и сложности | 266
|
| 4.2. Проблема современной коммуникации | 282
|
| 4.3. Новые ресурсы мышления | 293
|
| Вместо заключения | 298
|
| Примечания | 300
|
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.