URSS.ru Магазин научной книги
Id: 338147
669

Модели и интуиция в науке Изд. 3

Grishunin Sergey Ivanovich «Models and intuition in science». (In Russian).
2025. 376 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

В настоящей книге рассматриваются основные модели развития науки, систематически излагается суть различных концепций творческой интуиции. В работе приводится критика антиинтуитивизма, дается новая модель творческой интуиции и анализируются методы активизации творческих способностей и усовершенствования интуитивного мышления. В книге также показано соотношение моделирования и интуитивно-эвристических компонентов в научном прогнозировании... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение6
Глава 1. Модели и интуиция в контексте науки и философии13
1.1. Специфика моделей13
1.2. Творчество и интуиция в науке23
1.3. Антиинтуитивизм и научное познание44
1.4. Концепции интуиции в истории философии и психологии. Современные концепции интуиции58
1.5. Концепция творческой интуиции и внутренняя речь. Вероятностный ориентировочный характер интуиции75
Глава 2. Типы проблем, решаемых при помощи интуиции, и интуитивно-эвристические компоненты поиска решений96
2.1. Типы проблем, решаемых при помощи интуиции или математических, формальных процедур96
2.2. Эвристика и интуитивно-эвристические компоненты поиска решений97
2.3. Методы активизации творчества и усовершенствования интуитивного мышления104
Глава 3. Основные модели развития науки середины XIX – первой половины XX века141
3.1. Интуитивный компонент научного познания и кумулятивная модель развития  науки в первом позитивизме141
3.2. Эмпириокритицистская модель динамики науки155
3.3. Интуитивный компонент научного познания и конвенционалистская модель динамики науки А. Пуанкаре168
3.4. Конвенционализм и кумулятивизм в модели динамики науки П. Дюгема174
3.5. Неопозитивистская модель развития науки182
Глава 4. Основные модели развития науки второй половины XX века194
4.1. Фальсификационизм и модель развития науки К. Поппера194
4.2. Утонченный фальсификационизм и модель развития науки И. Лакатоса208
4.3. Интуитивный компонент и революционная модель развития науки Т. Куна218
4.4. Интуиция, личностное знание и модель  динамики науки М. Полани229
4.5. Эволюционная модель развития науки С. Тулмина234
4.6. Тематические предпосылки и интуитивно-эвристические компоненты в модели динамики науки Д. Холтона239
4.7. Модель влияния философии на развитие науки А. Койре247
4.8. Когнитивно-социологическая модель динамики науки М. Малкея255
4.9. Анархистская модель развития науки П. Фейерабенда265
4.10. Модели развития познавательного аппарата в генетической и эволюционной эпистемологиях273
Глава 5. Модели и интуитивно-эвристические компоненты в научном прогнозировании291
5.1. Научный прогноз и стадии его разработки291
5.2. Модели и интуитивно-эвристические компоненты в поисковом прогнозировании295
5.3. Моделирование и интуитивно-эвристические компоненты в нормативном прогнозировании314
Глава 6. Нетрадиционная методология моделирования и творческая интуиция в прогностике и в принятии решений323
6.1. Нетрадиционная синергетическая методология и творческая интуиция в прогностике323
6.2. Модели и интуитивно-эвристические компоненты в современном прогнозировании: альтернатива или интеграция336
6.3. Субъективные модели и интуитивно-эвристические компоненты в принятии решений342
Заключение363
Литература366

Summary
top

This book discusses basic models of the development of science, systematically describes the various concepts of creative intuition. The book r provides a critique of anti intuitionism , given a new model of creative intuition and analyzes the methods foster creativity and improvement of intuitive thinking.. The book also shows the ratio of simulation and intuitive-heuristic components in scientific forecasting and decision-making.

The work is designed for graduate and undergraduate degree candidates, as well as anyone interested in the philosophical problems of science and creativity. The book can be useful for researcher's creative perspective, for those interested in the problems of scientific cognition, forecasting, decision-making for undergraduate and graduate students in studying the course "History and philosophy of science", "Epistemology", "Philosophy of creativity".


Об авторе
top
photoГришунин Сергей Иванович
Доктор философских наук, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Область его научных интересов составляют вопросы философской онтологии, научного познания, научных открытий, научного прогнозирования, принятия решений, эстетики, философии искусства и художественного творчества. Автор монографий и многих научных статей, посвящённых философии науки, проблематике научного творчества, эвристики, интуиции, научного моделирования и прогнозирования.