URSS.ru Магазин научной книги
Id: 338120
699

Краткий КУРС ПОЛИЛОГИИ современного мира:
Путь в будущее: в схемах, рисунках и таблицах

2016. 488 с.
Белая офсетная бумага
  • Онлайн-книга

Аннотация

Настоящий курс посвящён системному изложению основ фундаментальной социологической теории развития отдельно взятого общества и глобального социума как единого человечества. Это теория А. С. Шушарина «Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии)», которая была опубликована в пятитомном издании в 2005–2006 годах. Прошедшее десятилетие доказало эффективность и адекватность полилогии как в понимании текущих структурных проблем... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие14
Глава 1 Основы эндогенной логики восходящего развития отдельного общества Действительная жизнь как полилогия многообразия структур, отношений и процессов17
1.1. Статика и динамика «действительной жизни»24
1.2. Полилогия многообразия чистых эндогенных форм процессов воспроизводства действительной жизни общества28
1.3. О градациях и механизме перехода от одной градации к другой40
1.3.1. Доминирование, бифуркация и главная последовательность восходящего развития40
1.3.2. Полилогическая трактовка традиционной «пятичленки» эндогенного развития общества43
1.4. Историческая эпоха как целостная мера эндогенного восходящего развития общества О некоторых закономерностях исторически восходящей последовательности социальновоспроизводственных градаций и их атрибутов44
1.5. Категориальное поле метатеории «Полилогия…» и «Капитал»52
1.5.1. Система основных категорий «Полилогии…»53
1.5.2. Сравнительный анализ категорий58
1.5.3. Преодолевающий сдвиг исторического революционного, восходящего развития общества64
1.5.4. О месте гомогенного «Капитала» в гетерогенном развитии современного общества65
1.6. Отношения собственности, обобществление и становление инфраструктуры общества68
1.6.1. Отчуждение как источник и «исходный пункт» возникновения отношений частной собственности71
1.6.2. Исторический тренд восходящего развития частных отношений собственности76
1.6.2.1. Закономерности исторического развития частных отношений собственности76
1.6.2.2. Частные отношения собственности в информационной и интеллектуальной жизнедеятельности общества80
1.6.2.3. Доминирующий базовый объект-предмет как фактор исторического развития типологии частных отношений собственности86
1.6.3. Историческое развитие группоиерархических отношений собственности100
1.6.4. Полилогическая классификация отношений собственности112
1.7. Предел «царства свободы» и развития отношений собственности114
1.8. Противоречия общественного развития120
1.8.1. Основные (базовые) противоречия и прочие противоречия непропорционального и негармоничного развития общества120
1.8.2. О развитии ЧЭФ по сложности и «технологических укладах»129
1.9. Социальные негативы общественного развития «Дурное» на «хорошей основе»134
1.10. Доминирование и деформации в общественных отношениях142
1.10.1. Доминирующие отношения143
1.10.2. Деформации снятых и потенциальных отношений146
1.10.3. Экономические деформации неэкономических отношений151
1.11. Социальный фонд времени жизнедеятельности общества как ценность в общественном развитии157
1.11.1. Баланс социального времени общества157
1.11.2. Социальный фонд времени жизнедеятельности общества158
1.11.2.1. Социальный фонд времени основной жизнедеятельности общества160
1.12. Историческая траектория восходящего развития общества165
1.12.1. О движущей силе частной собственности в «логике истории» общественного развития168
1.12.1.1. От градации к градации168
1.12.1.2. О «логике истории»172
1.12.2. На высоком уровне абстракции172
1.12.2.1. Первое приближение к «Обществу знания»172
1.12.2.2. Алгоритм проектирования новой градации177
1.12.3. «Историческая спираль» восходящего развития общества180
1.12.3.1. Видимый горизонт развития общества181
1.12.3.2. Цикл активации ЧЭФ как виток спирали исторического развития общества185
1.12.3.3. Историческая спираль социального воспроизводства действительной жизни193
1.12.3.4. Пирамидальный конус спирали восходящего развития общества200
1.13. Формула эндогенной градации как композиции чистых эндогенных форм206
1.13.1. Граф производства и воспроизводства действительной жизни как композиция ЧЭФ-слоёв207
1.13.2. Формулы-схемы и графы градаций современного восходящего общественного развития219
1.14. О классах226
1.14.1. Классы эпохи человека228
1.14.2. Классы эпохи работника230
1.14.3. Классы эпохи индустрии235
1.14.4. Классы эпохи знания243
1.15. От диалектики к началам полилектики247
1.15.1. Метод политического познания и полилектика современного мира247
1.15.2. Основы простой полилектики251
1.16. О необратимых гуманистических приращениях в самом «теле жизни» Ступени гуманизации257
Глава 2 Основы экзогенной логики глобального развития человечества264
2.1. Исторический переход от стадии общества к единому человечеству265
2.1.1. Современный образ человечества в первоначальных представлениях экзогенной логики265
2.1.2. Основное экзогенное содержание современности267
2.1.3. О единстве и границах двух логик общественного развития270
2.2. Основные положения экзогенной логики исторического развития глобального социума282
2.3. Чистые экзогенные формы процессов действительной жизни мирового сообщества292
2.4. Социально-воспроизводственные формации и будущее современного человечества308
2.4.1. Империализм как сверхасимметрия «одной насильственной, вооружённой, каменно-ядерной «формации» всего человечества»310
2.4.2. Глобализм как формация «мирного сосуществования»326
2.4.3. Неоколониализм эры хозяйственной специализации344
2.4.4. Экологизм как глобальная территориализация (натурализация)356
2.4.5. Индустриализм как всемирная товаризация (экзогенная индустриализация) производства361
2.4.6. Интернационализм (транснационализм)369
2.4.7. Эра знания и экзогенной «посттрансиндустрии»373
2.5. Тектоника восходящего развития глобального социума379
Глава 3 Переходные процессы глобального развития современного социума390
3.1. Переходные процессы глобального развития социума391
3.2. Империализм и войны400
3.3. Общая структура бифуркации «военного времени»405
3.4. Великое переселение народов – 2 как эпизод глобального миродвижения современного социума412
3.4.1. Общение как механизм взаимодействия людей414
3.4.2. Начальное общение как институт воспитания417
3.4.3. Метаобщение стран и народов422
3.4.3.1. Метаобщение элит424
3.4.3.2. Метаобщение масс и их интеллигенции430
3.5. Основной закон гуманизма436
Глава 4 Катастрофа или научно-гуманистическая революция «трудящихся нового типа»439
4.1. Актор современного миродвижения Ядро культуры и интеллигенция442
4.2. Глобальный кризис политэкономии Полилогическое переосмысление глобальной товаризации449
4.3. Аттрактор спасения Новый профессионализм, революционный язык и дискурс, генерализующая метатеория и полифундаментализм467
ПРИЛОЖЕНИЯ 147
Приложение 1 Чистые эндогенные формы477
Приложение 2 Типология объектов производства и воспроизводства действительной жизни481
Приложение 3 Чистые экзогенные формы484

К читателям...
top
Познать это нынешнее, переломное, критическое состояние мира и возможность зреющего из недр самой жизни его восходящего преодоления – такова научная задача, или, как ещñ говорят, императив эпохи.
Шушарин А.С. "Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии)"

Настоящий учебный курс имеет целью краткое и иллюстрированное изложение современной социологической метатеории развития общества А.С.Шушарина "Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)".

Эта мировоззренческая теория не только укрепляет системное понимание жизни, но и предопределяет более широкое и глубокое осознание основных законов еñ общественного развития. Приводимые схемы, рисунки и графики способствуют наглядному закреплению основных положений, геометрическому восприятию многофазового пространства существования социума и вплотную подводят к становлению в дальнейшем адекватного математического аппарата восходящего развития ноосферы Земли и глобального человечества по сложности.

Даже простое ознакомление с азами метатеории вооружает читателя мощным, современным логическим аппаратом анализа и познания действительной жизни общества в его исторически восходящем развитии. На этой основе становятся очевидными и понятными многие явления и коллизии современной общественной жизни. Это знание в значительной мере обеспечивает устойчивость, определñнность, уверенность и ясность в собственной социальной позиции, позволяет почувствовать, несмотря на все невзгоды и трагедии нашего бурного времени, что "действительная жизнь" прекрасна и удивительна.

Многие дни и месяцы, посвящñнные изучению и освоению этой теории, до сих пор воспринимаются мною как самые счастливые мгновения миросозерцания, а огромный научный потенциал полилогии и сегодня дарит неоценимые моменты всñ новых и новых открытий, давно уже превысивших и преодолевших собственные рамки этой удивительной метатеории. Сами же счастливые мгновения миросозерцания сквозь призму еñ основных положений неисчерпаемы как неисчерпаема сама действительная жизнь в своñм восходящем историческом и настоящем социологическом развитии.

Желаю также и читателям этого краткого изложения основных положений полилогии и попыток заглянуть в будущее испытать это несравненное наслаждение от познания и понимания "действительной жизни" нашего общества и человечества.


Предисловие
top

Современная пятитомная фундаментальная критическая социологическая теория развития общества А.С.Шушарина "Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии)", опубликованная в начале этого века (2005–2006 гг.), не только наиболее полно и чñтко отвечает на многие проблемные вопросы современной общественной жизни, но и поднимает научное мировоззрение на более высокий теоретический уровень понимания общественного развития.

В то же время еñ потенциальные возможности, в части анализа и синтеза гетерогенного восприятия глубинных оснований глобализирующегося социума и его восходящего исторического развития, позволяют консолидировать сами исходные теоретические положения рационального дискурса. Неизбежно превращая в очередную догматику неумолимую ограниченность прежних теорий и воззрений, которые ещñ в конце прошлого века казались идеалом рационального миропонимания и расцветом торжествующего экономизма.

Однако на вершине интеллектуальной пирамиды всех областей познания социального и профессионализма уверенно занимает достойное научно-теоретического внимания и понимания звезда формирования современного "генома" аттрактора спасения" и нового профессионализма стремительно летящего в пропасть небытия современного социума и так и не сформировавшегося в процессе глобализации единого человечества.

В ряде публикаций в "Экономической и философской газете", мною, на основе полилогии, был дан развñрнутый анализ различных жизненных коллизий текущего развития не только нашего общества, но и некоторых международных процессов. Однако современный дискурс в границах правящего научного клира далñк от преодоления устаревшей парадигмы двух нерелевантных "экономизмов", как слева, так и справа.

Сохраняющееся же значительное различие как в понимании сущности общества будущего, так и в понимании самого будущего человечества как единого общества, не способствует, как принято сегодня говорить, формированию даже чисто академического "мейнстрима" идеологического обеспечения зреющего революционного процесса так, чтобы он развñртывался политически вполне эволюционно. Шансы быстро уменьшаются, но пока есть.

Всñ это и побудило к подготовке достаточно структурированного переизложения экзогенных и экзогенных основ "Полилогии... ". Эта сложная логика истории скрывает за собой "интеллектуальную громадность" – революционно-гуманистическую метатеорию полилогия и еñ социальную полилектику (постдиалектику). Это критическая постмарксистская теория единства многообразий современного социума в условиях кризисной и переломной современности, как исторического процесса движения к новому типу рациональности. Рациональности, понимаемой во всей еñ нескончаемой и необъятной широте и глубине.

Новое видение человечества, и его будущего на полилогической основе, позволило ещñ в большей степени убедиться в фундаментальности основ метатеории "Полилогия...", а достигнутая степень обобщения сложной логики истории, создавала все условия для реализации прогностической функции этого научного воззрения на природу общества и его историческое развитие в самом общем виде.

Несмотря на внутренние полилогические запреты теоретического описания того, что "никогда не было", автором данной работы, были ранее опубликованы эскизы частных эндогенных теорий "Информационного общества..." и "Общества знания... ", а также книга "От разрозненных обществ к единому человечеству..." с изложением исторического будущего на основе экстраполяции развития положений экзогенной логики межстрановых взаимодействий. При этом, делается попытка, пусть робко и с оговорками, заглянуть в будущее в надежде на восходящий исход нынешнего переломного и близкого к паранекротическому состоянию международных отношений. Заглянуть в это далñкое завтра и более полно овладеть полилогическими основами самой фундаментальной метатеории "Полилогия современного мира..." необходимо для того, чтобы, овладев пониманием сложной логики истории и пониманием современных структур и процессов, преодолеть кризис современного мира и выйти на спасительную траекторию постбифуркационного развития.

Это издание призвано способствовать подготовке широкой аудитории читателей к непосредственному знакомству с полным изложением теории "Полилогия... ", что ввиду еñ огромного объñма (более 3000 страниц), даже для подготовленных читателей представляет определñнные трудности.

Более того, как пишет автор метатеории в своñм последнем абзаце, – "Тем не менее есть и ожидающая новообразований, творчески ищущая аудитория. Для всех времñн еñ можно условно назвать "аспирантским народом"....те, кто уже начал профессионально разбираться в тягомотных "социальных делах", но ещñ не зашорен отжившими системами взглядов, жаждет познавать, учиться и двигать дело дальше. Этот "народ" неопределñнно рассеян, но именно он и станет формировать новый профессионализм. Борьба "толстых книг" в головах "аспирантского народа" нелинейно и начнñт научно, затем идеологически обеспечивать зреющий революционный процесс. Чтоб разумно он развñртывался, так сказать, политически вполне эволюционно".

В целях поддержания высокой академической планки изложения основ теории, пришлось иногда прибегать к развñрнутому цитированию (выделено курсивом). Это в какой-то степени подготовит и настроит читателя на более углублñнное изучение фундаментального труда А.С.Шушарина "Полилогия... ", разумеется, если в этом возникнет необходимость.

Для знакомства с многочисленными аспектами применения этой теории, вплоть до дальнейшего развития еñ теоретических положений, приглашаю уважаемых читателей на созданные с этой целью сайты в сети Интернет:

http://polilog.ucoz.net

http://polilogiy.narod.ru

http://proza.ru/avtor/polilog

http://polilogiy.ucoz.com/

http://shusharin.ru/


Об авторе
top
photoХарчевников Александр Тимофеевич
Кандидат технических наук. Окончил Московский авиационный технологический институт (МАТИ, ныне РГТУ им. К. Э. Циолковского) по специальности «летательные аппараты», затем философский факультет Университета марксизма-ленинизма. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал на различных научных должностях, с 1977 г. по результатам конкурса был избран начальником Отдела исследований организации и экономики производства заводов гражданской авиации. С 1998 г. занимается исследованиями в области социологии общественного развития, с 2004 г. и по настоящее время — исследованиями и дальнейшим развитием фундаментальной социологической метатеории развития общества А. С. Шушарина — полилогии («Полилогия современного мира (Критика запущенной социологии)»). Автор более 90 публикаций, посвященных изучению и развитию полилогии. В своих книгах «Критическая теория социализма», «Теория Информационного общества» (М.: URSS), «Теория Общества знания» (М.: URSS), «От разрозненных обществ к единому человечеству» (М.: URSS), «Краткий курс полилогии современного мира» (М.: URSS), «Политическая индустрия» (М.: URSS), «Рабочая сила — не товар» (М.: URSS), «Кризис рыночного фетишизма товаризации» (М.: URSS) и др. излагает новое, современное понимание восходящего общественного развития.