| Предисловие | 9
|
| Глава 1. Общая картина | 10
|
| 1.1. Секрет естественного изучения | 10
|
| 1.2. Понятия и термины | 13
|
| 1.3. О важности люфтов | 17
|
| 1.4. Элементы интегрирования | 18
|
| 1.5. Об «аналитических» решениях | 20
|
| 1.6. Явление колебаний | 21
|
| 1.7. Существование решения | 24
|
| 1.8. Нелокальная продолжимость | 29
|
| 1.9. Зависимость от параметра | 31
|
| 1.10. Вскользь о численных методах | 33
|
| 1.11. Качественные вопросы | 34
|
| 1.12. Движение по градиенту | 36
|
| 1.13. Уравнения с частными производными | 38
|
| 1.14. Сразу всем не угодишь | 41
|
| Глава 2. Линейная теория | 45
|
| 2.1. Понятия и термины | 45
|
| 2.2. Принципы суперпозиции | 47
|
| 2.3. Фундаментальная система решений | 48
|
| 2.4. Уравнение n-го порядка | 51
|
| 2.5. Системы уравнений | 53
|
| 2.6. Случай равных корней | 54
|
| 2.7. Неоднородные уравнения | 58
|
| 2.8. Матричная экспонента | 59
|
| 2.9. Теорема Лиувилля | 63
|
| 2.10. Неавтономные системы | 65
|
| 2.11. Инструмент дельта-функций | 67
|
| 2.12. Функция Грина и краевые задачи | 71
|
| 2.13. Задача Штурма—Лиувилля | 74
|
| Глава 3. Операционное исчисление | 76
|
| 3.1. Феномен переформатирования | 76
|
| 3.2. Преобразование Лапласа | 78
|
| 3.3. Соответствие операций | 80
|
| 3.4. Преобразование Лапласа от δ(t) | 84
|
| 3.5. Дифференциальные уравнения | 85
|
| Глава 4. Устойчивость равновесия | 88
|
| 4.1. Устойчивость по Ляпунову | 88
|
| 4.2. Асимптотическая устойчивость | 91
|
| 4.3. Уравнение в вариациях | 92
|
| 4.4. Устойчивость траекторий | 93
|
| 4.5. Второй метод Ляпунова | 95
|
| 4.6. Неустойчивость | 98
|
| 4.7. Обратные теоремы | 98
|
| 4.8. Гурвицевы полиномы и матрицы | 99
|
| 4.9. Вычислительные аспекты | 103
|
| 4.9.1. Феномен обусловленности | 105
|
| 4.10. Устойчивость в целом | 106
|
| 4.11. Диссипативные системы | 108
|
| 4.12. О линейной неавтономной теории | 109
|
| Глава 5. Феномен колебаний | 112
|
| 5.1. Гармонические колебания | 112
|
| 5.2. Эфемерны или реальны гармоники? | 115
|
| 5.3. Вынужденные колебания | 116
|
| 5.4. Резонансные явления | 119
|
| 5.5. Параметрический резонанс | 123
|
| 5.6. Связанные системы | 124
|
| 5.7. Автоколебания | 127
|
| 5.8. Нелинейный маятник | 130
|
| 5.9. Солитоны | 132
|
| Глава 6. Теория регулирования | 136
|
| 6.1. Задачи и примеры | 136
|
| 6.2. Передаточные функции | 139
|
| 6.3. Соединения блоков | 140
|
| 6.4. Всё ли так просто? | 142
|
| 6.5. Частотные методы | 144
|
| 6.6. Направление времени и причинность | 146
|
| 6.7. Передаточная матрица | 148
|
| 6.8. Устойчивость регулирования | 150
|
| 6.9. Управляемость и наблюдаемость | 152
|
| 6.9.1. Теоремы Калмана | 154
|
| 6.9.2. Зачем это нужно | 157
|
| 6.9.3. Роль инвариантных подпространств | 158
|
| Глава 7. Бифуркации и катастрофы | 161
|
| 7.1. Пример Бореля | 161
|
| 7.2. Бифуркации | 163
|
| 7.3. Парадокс Циглера | 165
|
| 7.4. Катастрофы | 166
|
| 7.5. Грубость, или структурная устойчивость | 168
|
| 7.6. Методы усреднения | 170
|
| Глава 8. Детерминированный хаос | 176
|
| 8.1. Эргодичность и перемешивание | 176
|
| 8.2. Ликвидация противоречий | 179
|
| 8.3. Адиабатические процессы | 181
|
| 8.4. Аттракторы и фракталы | 184
|
| 8.5. Странный аттрактор Лоренца | 187
|
| 8.6. Модели с дискретным временем | 188
|
| 8.7. Загадочность циклов Γ3 | 192
|
| Глава 9. Аналитическая механика | 194
|
| 9.1. Обобщённые координаты и силы | 194
|
| 9.2. Уравнения Лагранжа | 198
|
| 9.3. Высший пилотаж Гамильтона | 200
|
| 9.4. Вариационные принципы | 201
|
| 9.5. Инварианты движения | 202
|
| 9.6. Замечания | 204
|
| Глава 10. Методы полуупорядоченности | 206
|
| 10.1. Загадка положительности | 206
|
| 10.2. Полуупорядоченность и конусы | 208
|
| 10.3. Специфика монотонности | 209
|
| 10.4. Монотонность оператора сдвига | 211
|
| 10.5. Гетеротонные отображения | 215
|
| 10.6. Гетеротонная динамика | 218
|
| 10.7. Супероднородные операторы | 219
|
| 10.8. Матричный конус | 222
|
| Глава 11. Модели коллективного поведения | 224
|
| 11.1. О чём речь | 224
|
| 11.2. Равновесие по Нэшу | 226
|
| 11.3. Неопределённая динамика | 228
|
| 11.4. Системы ОМВ | 230
|
| 11.5. Гомогенные системы | 233
|
| 11.6. Случай дискретного времени | 237
|
| Глава 12. Справочная | 238
|
| 12.1. Пространство n измерений | 238
|
| 12.2. Линейные функции и матрицы | 240
|
| 12.3. Прямоугольные матрицы | 243
|
| 12.4. Квадратичные формы | 244
|
| 12.5. Нормы в R^n | 245
|
| 12.6. Функции и пространства | 247
|
| 12.7. Принцип сжимающих отображений | 247
|
| Обозначения | 248
|
| Литература | 250
|
| Предметный указатель | 252
|
Опойцев Валерий Иванович Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».
Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.
Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».
За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.
Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.
Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».