URSS.ru Магазин научной книги
Id: 334179
669

Школа Опойцева:
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ. (ОДУ, операционное исчисление, устойчивость равновесия, теория регулирования,бифуркации и катастрофы, детерминированный хаос, аналитическая механика, методы полуупорядоченности, модели коллективного поведения)

Школа Опойцева: Обыкновенные дифференциальные уравнения 2018. 256 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

Книга отличается краткостью и прозрачностью изложения, вплоть до объяснений «на пальцах». Значительное внимание уделяется мотивации результатов и укрупненному видению. Помимо обычной для дифференциальных уравнений тематики рассматриваются: бифуркации и катастрофы, аттракторы и детерминированный хаос. Излагается теория устойчивости, второй метод Ляпунова. Среди нововведений: ликбез по аналитической механике, начала теории регулирования, конусные методы,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие9
Глава 1. Общая картина10
1.1. Секрет естественного изучения10
1.2. Понятия и термины13
1.3. О важности люфтов17
1.4. Элементы интегрирования18
1.5. Об «аналитических» решениях20
1.6. Явление колебаний21
1.7. Существование решения24
1.8. Нелокальная продолжимость29
1.9. Зависимость от параметра31
1.10. Вскользь о численных методах33
1.11. Качественные вопросы34
1.12. Движение по градиенту36
1.13. Уравнения с частными производными38
1.14. Сразу всем не угодишь41
Глава 2. Линейная теория45
2.1. Понятия и термины45
2.2. Принципы суперпозиции47
2.3. Фундаментальная система решений48
2.4. Уравнение n-го порядка51
2.5. Системы уравнений53
2.6. Случай равных корней54
2.7. Неоднородные уравнения58
2.8. Матричная экспонента59
2.9. Теорема Лиувилля63
2.10. Неавтономные системы65
2.11. Инструмент дельта-функций67
2.12. Функция Грина и краевые задачи71
2.13. Задача Штурма—Лиувилля74
Глава 3. Операционное исчисление76
3.1. Феномен переформатирования76
3.2. Преобразование Лапласа78
3.3. Соответствие операций80
3.4. Преобразование Лапласа от δ(t)84
3.5. Дифференциальные уравнения85
Глава 4. Устойчивость равновесия88
4.1. Устойчивость по Ляпунову88
4.2. Асимптотическая устойчивость91
4.3. Уравнение в вариациях92
4.4. Устойчивость траекторий93
4.5. Второй метод Ляпунова95
4.6. Неустойчивость98
4.7. Обратные теоремы98
4.8. Гурвицевы полиномы и матрицы99
4.9. Вычислительные аспекты103
4.9.1. Феномен обусловленности105
4.10. Устойчивость в целом106
4.11. Диссипативные системы108
4.12. О линейной неавтономной теории109
Глава 5. Феномен колебаний112
5.1. Гармонические колебания112
5.2. Эфемерны или реальны гармоники?115
5.3. Вынужденные колебания116
5.4. Резонансные явления119
5.5. Параметрический резонанс123
5.6. Связанные системы124
5.7. Автоколебания127
5.8. Нелинейный маятник130
5.9. Солитоны132
Глава 6. Теория регулирования136
6.1. Задачи и примеры136
6.2. Передаточные функции139
6.3. Соединения блоков140
6.4. Всё ли так просто?142
6.5. Частотные методы144
6.6. Направление времени и причинность146
6.7. Передаточная матрица148
6.8. Устойчивость регулирования150
6.9. Управляемость и наблюдаемость152
6.9.1. Теоремы Калмана154
6.9.2. Зачем это нужно157
6.9.3. Роль инвариантных подпространств158
Глава 7. Бифуркации и катастрофы161
7.1. Пример Бореля161
7.2. Бифуркации163
7.3. Парадокс Циглера165
7.4. Катастрофы166
7.5. Грубость, или структурная устойчивость168
7.6. Методы усреднения170
Глава 8. Детерминированный хаос176
8.1. Эргодичность и перемешивание176
8.2. Ликвидация противоречий179
8.3. Адиабатические процессы181
8.4. Аттракторы и фракталы184
8.5. Странный аттрактор Лоренца187
8.6. Модели с дискретным временем188
8.7. Загадочность циклов Γ3192
Глава 9. Аналитическая механика194
9.1. Обобщённые координаты и силы194
9.2. Уравнения Лагранжа198
9.3. Высший пилотаж Гамильтона200
9.4. Вариационные принципы201
9.5. Инварианты движения202
9.6. Замечания204
Глава 10. Методы полуупорядоченности206
10.1. Загадка положительности206
10.2. Полуупорядоченность и конусы208
10.3. Специфика монотонности209
10.4. Монотонность оператора сдвига211
10.5. Гетеротонные отображения215
10.6. Гетеротонная динамика218
10.7. Супероднородные операторы219
10.8. Матричный конус222
Глава 11. Модели коллективного поведения224
11.1. О чём речь224
11.2. Равновесие по Нэшу226
11.3. Неопределённая динамика228
11.4. Системы ОМВ230
11.5. Гомогенные системы233
11.6. Случай дискретного времени237
Глава 12. Справочная238
12.1. Пространство n измерений238
12.2. Линейные функции и матрицы240
12.3. Прямоугольные матрицы243
12.4. Квадратичные формы244
12.5. Нормы в R^n245
12.6. Функции и пространства247
12.7. Принцип сжимающих отображений247
Обозначения248
Литература250
Предметный указатель252

Об авторе
top
photoОпойцев Валерий Иванович
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».