URSS.ru Магазин научной книги
Id: 334177

Школа Опойцева:
Геометрия I: 7–11

2017. 240 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

Коротко, просто и ясно излагаются начала планиметрии. Охват материала немного шире, чем предусматривает школьная программа. Но это позволяет создать цельную картину и способствует лучшему пониманию геометрии.

Курс может быть использован:

(i) для обычных и ускоренных занятий в средней школе;

(ii) для повторения пройденного и упущенного;

(iii) для самообразования.

Полезное для себя найдут также учителя и родители.

Текст сопровождается... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие6
Глава 1. Геометрия — на что нацелена и как её учить8
1.1. Танцевать или наблюдать?8
1.2. Тела, поверхности, линии, точки9
1.3. Плоскости и прямые12
1.4. О задачах на прицеле13
1.5. Нечто озадачивающее15
1.6. Заколдованный круг17
Глава 2. Планиметрия Евклида — Начало20
2.1. О специфике геометрии20
2.2. Договоримся о способах22
2.3. Исходные понятия24
2.4. Равенство углов и фигур28
2.5. Сечение параллельных30
2.6. Треугольники31
2.7. Признаки равенства треугольников35
2.8. Окружность и задачи построения40
2.9. Углы и дуги42
2.10. Против большей стороны — больший угол45
2.11. Прямые и обратные утверждения47
Глава 3. Расширение горизонтов50
3.1. Многоугольники50
3.2. Четырёхугольники52
3.3. Вписанная и описанная окружность54
3.4. Площади58
3.5. Площади простейших фигур60
3.6. Теорема Пифагора62
3.7. Правильные многоугольники63
Глава 4. Подобие треугольников65
4.1. Теорема Фалеса65
4.2. Признаки подобия треугольников67
4.3. Как инструмент работает69
4.4. Задачи на построение72
4.5. Длина окружности75
4.6. Площадь круга79
4.7. О роли и месте черновиков80
Глава 5. Феномен преобразований82
5.1. Группы преобразований82
5.2. C высоты птичьего полёта*85
5.3. Преобразования движения88
5.4. Осевая симметрия90
5.5. Параллельный перенос93
5.6. Поворот и центральная симметрия95
5.7. Движение и ориентация*96
5.8. Композиция движений*97
5.9. Подобие и гомотетия100
Глава 6. Тригонометрический ракурс104
6.1. Основные функции104
6.2. Единичная окружность105
6.3. Простейшие соотношения107
6.4. Теорема косинусов111
6.5. Теорема синусов113
6.6. Геометрия треугольников115
6.7. Площади подобных фигур117
6.8. Факты и упражнения118
Глава 7. Векторы и координаты120
7.1. Векторы120
7.2. Системы координат121
7.3. Скалярное произведение124
7.4. Радиус-векторы, прямые и отрезки126
7.5. Ортогональность и уравнение прямой128
7.6. Задачи и факты130
7.7. Разложение сил и скоростей134
7.8. Векторы в пространстве*136
7.9. Трёхмерный фокус*140
Глава 8. Факультатив142
8.1. Барицентрический метод142
8.2. Моделирование равновесия145
8.3. Энергетический принцип148
8.4. Баланс энергии150
8.5. Геометрическое моделирование152
8.6. О геометрии Лобачевского155
8.7. Что творится в недрах160
8.8. Частичные реверансы*164
8.9. Геометрия без геометрии165
Глава 9. Задачи с подсказками и решениями167
9.1. О классификации задач167
9.2. О критериях отбора169
9.3. Задачи на построение172
9.4. Задачи на доказательство180
9.5. О дополнительных построениях187
9.6. Задачи на вычисление189
9.7. Задачи с ортоцентром194
9.8. Неравенства и минимумы/максимумы200
9.9. Геометрические места точек204
Глава 10. Короткая справка208
10.1. Тригонометрические формулы209
10.2. Список теорем и задач212
10.3. Об «аксиоматике Евклида»228
Обозначения230
Предметный указатель232

Об авторе
top
photoОпойцев Валерий Иванович
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».