URSS.ru Магазин научной книги
Id: 334170
669

Школа Опойцева:
Аналитическая геометрия и линейная алгебра

2018. 256 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

Книга отличается краткостью и прозрачностью изложения. Легко читается. Объяснения даются «человеческим языком» — лаконично и доходчиво. Значительное внимание уделяется мотивации результатов и прикладным аспектам. Даже в устоявшихся темах ощущается свежий взгляд, в связи с чем преподаватели найдут для себя немало интересного.

Аналитическая геометрия рассматривается как вспомогательный предмет, способствующий освоению понятий векторного... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие8
Часть I АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ 11
Глава 1. Векторная алгебра в R^311
1.1. Векторы и декартовы координаты11
1.2. Ориентация пространства15
1.3. Скалярное произведение16
1.4. Векторное произведение20
1.5. Смешанное произведение23
1.6. Двойное векторное произведение25
1.7. Определители, или детерминанты25
1.8. Матрицы и преобразования26
Глава 2. Прямые и плоскости29
2.1. Уравнения плоскости в R^330
2.2. Параметрическое описание31
2.3. Прямые и отрезки в R^332
2.4. Прямые в R^335
2.5. Базовые задачи36
2.6. Пересечение трех плоскостей38
2.7. Принцип суперпозиции41
2.8. Переход к другим координатам43
2.9. Касательная плоскость45
2.10. Кривые второго порядка46
2.11. Задачи и упражнения49
Часть II ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА 53
Глава 3. Векторы и матрицы53
3.1. Векторы и n-мерное пространство53
3.2. Матрицы как линейные отображения58
3.3. Прямоугольные и клеточные матрицы63
3.4. Примеры и разновидности65
3.5. Системы уравнений и метод Гаусса65
3.6. Элементарные преобразования67
3.7. Существование обратной матрицы69
3.8. Понятие ранга70
Глава 4. Детерминанты и уравнения73
4.1. Понятие определителя73
4.2. Ориентированный объем74
4.3. Коэффициент искажения объема77
4.4. Системы уравнений79
Глава 5. Линейные пространства и операторы83
5.1. Абстрактный подход83
5.2. Замена координат87
5.3. Замена базиса88
5.4. Собственные значения89
5.5. О роли инвариантных подпространств92
5.6. Приложение к линейным дифурам93
5.7. Комплексификация пространства95
5.8. Кратность собственных значений97
5.9. Евклидовы пространства100
5.10. Задачи и дополнения102
Глава 6. Квадратичные формы104
6.1. Квадратичные функции и задачи104
6.2. Замена координат106
6.3. Ортогональные матрицы107
6.4. Симметрические матрицы108
6.5. Унитарные и эрмитовы матрицы111
6.6. Положительная определенность112
6.7. Критерий Сильвестра115
6.8. Приведение двух форм116
6.9. Инерция и сигнатура118
Глава 7. Триангуляция Шура и жордановы формы120
7.1. Ортогонализация Грама—Шмидта120
7.2. Триангуляция матриц122
7.3. Как это работает на практике123
7.4. Жордановы формы125
7.5. Аннулирующий многочлен129
7.6. Теорема Гамильтона—Кэли131
7.7. Корневые подпространства133
7.8. Циклические подпространства133
7.9. Что в итоге137
7.10. О строгих и полных изложениях140
7.11. Примеры141
7.12. Задачи и дополнения143
Глава 8. Функции от матриц147
8.1. Нормы векторов, n × 1-матриц147
8.2. Эквивалентность норм149
8.3. Норма матрицы149
8.4. Спектральный радиус152
8.5. Сходимость итераций154
8.6. Матричные ряды155
8.7. Аппаратные формальности157
8.8. Матричная экспонента158
8.9. Конечные алгоритмы161
8.10. Задачи и дополнения164
Глава 9. Матричные уравнения166
9.1. Прикладные истоки166
9.2. Кронекерово произведение168
9.3. Кронекеровы эквиваленты матричных уравнений170
Часть III ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА – дополнения 175
Глава 10. Анатомия матриц175
10.1. Условный экстремум175
10.2. Сингулярные числа176
10.3. Биортогональные базисы177
10.4. Сопряженное пространство180
10.5. Сопряженный оператор183
10.6. Двойственность184
10.7. Преобразования и тензоры184
Глава 11. Неравенства187
11.1. Теоремы об альтернативах187
11.2. Выпуклые множества и конусы189
11.3. Теоремы о пересечениях193
11.4. P -матрицы195
11.5. Задачи и дополнения197
Глава 12. Линейное программирование199
12.1. Задача ЛП199
12.2. Геометрическая интерпретация202
12.3. Двойственность линейных задач204
Глава 13. Положительные матрицы208
13.1. Полуупорядоченность и монотонность208
13.2. Теорема Перрона210
13.3. Неразложимость215
13.4. Положительная обратимость217
13.5. Оператор сдвига и устойчивость219
13.6. Импримитивность223
13.7. Конус матриц225
13.8. Задачи и дополнения227
Глава 14. Численные методы228
14.1. Предмет изучения228
14.2. Ошибки счета и обусловленность231
14.3. Оценки сверху и по вероятности234
14.4. Возмущения спектра235
14.5. Итерационные методы238
Обозначения242
Литература245
Предметный указатель247

Об авторе
top
photoОпойцев Валерий Иванович
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».