URSS.ru Магазин научной книги
Id: 333775
529

Синергетика и самоорганизация:
Методы математического моделирования в социальных науках, экономике, биологии. Книга 4: Современная теория мышления. Элементы общей психологии. Кн.4. Изд. стереотип.

2020. 224 с.
  • Онлайн-книга

Аннотация

В настоящей книге подробно исследуется процесс мышления человека. Для понимания мыслительной деятельности вводится понятие так называемых квазичастиц, которым автор присваивает название "андроны". Введение андронов в теорию мышления значительно упрощает понимание мыслительного процесса. Динамика андронов при процессе мышления иллюстрируется на примере различных явлений, таких как обмен мнениями, сознание, процесс раздумывания, любовь и т.д. Приводятся... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение9
Глава 1. Квазичастицы в мозге и мышление человека10
§ 1. Мышление индивидов, обменивающихся квазичастицами10
§ 2. Некоторое усложнение модели обмена квазичастицами при беседе индивидов12
§ 3. Лидерство14
§ 4. Обобщение свойств предмета до выработки понятия15
§ 5. Испускание квазичастиц с их возвратом16
§ 6. Понимание17
§ 7. Изучение природы группой ученых19
§ 8. Производство и хранение информации20
§ 9. Как думает человек. Мышление. Сознание21
§ 10. Андроны и мышление23
§ 11. Производство информации мозгом и ее структурирование25
§ 12. Производство и запоминание энтропии26
§ 13. Одна модель производства и обмена энтропией и информацией27
§ 14. Логическое и ассоциативно-логическое понимание в моделях мышления28
§ 15. Сознание30
§ 16. Регулярная система экономики31
§ 17. Возникновение теории в физике33
§ 18. Обобщенная модель мышления при научении34
§ 19. Мышление при чтении книги36
§ 20. Любовь37
§ 21. Простейшая модель экспериментально-теоретических исследований ученых39
§ 22. Экспериментальная и теоретическая наука42
§ 23. Экспериментальная физика44
§ 24. Литература. Поэзия46
§ 25. Модель обучения47
§ 26. Образование49
§ 27. Воспитание51
§ 28. Потеря образования52
§ 29. Внушение54
§ 30. Генерирование хаоса и регулярности55
§ 31. Самоубеждение58
§ 32. Неурядицы59
§ 33. Надежда60
§ 34. Обсуждение научной проблемы61
§ 35. Модель теоретической лаборатории62
§ 36. Познание и осознание необходимости63
§ 37. Озарение66
§ 38. Кодирование информации67
Глава 2. Свобода, необходимость, тупики: математическое моделирование70
§ 1. Познание и осознание необходимости71
§ 2. Свобода волеизъявления72
§ 3. Возникновение независимого поведения в группе74
§ 4. Возникновение свободы при осознании себя в глазах группы77
§ 5. Свобода и выбор. Тупики78
§ 6. Свобода и необходимость в различных грубых ячейках динамических экономических систем81
§ 7. Необходимость и борьба за свободу84
§ 8. Группа с лидером и индивид85
§ 9. Возникновение свободного поведения86
§ 10. Ценность индивидов и их свобода88
§ 11. Свобода покупательной способности89
§ 12. Конкуренция слов и дел90
§ 13. Свобода художественного творчества92
§ 14. Конкуренция за финансирование и свобода творчества93
§ 15. Надежда и свобода воли96
§ 16. Ревность97
§ 17. Становление личности98
§ 18. Проявления характера100
§ 19. Свобода высказываний102
Глава 3. Синергетика и самоорганизация в общей психологии107
§ 1. Самоутверждение. Возникновение «Я». Возникновение упрямства107
§ 2. Возникновение сознания111
§ 3. Озарение114
§ 4. Самоанализ и самоконтроль115
§ 5. Взаимный контроль действий индивидов117
§ 6. Возникновение морали118
§ 7. Независимый индивид120
§ 8. Психическая гиперестезия120
§ 9. Психическая анестезия121
§ 10. Профессиональный отбор122
§ 11. Характер и личность123
§ 12. Творчество124
§ 13. Коллектив-препятствие125
§ 14. Модификация модели «Творчество»127
§ 15. Возникновение у индивида общественного сознания128
§ 16. Обмен и конкуренция в среде обитания129
§ 17. Формирование общественного сознания130
§ 18. Идеология. Упрямство132
§ 19. Поведение индивидов в безразличной и доброй среде134
§ 20. Борьба мнений135
§ 21. Идеология и власть136
§ 22. Навязанная субъективная идеология137
§ 23. Навязанная идеология138
§ 24. Обсуждение научной проблемы139
§ 25. Консультация140
§ 26. Возникновение морали в коллективе142
§ 27. Ревность и влюбленность индивида143
§ 28. Сюрприз для матери145
§ 29. Характер индивида147
§ 30. Массовое искусство. Возникновение сценической «звезды»150
§ 31. Конкурентная борьба артиста за зрителя151
§ 32. Эмоциональная оценка события152
§ 33. Замкнутый индивид. Молчун154
§ 34. Становление характера и личности156
§ 35. Идеология — теория общества158
§ 36. Запоминание160
§ 37. Строптивый подчиненный161
§ 38. Эмоциональное возбуждение при посещении картинной галереи162
§ 39. Взаимодействие индивида со средой обитания163
§ 40. Образ «мира»164
§ 41. Надежда165
§ 42. Чувство признательности за любовь167
§ 43. Горе168
§ 44. Спесь и высокомерие168
§ 45. Чувство обиды171
§ 46. Одиночество эгоиста172
§ 47. Одиночество и изоляция наций. Национализм173
§ 48. Шаловливый ребенок173
§ 49. Внимание175
§ 50. Восприятие речи176
§ 51. Любовь. Надежда. Сердцеед178
§ 52. Любовь с первого взгляда. Дружба и любовь181
§ 53. Грусть и тоска184
§ 54. Радость творчества186
§ 55. Удивление. Восторг. Зависть. Гордость187
§ 56. Ностальгия187
§ 57. Справедливость188
§ 58. Воодушевление189
§ 59. Беспокойство190
§ 60. Оценка прочитанного191
§ 61. Коварство192
§ 62. Озабоченность193
§ 63. Выработка индивидом установки действия194
§ 64. Рассказчик и слушатель195
§ 65. Консерватизм и новшество196
§ 66. Скопидомок, транжира197
Глава 4. Мышление199
§ 1. Возникновение социальной организованности из биологической199
§ 2. Эволюция мозга202
§ 3. Модель мыслительной деятельности206
§ 4. Моделирование процесса обучения. Модель коллективного принятия решения211
§ 5. Модификация модели обучения и коллективного принятия решений215
§ 6. Модель целенаправленного поведения216
Литература218

Введение
top

Настоящая книга посвящена самому трудному разделу биофизики – мышлению человека. На настоящее время мы имеем разрозненные данные по мышлению человека (см.21,22).

 Эта книга посвящена единому подходу к процессу мышления –  с точки зрения так называемых квазичастиц (андронов, как назвал их автор, отдавая дань великому русскому математику A.A.Андронову, много сделавшему для качественной теории дифференциальных уравнений).

На многочисленных примерах социальной науки показана роль квазичастиц (андронов).

Механизм довольно прост. Андроны возникают согласно принципам качественной теории – передовой ветви науки нашего времени, и переносят информацию и энтропию, делая процесс мышления наглядным.

Мозг работает как генератор катастроф, непрерывно производя бифуркацию фазовых портретов. Результаты понимания, как работает мозг, по-видимому, будут иметь практические применения, например для создания компьютеров и различных автоматических устройств. Ведь не что иное, как практика, делает наши познания совершенными.


Об авторе
top
photoМилованов Владимир Петрович
Кандидат физико-математических наук. По образованию физик. Кандидатскую диссертацию защитил в Физическом институте АН СССР под руководством нобелевского лауреата по физике, академика П. А. Черенкова. В этом институте занимался преимущественно физикой высоких энергий, в частности расщеплением легких атомов протонами высоких энергий, исследованием каскадного механизма в ядерных реакциях.

С 1970 г. работал в Московском государственном институте электроники и математики. Научные интересы: макроэкономическая динамика, физика в гуманитарных науках, моделирование теоретической и экспериментальной работы ученых и инженеров. Разработал математические модели для описания семейных и трудовых конфликтов, человеческих чувств и эмоций; мотивации коллективного поведения; возникновения лидеров, вождей и т. д.; разных проблем в области синергетики и самоорганизации в социально-экономических системах. Предложил новую концепцию стоимости и гипотезу о сосуществовании более двух видов социально-экономических систем, разработал классификацию таких систем. Автор книг по биофизике, экономике, психологии; большинство из них вышли в издательстве URSS и были переведены на испанский язык.