| Оглавление | 3
|
| Антипредисловие | 6
|
| Глава 1. Время коммуникации | 8
|
| 1.1. Трудная проблема коммуникации | 8
|
| 1.2. Люди и манекены: Гуссерль «против» Стросона | 15
|
| 1.3. Гуссерль и Витгенштейн: «провал» проекта автокоммуникации | 20
|
| 1.4. Внеопытная непрерывность | 26
|
| 1.5. Проблема активности | 32
|
| 1.6. Психическое расстройство как «отказ» от коммуникации | 36
|
| 1.7. В поисках утраченного | 42
|
| Глава 2. «Органы» сознания и отношение «образ — процесс» | 46
|
| 2.1. Феноменологический сдвиг | 46
|
| 2.2. Образ и процесс | 49
|
| 2.3. Объекты особой плотности | 54
|
| 2.4. Сознание как многоуровневая система | 59
|
| 2.5. Формирование «органов» сознания | 64
|
| 2.6. Образ мира | 66
|
| Глава 3. Проблема тождества субъекта коммуникации | 69
|
| 3.1. Коммуникация и ее субъект | 69
|
| 3.2. Антипсихологизм и онтоцентризм | 72
|
| 3.3. На пути к монистической онтологии: образ и процесс | 74
|
| 3.4. Треугольник тождества | 76
|
| 3.5. Различие | 79
|
| 3.6. Событие | 83
|
| Глава 4. Где и как происходит коммуникация? | 86
|
| 4.1. Коммуникативная модель речевого процесса в зеркалах современной философии | 86
|
| 4.2. Антиномия присвоения — отчуждения | 91
|
| 4.3. Психологизм vs антипсихологизм | 92
|
| 4.4. О расщепленности «говорящего субъекта» | 94
|
| 4.5. Возможное решение | 99
|
| Глава 5. Л. С. Выготский: теория интериоризации и судьба «внутренних» знаков | 103
|
| 5.1. Социальное происхождение и знаковое опосредствование высших психических функций | 103
|
| 5.2. Контексты Выготского | 105
|
| 5.3. Знак как «определяющее целое» | 111
|
| 5.4. Аргументы против «словоцентризма» | 114
|
| 5.5. Интериоризация | 118
|
| 5.6. Отношение «образ — процесс» и судьба «внутренних» знаков | 120
|
| 5.7. Развитие значений | 125
|
| 5.8. Теория внутренней речи | 126
|
| 5.9. Заключительные формулировки: «живая драма» мышления и речи | 127
|
| Глава 6. Проблемы теории речевого общения | 129
|
| 6.1. Вместо введения: личное и личностное | 129
|
| 6.2. Теория речевого общения: методология | 132
|
| 6.3. Дискуссионные моменты и пути дальнейшего развития | 135
|
| 6.4. Спор о трудной проблеме | 142
|
| 6.5. На пути к антиредукционистской теории | 146
|
| Глава 7. Слово и объект | 149
|
| 7.1. Введение | 149
|
| 7.2. Служит ли слово для именования «готового» предмета? | 153
|
| 7.3. Квазиобъект, номинация и экспликация признаков предмета | 159
|
| 7.4. «Хитрость» разума | 161
|
| 7.5. Образ сознания и его связь с языком | 162
|
| 7.6. Развитие психики человека | 164
|
| Глава 8. Per linguam ad communicationem: трудный разговор о трудных проблемах | 167
|
| 8.1. Вводные замечания | 167
|
| 8.2. Ноябрьские тезисы | 168
|
| 8.3. Апрельские тезисы | 171
|
| 8.4. Майское письмо | 175
|
| 8.5. Второе майское письмо | 182
|
| 8.6. Знак и действие | 189
|
| 8.7. О торжестве субъекта над индивидом | 192
|
| 8.8. Шалтай-Болтай и шахматы | 193
|
| 8.9. Знает ли автор, что «хочет» сказать? | 195
|
| 8.10. Придется «включить» субъекта в историю | 198
|
| 8.11. Исчезновение поэтического и логика идеального | 200
|
| 8.12. Мы понимаем себя в обращении к другому | 202
|
| 8.13. Покидают ли значения голову? | 204
|
| 8.14. Знак и сознание | 209
|
| Вместо послесловия. От феноменологии к деятельности | 212
|
| Библиография | 213
|
Журавлев Игнатий Владимирович Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН, преподаватель ряда вузов России. Специалист по философии языка, психолингвистике, общей и клинической психологии, феноменологической психиатрии. Публицист, поэт, переводчик. Автор около 150 научных работ, включая книги «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (URSS), «От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой» (URSS), «Механизмы безумия: университетские лекции по псиопатологии» (URSS), «Per linguam ad communicationem: ключевые вопросы лингвистической теории в режиме дискуссии» (в соавт.) и др.