Нравственная воля. ГЛАВА I 1) Воля и сознанiе а) Сущность сознанiя Длинный рядъ физiологическихъ изысканiй и логическихъ разсужденiй сделалъ постепенно доступною нашему сознанiю ту истину, что наше пониманiе внешняго мiра находится въ самой разнообразной зависимости отъ качествъ нашихъ органовъ чувствъ, отъ организацiи нашей нервной системы и, наконецъ, отъ свойствъ нашего представленiя и мышленiя. Но мы до сихъ поръ еще склонны упускать изъ виду тотъ фактъ, что воспрiятiе нашего внутренняго мiра страдаетъ отъ обратнаго влiянiя, что мы склонны образы, пробуждаемые въ насъ ходомъ внешнихъ событiй природы, переносить на все явленiя нашей внутренней жизни. Между темъ, этотъ фактъ въ значительной степени мешаетъ верному пониманiю нашего внутренняго познаванiя, и не только потому, что онъ побуждаетъ насъ смешивать наши собственныя понятiя съ ихъ предметами, но и потому, что, благодаря этому факту, къ самымъ этимъ понятiямъ уже примешаны постороннiе элементы. Въ самомъ деле, посмотрите, какъ происходитъ наше познаванiе внешняго мiра: мы получаемъ ощущенiя отъ неизвестныхъ объектовъ, и делая обобщенiя или отвлеченiя отъ этихъ ощущенiй и представленiй нашихъ, связанныхъ съ этими ощущенiями, мы делаемъ заключенiе о существованiи и характере внешняго предмета, произведшаго самыя ощущенiя и представленiя. И вотъ, благодаря такому-то процессу, намъ кажется, что мы имеемъ право делать то же и тогда, когда нашими представленiями являются уже не внешнiе объекты, а только наши же собственныя субъективныя состоянiя, происходящiя въ насъ самихъ. Такъ какъ, далее, съ внешнимъ объектомъ какого-нибудь представленiя мы соединяемъ понятiе о существующемъ вне насъ предмете, то мы переносимъ также и это понятiе на представленiе нашего внутренняго состоянiя и этимъ внутреннимъ предметамъ мы, наконецъ, приписываемъ такое же независимое отъ насъ существованiе, какое мы признаемъ за предметами внешняго мiра. Далее, это предполагаемое существованiе объектовъ требуетъ также и арены, на которой оно могло бы совершаться; поэтому, мы представляемъ себе подобное внешнему пространству внутреннее пространство, въ которомъ отражаются событiя природы, и называемъ это внутреннее пространство нашимъ сознанiемъ. Конечно, чувствованiя, желанiя и волевыя побужденiя не предполагаютъ за собой такихъ же точно внешнихъ объектовъ, какiе имеютъ представленiя. Поэтому, по отношенiю къ нимъ, уже впередъ отказываются отъ попытки мыслить каждое отдельное явленiе, какъ самостоятельную вещь. Вместо этого, каждый классъ этихъ внутреннихъ состоянiй превращаютъ въ некотораго рода самостоятельную сущность, которая въ своихъ проявленiяхъ находится подъ влiянiемъ представленiй и, въ свою очередь, при случае влiяетъ на нихъ, Все эти абстракцiи, если мы, вместо того, чтобы заниматься
отвлеченiями, заимствованными отъ объектовъ внешняго
воспрiятiя, лучше сначала совершенно оставимъ безъ вниманiя
отношенiе нашихъ внутреннихъ воспрiятiй къ внешнимъ предметамъ.
Тогда представленiя превратятся изъ предметовъ въ
событiя, въ частныя явленiя никогда не прекращающагося внутренняго
процесса; чувства, желанiя и проявленiя воли явятся
составными частями этого процесса, которыхъ фактически невозможно
отделить отъ представленiй, и которыя настолько же,
насколько и последнiя, не представляютъ изъ себя самостоятельныхъ
сущностей или силъ, но являются действительными всегда
только въ качестве единичныхъ явленiй, которыя мы познаемъ
какъ отдельныя чувства, желанiя или побужденiя воли; и даже
самыя эти явленiя переходятъ безъ определенныхъ границъ одно
въ другое: такъ, мы называемъ какое-нибудь внутреннее движенiе
чувствованiемъ, если въ немъ отсутствуетъ совершенно моментъ
деятельности, который мы, по преимуществу, соединяемъ
съ понятiемъ воли; мы называемъ его желанiемъ, когда этотъ
моментъ деятельности хотя и заметенъ, но не действуетъ въ
качестве изменяющей силы непосредственно на ходъ внутренней
жизни; мы говоримъ о хотенiи, когда такое внутреннее состоянiе
уже соединяется съ воспрiятiемъ самодеятельности
и изменяющаго действiя, которое эта самодеятельность вызываетъ
или въ нашихъ внутреннихъ процессахъ, иди въ представленiяхъ,
относящихся къ внешнему мiру. Наконецъ, сознанiе
само превращается съ этой точки зренiя въ отвлеченiе (абстракцiю),
которое не имеетъ и тени самостоятельнаго существованiя.
Сознанiемъ мы называемъ собственно вотъ что: когда мы
совершенно отвлечемся отъ отдельныхъ (единственно только
и действительныхъ) явленiй нашего внутренняго познанiя, и только
потомъ размышляемъ, что мы воспринимаемъ въ себе и действiя,
и событiя, то такая абстракцiя и будетъ то, что мы называемъ
сознанiемъ. Следовательно, сознанiе выражаетъ только
тотъ фактъ, что мы ведемъ внутреннюю жизнь, но оно настолько же неотделимо отъ отдедьныхъ явленiй этой жизни, насколько
физическая жизнь не представляетъ изъ себя особой
силы, существующей вне всехъ вместе взятыхъ физiологическихъ
процессовъ. Понятiе о сознанiи, какъ объ особой сущности,
въ самомъ деле, можно вполне приравнять къ понятiю
жизненной силы старой физiологiи. Это не мешаетъ намъ, однако,
пользоваться впредь этимъ исправленнымъ понятiемъ, какъ
и физiологiя не могла бы легко обойтись безъ понятiя жизни. ![]() Выдающийся немецкий психолог, физиолог, философ, "отец научной психологии", создатель первой в мире психологической лаборатории. Изучал медицину в Тюбингене, затем в Гейдельбергском университете, где провел свое первое экспериментальное исследование. В 1858 г. стал ассистентом Германа Гельмгольца, преподавал физиологию, а к 1867 г. разработал курс "Физиологической психологии". В 1874 г. стал профессором Цюрихского университета. С 1875 г. профессор философии в Лейпциге, там же основал психологическую лабораторию, превращенную в 1879 г. в институт, где Вундт много и плодотворно работал до своей отставки в 1917 г. Создатель ряда первых экспериментально-психологических методов, в основу которых положено организованное самонаблюдение. Автор экспериментальных работ в области психологии сознания, внимания, восприятия, простейших чувств, а также теоретических исследований высших психических процессов. |