| Введение | 7
|
| 1. Частички материи и сознательные организмы | 9
|
| 2. Декада мозга | 14
|
| 3. Духовная свобода в скане мозга? | 20
|
| 4. Я как флешка | 27
|
| 5. Нейромания и дарвинит — на примере «Фарго» | 30
|
| 6. Дух — мозг — идеология | 32
|
| 7. Картография самоистолкования | 37
|
| Глава 1. О чем идет речь в философии духа? | 40
|
| 1. Дух во Вселенной? | 41
|
| 2. В духе Гегеля | 44
|
| 3. Историческое животное на сцене социального | 48
|
| 4. Почему не все, но все же кое-что происходит целенаправленно | 51
|
| Глава 2. Сознание | 58
|
| 1. Я вижу то, что ты не видишь! | 63
|
| 2. Вспышки частиц в кино сознания? | 67
|
| 3. Будда, змея и летучая мышь | 71
|
| 4. На волне нейрокантианства | 73
|
| 5. Нет ничего сверх собственного опыта. Или все же что-то есть? | 76
|
| 6. Вера, любовь, надежда — все только иллюзия? | 84
|
| 7. В каждом Эго кроется альтруист | 91
|
| 8. Собака Дэвидсона и кошка Деррида | 95
|
| 9. Две стороны вкуса и о чем вообще нельзя спорить | 100
|
| 10. Вопрос об интеллекте и роботе-пылесосе | 103
|
| 11. «Странные дни» в шуме сознания | 108
|
| 12. О чем не знает Мэри | 115
|
| 13. Открытие Вселенной в монастыре | 118
|
| 14. Ощущения не являются субтитрами к китайскому фильму | 122
|
| 15. Бог в птичьей перспективе | 129
|
| Глава 3. Самосознание | 132
|
| 1. Расширяющее воздействие истории духа на сознание | 137
|
| 2. Как монада в аналогии с мельницей | 144
|
| 3. Био не всегда лучше техно | 149
|
| 4. Как глупый Август пытался изгнать всемогущество | 154
|
| 5. Самосознание в круге | 161
|
| Глава 4. Кто или что, собственно, есть Я? | 168
|
| 1. Действительность иллюзий | 170
|
| 2. От пубертатного редукционизма к «теории туалета» | 173
|
| 3. Я есть Бог | 179
|
| 4. Почти забытый гроссмейстер философии Я | 185
|
| 5. Три опоры наукоучения | 188
|
| 6. В человеке природа раскрывает глаза | 196
|
| 7. «Дай папе делать»: Фрейд и Штромберг | 199
|
| 8. Как влечения сталкиваются с жесткими фактами | 206
|
| 9. Эдип и пакет молока | 211
|
| Глава 5. Свобода | 220
|
| 1. Могу ли я хотеть, чтобы я не хотел того, что я хочу? | 227
|
| 2. Я не есть «однорукий бандит» | 232
|
| 3. Почему причина и основание — не одно и то же, и при чем здесь томатный соус | 239
|
| 4. Доброжелательное бьет отвратительное, побеждая метафизический пессимизм | 247
|
| 5. Достоинство человека неприкосновенно | 255
|
| 6. На одном уровне с Богом или природой? | 260
|
| 7. P. S. Дикарей не существует | 266
|
| 8. Человек — не лицо, начертанное на прибрежном песке | 271
|
| Примечания | 276
|
| Список литературы | 284
|
| Именной указатель | 294
|
| Предметный указатель | 297
|
Габриэль Маркус (Gabriel Markus) Немецкий философ. Учился в университетах Бонна (1999–2002) и Гейдельберга, где получил степень доктора философии (2005) и прошел хабилитацию (2008). Преподавал в Гейдельбергском университете с 2006 по 2008 гг. С 2009 г. и по настоящее время — профессор в Боннском университете. В 2015 г. прочитал несколько лекций на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди книг М. Габриэля — «Введение в античный и современный скептицизм» (2008), «Трансцендентальная онтология. Эссе о немецком идеализме» (2011), «Почему мир не существует» (2013) и «Смысл мышления» (2018). В 2019 г. опубликовал совместно с Маттиасом Экхольдтом книгу «Вечная истина и Новый реализм. Беседы (почти) обо всем, что имеет место».