По словам знаменитого американского поэта Роберта Фроста, человек, «не обученный метафоре», никогда не будет чувствовать себя комфортно в окружающем его мире. Действительно, не владея метафорой, он не просто окажется не в состоянии говорить ярко и образно. Он лишится важной концептуальной опоры, позволяющей ему самостоятельно приходить к пониманию нового для него физического и психического опыта и доносить полученное знание до окружающих. Более того, он будет постоянно испытывать значительные трудности в понимании речи других людей, поскольку, по наблюдениям исследователей, среднестатистический человек произносит шесть метафор в минуту. Еще больший дискомфорт «необученность метафоре» может доставить профессиональному лингвисту. С одной стороны, отсутствие метафорической грамотности не позволит ему в должной мере прочувствовать красоту и затейливость языка, который он изучает, понять его внутреннюю логику и научиться творчески использовать имеющиеся у него языковые ресурсы. С другой стороны, она может послужить серьезным препятствием для полноценного участия в профессиональной научной деятельности. Метафора является одним из главных объектов исследований в современной лингвистике, неизменным предметом обсуждения на научных конференциях, центральной темой множества специализированных научных изданий, и интерес к ней постоянно растет. Еще в 1978 году американский литературный критик Уэйн Бут заявил, что, если количество студентов, изучающих метафору, будет расти теми же темпами, к 2039 году оно превзойдет общую численность населения планеты. В XXI веке, однако, произошел значимый качественный скачок: метафора как объект научного анализа перестала быть «собственностью» лингвистов. Активный и деятельный интерес к ней проявляют специалисты из других, в том числе, и далеко отстоящих от лингвистики, дисциплин: философии, социологии, культурологии, антропологии, медицины, нейронаук, компьютерных наук и даже экологии. Статус метафоры как объекта научного познания стал настолько высок и прочен, что в конце XX века ученые заговорили о необходимости вычленения в составе лингвистики особой дисциплины — метафорологии. В настоящее же время способность метафоры объединять вокруг себя представителей разных дисциплин, идеи которых дополняют и обогащают друг друга, выводит метафорологию на новый, трансдисциплинарный уровень. Метафорология становится живым воплощением одной из наиболее ярких и значимых тенденций в развитии современной науки — стремления к интеграции дисциплинарного знания, созданию междисциплинарного синтеза для получения более полного, холистического ви́дения изучаемого предмета. В этом контексте изучение метафорологии становится не только важной частью профессиональной лингвистической подготовки, но и ценным опытом приобщения к современной эпистемической культуре. В настоящем учебнике излагаются основы современной метафорологии. Рассматриваются наиболее значимые теории, концепции и гипотезы, составляющие базис современных метафорологических исследований. Цель учебника заключается в том, чтобы сориентировать студентов в проблемном поле метафорологии и показать им возможности проведения собственных метафорологических исследований. Источником иллюстративного материала к теоретическим положениям служат произведения современной британской и американской литературы, а также газетные статьи и интернет-блоги. Учебник состоит из 7 глав. Все главы имеют идентичную структуру. Каждая из них включает в себя следующие разделы: 1. Теоретическая часть, посвященная отдельному аспекту современной метафорологии. 2. Кейс-стади, в котором показана возможность использования рассмотренной теории для проведения исследования. 3. Практикум. Он состоит из (а) контрольных вопросов, отвечая на которые студенты могут проверить степень усвоения материала; (б) вопросов для обсуждения, которые позволят студентам творчески применить полученные знания, порассуждав на предложенные темы; (в) упражнений, выполнение которых позволит закрепить пройденный материал, выработать навыки анализа эмпирического материала, а также попрактиковаться в употреблении метафор, распространенных в современной англоязычной культуре. 4. Список рекомендуемой литературы, в котором представлены наиболее значимые и практически полезные работы, освещающие обсуждаемые в главе проблемы. В учебнике содержатся также задания на повторение и закрепление всего пройденного материала и рекомендации по подготовке теоретических и исследовательских проектов. Учебник предназначен для студентов старших курсов, обучающихся по специальностям 45.03.02 и 45.04.02 — лингвистика. Он может быть полезен и для студентов других специальностей, интересующихся метафорологической проблематикой. Материалы учебника прошли апробацию в рамках научно-исследовательского семинара «Введение в современную метафорологию», который является частью программы бакалавриата Школы иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор выражает благодарность преподавателю Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Анне Евгеньевне Пинчуковой за сотрудничество при разработке концепции учебника.
Нагорная Александра Викторовна Доктор филологических наук, профессор Школы иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор четырех монографий: «Дискурс невыразимого: Вербалика внутрителесных ощущений» (URSS), «Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований», «Грани и границы лингвокреативности: Языковые эксперименты Стивена Кинга» (URSS), «Онкодискурс: Формации, формы, форматы» (URSS). Автор более 120 научных статей и 35 учебных пособий.
Научные интересы: междисциплинарные исследования языка, дискурсология, метафорология, проблемы лингвокреативности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||