| Введение | 16
|
| Раздел 1 Наука о государственном управлении | 23
|
| Глава 1. Теория государственного управления | 25
|
| 1.1. Предмет теории государственного управления | 25
|
| 1.1.1. Государственное управление как область знаний | 25
|
| 1.1.2. Основные подходы к изучению государственного управления | 29
|
| 1.2. Теоретические модели государственного управления | 33
|
| 1.2.1. Бюрократическая модель | 34
|
| 1.2.2. Модель нового государственного управления | 36
|
| 1.2.3. Сетевая модель государственного управления | 37
|
| 1.2.4. Современные дискуссии о моделях государственного управления | 39
|
| Вопросы для повторения | 44
|
| Рекомендуемая литература | 44
|
| Глава 2. Развитие науки о государственном управлении | 45
|
| 2.1. Эволюция науки о государственном управлении за рубежом | 45
|
| 2.2. Развитие науки о государственном управлении в России до 1917 года | 53
|
| 2.2.1. Древняя Русь и раннее Средневековье (IX–XIV вв.). Княжеско-символическая (поведенческая) модель управления | 55
|
| 2.2.2. Московское государство (XV–XVII вв.). Становление и эволюция двух теоретических моделей управления: «царской» (тиранической) и «сословной» (представительской) | 57
|
| 2.2.3. Российская империя XVIII в. Абсолютистская модель управления | 60
|
| 2.2.4. Российская империя XIX в.: поливариантный характер управленческой мысли | 63
|
| 2.2.5. Российская империя конца XIX – начала XX в.: борьба подходов и направлений | 68
|
| 2.3. Наука государственного управления в СССР | 71
|
| 2.4. Формирование современной российской школы государственного управления | 82
|
| Вопросы для повторения | 85
|
| Рекомендуемая литература | 86
|
| Раздел 2 Генезис и эволюция государственного управления в процессе социально-экономического развития | 87
|
| Глава 3. Становление государственного управления | 89
|
| 3.1. Развитие языка, мышления и письменности как предпосылки становления институтов государственного управления | 89
|
| 3.2. Влияние развития языка и мышления на изменения социальных отношений в государственном управлении | 95
|
| 3.3. Воспроизводственные контуры социально-государственного устройства | 100
|
| Вопросы для повторения | 109
|
| Рекомендуемая литература | 109
|
| Глава 4. Эволюция системы государственного управления в процессе смены технологических и мирохозяйственных укладов | 110
|
| 4.1. Появление новых факторов государственного управления после десакрализации власти | 110
|
| 4.2. Закономерность периодической смены технологических укладов и ее влияние на государственное управление | 112
|
| 4.3. Закономерность периодической смены мирохозяйственных укладов и ее влияние на изменение государственного управления | 126
|
| Вопросы для повторения | 139
|
| Рекомендуемая литература | 140
|
| Глава 5. Современный период смены технологических мирохозяйственных укладов и новые вызовы государственному управлению | 141
|
| 5.1. Государственное управление становлением нового технологического уклада | 141
|
| 5.2. Изменения системы государственного управления в связи с переходом к новому МХУ | 144
|
| 5.3. Вызовы государственному управлению в связи с переходом к новым технологическому и мирохозяйственному укладам | 153
|
| Вопросы для повторения | 162
|
| Рекомендуемая литература | 163
|
| Глава 6. «Экономика знаний» как объект госуправления | 164
|
| 6.1. Знания как главный фактор экономического развития | 164
|
| 6.2. Особенности государственной образовательной политики в России | 166
|
| 6.3. Интеграция производства, науки, образования и инновации | 169
|
| 6.4. Управление интеллектуальной собственностью: институты патентования | 171
|
| Вопросы для повторения | 175
|
| Рекомендуемая литература | 176
|
| Раздел 3 Государственное управления как система | 177
|
| Глава 7. Институциональный дизайн системы государственного управления | 179
|
| 7.1. Институты и институциональная среда государственного управления | 179
|
| 7.2. Механизмы системы институтов власти и управления | 185
|
| 7.3. Институты как инструменты государственной политики развития | 193
|
| 7.3.1. Стабильность — изменения | 196
|
| 7.3.2. Гибкость — подотчетность | 197
|
| 7.3.3. Централизация — автономия | 199
|
| Вопросы для повторения | 200
|
| Рекомендуемая литература | 200
|
| Глава 8. Правовые основы государственного управления | 201
|
| 8.1. Основные понятия правового регулирования отношений в сфере государственного управления | 201
|
| 8.2. Уровни правового регулирования государственного управления | 208
|
| 8.3. Инструменты совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственного управления | 213
|
| 8.3.1. Антикоррупционная экспертиза | 216
|
| 8.3.2. Правовая экспертиза правовых актов | 218
|
| 8.3.3. Оценка регулирующего воздействия | 220
|
| 8.3.4. Оценка фактического воздействия | 222
|
| 8.3.5. Мониторинг правоприменения | 222
|
| Вопросы для повторения | 224
|
| Рекомендуемая литература | 224
|
| Глава 9. Институт государственной гражданской службы | 225
|
| 9.1. Место и роль института государственной гражданской службы в системе государственного управления | 225
|
| 9.1.1. Государственная гражданская служба как институт | 225
|
| 9.1.2. Функции государственной гражданской службы | 232
|
| 9.2. Государственная гражданская служба Российской Федерации | 234
|
| 9.2.1. Особенности становления российской государственной службы | 234
|
| 9.2.2. Институциональное пространство российской государственной гражданской службы | 237
|
| 9.3. Кадровая политика на современной государственной гражданской службе | 242
|
| 9.3.1. Основные черты кадровой политики на современной государственной службе Российской Федерации | 242
|
| 9.3.2. Кадровый резерв на государственной службе | 244
|
| 9.3.3. Профессиональное обучение и мотивация государственных служащих | 246
|
| 9.3.4. Оплата труда и нематериальная мотивация государственных гражданских служащих | 248
|
| 9.3.5. Тенденции развития кадровой политики на российской государственной службе | 250
|
| Вопросы для повторения | 251
|
| Рекомендуемая литература | 252
|
| Глава 10. Менеджмент публичных ценностей в системе государственного управления | 253
|
| 10.1. Менеджмент публичных ценностей как функция государственного управления | 253
|
| 10.1.1. Условия возникновения менеджмента публичных ценностей | 253
|
| 10.1.2. Публичные ценности в системе принятия государственных решений | 256
|
| 10.1.3. Особенности измерения публичной ценности государственных решений | 262
|
| 10.2. Механизмы и технологии формирования публичной ценности государственных решений | 266
|
| 10.2.1. Особенности технологий менеджмента публичных ценностей | 266
|
| 10.2.2. Технологии ценностной легитимации государственных решений | 270
|
| Вопросы для повторения | 276
|
| Рекомендуемая литература | 277
|
| Глава 11. Латентные отношения в государственном управлении | 278
|
| 11.1. Латентные институты в государственном управлении | 278
|
| 11.2. Оппортунизм бюрократии и коррупция | 285
|
| 11.3. Латентные отношения в системе государственного управления Российской Федерации | 290
|
| Вопросы для повторения | 298
|
| Рекомендуемая литература | 298
|
| Глава 12. Обеспечение национальной безопасности | 299
|
| 12.1. Обеспечение национальной безопасности как функция государственного управления | 299
|
| 12.2. Состояние национальной безопасности России | 302
|
| 12.3. Идеологическое обеспечение национальной безопасности | 312
|
| Вопросы для дополнительного изучения и самоконтроля | 319
|
| Рекомендуемая литература | 319
|
| Раздел 4 Государственное управление социально-экономическим развитием | 321
|
| Глава 13. Государственная стратегия опережающего развития экономики | 323
|
| 13.1. Методологические основы управления социально-экономическим развитием | 324
|
| 13.2. Обеспечение НТП в системе государственного управления | 330
|
| 13.3. Формирование государством стратегии опережающего развития | 339
|
| 13.4. Совершенствование системы госуправления для реализации Стратегии опережающего развития | 343
|
| Вопросы для повторения | 345
|
| Рекомендуемая литература | 345
|
| Глава 14. Макроэкономическое государственное регулирование | 347
|
| 14.1. Особенности макроэкономического регулирования в условиях смены ТУ | 347
|
| 14.2. Государственное управление денежно-кредитной политикой | 349
|
| 14.3. Управление налогово-бюджетными инструментами | 355
|
| Вопросы для повторения | 365
|
| Рекомендуемая литература | 365
|
| Глава 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности | 366
|
| 15.1. Торговая политика в современных условиях | 366
|
| 15.2. Участие России в Евразийском экономическом союзе | 372
|
| 15.3. Валютное регулирование и валютные ограничения | 373
|
| Вопросы для повторения | 375
|
| Рекомендуемая литература | 376
|
| Глава 16. Государственное регулирование природопользования и экологическая политика | 377
|
| 16.1. Государственное управление природно-ресурсным потенциалом | 377
|
| 16.1.1. Основные виды платежей за природные ресурсы | 378
|
| 16.1.2. Экосистемные услуги | 382
|
| 16.2. Экологическая политика | 384
|
| 16.2.1. Экологические нормативы и требования | 385
|
| 16.3. Устойчивое развитие | 391
|
| Вопросы для повторения | 394
|
| Рекомендуемая литература | 395
|
| Глава 17. Государственная демографическая политика | 396
|
| 17.1. Понятие демографической политики | 396
|
| 17.2. Государственная демографическая политика современной России | 400
|
| Вопросы для повторения | 410
|
| Рекомендуемая литература | 410
|
| Глава 18. Промышленная и научно-техническая политика | 411
|
| 18.1. Содержание и виды промышленной политики | 411
|
| 18.2. Научно-техническая политика | 420
|
| 18.3. Конкурентоспособность, конкурентные стратегии и промышленная политика | 428
|
| Вопросы для повторения | 434
|
| Рекомендуемая литература | 434
|
| Глава 19. Стратегическое планирование | 435
|
| 19.1. Государственное планирование в современном мире | 435
|
| 19.2. Роль стратегического планирования в государственном управлении | 437
|
| 19.3. Стратегическое планирование социально-экономического развития в России | 439
|
| 19.3.1. Современное российское стратегическое планирование как система | 439
|
| 19.3.2. Характеристика развертывания на практике формально предписанной системы стратегического планирования | 446
|
| 19.4. Условия результативности стратегического планирования в государственном управлении | 452
|
| 19.4.1. Механизмы привлечения хозяйствующих субъектов к исполнению документов стратегического планирования | 456
|
| Вопросы для повторения | 460
|
| Рекомендуемая литература | 460
|
| Глава 20. Программный подход к государственному управлению социально-экономическим развитием | 461
|
| 20.1. Отечественный опыт применения программного подхода | 461
|
| 20.2. Управление государственными программами | 472
|
| 20.2.1. Современные проблемы формирования и осуществления государственных программ | 475
|
| 20.3. Оценка государственных программ | 479
|
| Вопросы для повторения | 487
|
| Рекомендуемая литература | 487
|
| Раздел 5 Оценка результативности и функциональные интересы в государственном управлении | 489
|
| Глава 21. Оценка и механизмы подотчетности органов государственного управления | 491
|
| 21.1. Оценка результатов деятельности органов государственного управления | 491
|
| 21.2. Механизмы подотчетности | 498
|
| 21.3. Подотчетность как критерий регуляторной политики | 507
|
| Вопросы для повторения | 515
|
| Рекомендуемая литература | 516
|
| Глава 22. Система функционального представительства интересов в государственном управлении | 517
|
| 22.1. Интересы в государственном управлении | 517
|
| 22.1.1. Социальные интересы и государственное управление | 517
|
| 22.1.2. Группы интересов | 519
|
| 22.1.3. Функции групп интересов | 520
|
| 22.2. Лоббизм: формальные и латентные формы влияния | 523
|
| 22.3. Корпоративизм | 527
|
| 22.3.1. Особенности корпоративной системы представительства интересов | 527
|
| 22.3.2. Механизмы корпоративизма | 529
|
| 22.4. Сетевой тип функционального представительства интересов | 531
|
| 22.4.1. Отличительные черты сетевого типа функционального представительства интересов | 531
|
| 22.4.2. Механизмы сетевых структур | 532
|
| 22.5. Место GR в представительстве интересов бизнеса | 536
|
| 22.5.1. Функции отделов по связям с органами государственной власти | 536
|
| Вопросы для повторения | 538
|
| Рекомендуемая литература | 539
|
| Глава 23. Дисфункции государственного управления | 540
|
| 23.1. Представление о дисфункции управления. Теория дисфункций | 540
|
| 23.2. Измерение дисфункций | 554
|
| 23.3. Снижение дисфункций государственного управления: институциональное планирование и коррекции | 558
|
| Вопросы для повторения | 566
|
| Рекомендуемая литература | 566
|
| Вместо заключения. Перспективные направления развития государственного управления | 568
|
| 1. Формирование «цифрового государства» | 569
|
| 2. Использование искусственного интеллекта в государственном управлении | 573
|
| 3. Использование технологий дополненной реальности | 578
|
| 4. Риск-ориентированный подход в системе государственного управления | 580
|
| 5. Регулирование сдвигов в технологической структуре занятости | 586
|
| 6. Негосударственные структуры в государственном управлении | 589
|
| 7. Неэкономическое общество и непринудительные механизмы государственного управления | 592
|
| Вопросы для самоконтроля | 596
|
| Рекомендуемая литература | 597
|