URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Семенов Ю.И. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 1 Обложка Семенов Ю.И. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 1
Id: 330219
1199

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ее основные понятия и место в системе человеческого знания.
Введение в науку философии. В 7 книгах. Книга 1. Кн.1. Изд. 3, сущ. перераб. и д

2025. 232 с.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

На основе марксистской методологии и огромного фактического материала известный российский ученый Ю. И. Семенов предлагает собственную цельную и логически стройную интерпретацию философии как универсальной системы человеческого знания, взятого в единстве абстрактного мышления и эмпирического опыта. Совокупность частей этого фундаментального труда составляет по сути подлинную энциклопедию гуманитарной и естественно-научной мысли, отличительные... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Глава 1. Философия — наука об истине, теория познания и всеобщий метод, всеобщая методология познания6
1. Познание житейское (обыденное) и познание научное6
2. Истина как эксплицитная цель научного познания7
3. Философия — наука об истине, теория и всеобщий метод познания10
4. Философия как наука о мышлении, или логика19
5. Философия и естествоиспытатели24
6. Классическое определение истины26
Глава 2. Основной вопрос философии30
1. Проблема определения понятий «мир» и «сознание»30
2. Основной вопрос философии: существует ли он?33
3. Философия как самый общий взгляд на мир (природу и общество). Натурфилософия, онтология и социальная философия (философия истории)44
4. Главные ответы на основной вопрос философии: материалистический и идеалистический50
Глава 3. Главные направления в философии58
1. Материализм: его онтология и гносеология58
2. Два основных вида материализма: натурматериализм и панматериализм (марксистский материализм, диалектический материализм)64
3. Идеализм: общая характеристика72
4. Субъективный идеализм72
5. Объективный, или абсолютный, идеализм79
6. Социоконструктивный идеализм84
7. Философский монизм. Понятия субстанции и акциденции88
Глава 4. Дополнительные направления в философии90
1. Философский дуализм и плюрализм90
2. Агностицизм, или феноменализм91
3. Поздние разновидности агностицизма, включая самые последние — современные94
4. Терциаризм98
Глава 5. Философия и религия102
1. Различие между идеализмом и религией102
2. Концепция двойственной (двойной) истины107
3. Деизм, пантеизм, панпсихизм и гилозоизм109
4. Религия, теология (богословие) и религиозная философия112
Глава 6. Специфика философского знания. Философия — наука, эрзацфилософия и лжефилософия131
1. Особенности философского знания131
2. Философия как множество философских систем. Их подразделение на научные и ненаучные135
3. Наука и лженаука139
4. Лжефилософия, философствование и эрзацфилософия142
5. Философия как наука и философия как идеология147
6. Самоубийство буржуазной философии второй половины XIX в. – начала XXI в. 150
Глава 7. И всё же будущее за материализмом167
1. Вводные замечания167
2. Выдающиеся естествоиспытатели XX в. в борьбе за материализм и против эрзацфилософии169
3. Будущее — за диалектическим материализмом182
Глава 8. Еще раз о предмете философии, а также о том, сколько же всё-таки существует философий186
Глава 9. Проблема изложения философии как исследования, как науки194
1. Проблема выбора философской системы194
2. Недостроенность марксистской философии199
3. Проблема достройки и перестройки марксистской философии211
Именной указатель227

Отрывок из первой главы
top

1. Познание житейское (обыденное)и познание научное

1. Познание житейское (обыденное) и научное

К философии относятся по-разному. Одни безмерно ее восхваляют, объявляя, в полном соответствии с ее названием (производным от двух греческих слов: φιλία — «любовь» и σοφία — «мудрость»), высшим достижением и проявлением человеческого ума. Другая крайность — взгляд на философию как искусство переливания из пустого в порожнее. Невозможно объективно оценить философию, не ответив на вопрос о том, дает ли она такое знание, которое человек не может получить никакими другими путями. Обычно он ставится в форме вопроса, является ли философия наукой. Одни дают на него утвердительный ответ, другие — отрицательный.

Ответ на этот вопрос невозможен без выяснения, хотя бы в самых общих чертах, сущности науки.

Наука, безусловно, есть знание. Но знание знанию рознь. Есть знание о том, чего в реальности не существует. Таким было, например, знание русских крестьян о домовых, леших, водяных и т. п., и т. д. Это знание пустое, зряшное, иллюзорное. Другое дело — знание о реально существующем, здравое знание. Но и здравое знание может быть разным.

Люди всегда познавали мир. Без этого они не смогли бы обеспечить свое существование. Но долгое время их познание было неотделимо от их деятельности по преобразованию мира, по созданию необходимых для обеспечения их существования материальных благ. Оно было не просто теснейшим образом связано с их практикой, но буквально вплетено в нее. Такое знание принято именовать практическим, обыденным или житейским. Житейское познание было не самостоятельным видом человеческой деятельности, а лишь моментом (хотя и важным) его практической деятельности.

До поры до времени обыденного познания хватало для успеха практической деятельности людей. Но мир — сложное целое. Он есть единство явлений и сущности. Самое простое определение сущности — законы, управляющие развитием явлений. Только знание этих законов может обеспечить человеку действительное господство над миром. Но сущность в полном ее объеме недоступна житейскому познанию. Нужен был новый вид здравого познания, качественно отличный от обыденного. Нужны были новые формы отражения мира. Сущность может быть отражена только в теории.

Новое, научное познание неизбежно должно было быть теоретическим, а тем самым и целенаправленным, систематическим, иначе говоря, — исследованием. Поэтому оно с необходимостью отделилось от практической деятельности людей и обрело самостоятельность. Оно должно было стать вполне самостоятельной сферой человеческой деятельности. Появились люди, которые занимались исключительно познанием — ученые, исследователи. Мир многообразен. Соответственно, наука состоит из множества дисциплин, каждая из которых имеет свой собственный предмет исследования: ту или иную область или сторону мира. Их принято называть конкретными науками.


Об авторе
top
photoСеменов Юрий Иванович
Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.

Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.

Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.