Оглавление | 5
|
Глава I. Введение | 9
|
Глава II. Историко-правовые и политические предпосылки развития института внесудебной защиты | 19
|
• Реализация механизмов внесудебной защиты: зарубежные модели и их эффективность | 19
|
• Рассмотрение жалоб и заявлений в досоветское время | 35
|
• Особенности рассмотрения жалоб и заявлений в советское время | 37
|
• Эволюция судебной и внесудебной подведомственности по разрешению жалоб и заявлений после принятия Конституции СССР 1977 года | 42
|
• Эволюция института внесудебной защиты с момента принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году | 51
|
• Развитие внесудебных принципов рассмотрения обращений в связи с принятием Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ | 55
|
• Выводы | 72
|
Глава III. Теоретико-правовые основы внесудебной защиты прав и законных интересов граждан | 75
|
1. Правовые элементы института внесудебной защиты, особенности их идентификации и правоприменения | 79
|
• Право на внесудебную защиту: соотношение и взаимосвязь с правом на обращение | 79
|
• Юридическая обязанность, корреспондирующая праву на внесудебную защиту. Вариативность в зависимости от административного уровня заявителя | 83
|
• Предмет внесудебной защиты прав и законных интересов | 87
|
• Субъектный состав института внесудебной защиты | 94
|
2. Внесудебный процесс как эталонная модель внесудебной защиты | 106
|
• Правовые отличия внесудебного процесса от традиционного подхода к рассмотрению жалоб и заявлений | 106
|
• Правовые основы внесудебного процесса | 113
|
• Дифференциация юридических процедур внесудебного рассмотрения обращений на материальные и процессуальные | 116
|
• Элементы внесудебного процесса | 127
|
• Организационная структура внесудебного процесса | 138
|
• Поручение и доклад как уникальные элементы юридической процедуры внесудебной защиты | 144
|
3. Правовые институты внесудебной защиты | 152
|
• Институт внесудебной подведомственности | 153
|
• Институт внесудебных инстанций: идентификация и функционирование | 158
|
• Принцип правовой определенности и исковая давность во внесудебной защите | 183
|
• Институт внесудебного процессуального контроля | 185
|
• Институт внешнего контроля как ключевой инструмент внесудебного реагирования | 189
|
• Принцип единства системы внесудебной защиты | 194
|
4. Выводы | 197
|
Глава IV. Внесудебная защита в деятельности органов публичной власти и негосударственных институтов | 200
|
1. Президентский институт внесудебной защиты | 201
|
• Деятельность Президента Российской Федерации по внесудебной защите прав и законных интересов граждан | 201
|
• Участие Администрации Президента Российской Федерации в рассмотрении внесудебных обращений | 220
|
• Адаптация методов президентского контроля для совершенствования механизмов внесудебной защиты | 225
|
• Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций — президентский институт внесудебной защиты | 231
|
• Эффективность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах при рассмотрении жалоб и заявлений | 244
|
• Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека | 249
|
• Выводы | 251
|
2. Реализация механизмов внесудебной защиты в органах исполнительной власти | 254
|
• Деятельность Правительства Российской Федерации и его аппарата по рассмотрению внесудебных обращений граждан | 255
|
• Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с территориальными органами при реализации внесудебной защиты | 287
|
• Реализация внесудебной защиты во взаимодействии федеральных и региональных органов исполнительной власти | 311
|
• Полномочия федеральных и региональных органов власти по рассмотрению внесудебных жалоб и заявлений на действия и решения органов местного самоуправления | 328
|
3. Участие органов законодательной (представительной) власти в рассмотрении внесудебных жалоб | 341
|
• Роль парламента Российской Федерации во внесудебной защите | 342
|
• Участие законодательных органов субъекта Российской Федерации во внесудебной защите | 351
|
• Выводы | 353
|
4. Правозащитная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации | 355
|
5. Институты уполномоченных по правам человека | 374
|
• Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации | 374
|
• Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации | 377
|
• Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей | 388
|
• Уполномоченные по правам ребёнка | 389
|
• Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг | 393
|
• Выводы | 396
|
6. Взаимодействие институтов гражданского общества, органов общественного контроля и публичной власти в рамках внесудебной защиты прав и законных интересов | 397
|
• Правозащитная роль Общественной палаты Российской Федерации | 397
|
• Общественные палаты в субъектах Российской Федерации | 401
|
• Общественные наблюдательные комиссии | 402
|
• Общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти | 403
|
• О роли негосударственных организаций во внесудебной защите прав и законных интересов | 404
|
7. Внесудебная защита в деятельности органов судопроизводства | 407
|
• Правоприменительное толкование терминов "вмешательство" и "давление" при рассмотрении судами непроцессуальных обращений | 409
|
• Внесудебное обжалование промежуточных решений суда в гражданском процессе | 417
|
• Внесудебное обжалование промежуточных решений суда в уголовном процессе | 424
|
• Выводы | 429
|
8. Эффективность внесудебной защиты при оспаривании действий и решений коммерческих организаций | 430
|
• Внесудебная защита прав и законных интересов при нарушениях со стороны коммерческих организаций | 431
|
• Внесудебная защита в рамках вертикально-интегрированной холдинговой структуры | 434
|
• Выводы | 436
|
9. Выводы | 438
|
Глава V. Заключение | 445
|
1. Идеологические аспекты внесудебной защиты: инструмент общественного консенсуса и фактор политической стабильности | 445
|
2. Внесудебная защита прав как инструмент укрепления взаимного доверия между обществом и государством | 446
|
3. Научные результаты | 450
|
4. Рекомендации | 460
|
• Ориентиры развития судебной подведомственности в контексте развития института внесудебной защиты прав и законных интересов | 460
|
• Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере деятельности института внесудебной защиты прав и законных интересов | 461
|
• Дорожная карта проведения административной реформы в сфере внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений | 465
|
• Дополнительные вопросы для рассмотрения | 469
|