Содержание | 3
|
Цели и задачи курса | 4
|
Введение | 6
|
Часть I. Древнегреческая литература | 7
|
1. Характерные черты и особенности | 9
|
2. Периодизация | 9
|
3. Архаический период | 10
|
3.1. Гомер | 10
|
3.1.1. «Илиада» | 13
|
3.1.2. «Одиссея» | 16
|
3.1.3. Послегомеровская эпическая традиция | 18
|
3.1.4. Гомеровский вопрос | 18
|
3.2. Гесиод | 20
|
4. Ранняя классика | 25
|
4.1. Лирика | 25
|
4.1.1. Элегия (Каллин, Солон, Мимнерм) | 25
|
4.1.2. Ямб (Архилох, Гиппонакт) | 26
|
4.1.3. Сольная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт) | 27
|
4.1.4. Хоровая лирика (Пиндар) | 30
|
5. Высокая классика | 32
|
5.1. Драма | 32
|
5.2. Происхождение жанра | 32
|
5.3. Устройство театра и организация представлений | 33
|
5.4. Поэтика трагедии | 34
|
5.5. Структурно-композиционные особенности | 34
|
5.6. Эсхил | 36
|
5.7. Софокл | 43
|
5.8. Еврипид | 47
|
5.9. Комедия | 51
|
5.9.1. Древняя аттическая комедия. Аристофан | 51
|
5.9.2. Новая аттическая комедия. Менандр | 54
|
5.10. Проза | 56
|
5.10.1. Историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт) | 56
|
5.10.2. Ораторская проза (Горгий, Исократ, Демосфен, Лисий) | 58
|
5.10.3. Философская проза (Платон, Аристотель) | 60
|
6. Литература эпохи эллинизма | 63
|
6.1. Алексадрийская школа | 64
|
6.1.1. Каллимах | 65
|
6.1.2. Феокрит | 66
|
6.1.3. Аполлоний Родосский | 67
|
6.2. Научный эпос эллинизма. Драма. Эпиграмма | 68
|
7. Литература греко-римского периода | 70
|
7.1. Плутарх | 70
|
7.2. Вторая софистика | 71
|
7.2.1. Лукиан | 71
|
7.2.2. Греческий роман | 73
|
Часть II. Литература Древнего Рима | 75
|
8. Периодизация римской литературы | 77
|
9. Ранняя римская литература | 78
|
9.1. Римская эпическая традиция | 78
|
9.2. Театр эпохи республики | 79
|
9.1.1. Плавт | 81
|
9.1.2. Теренций | 84
|
10. Литература эпохи гражданских войн | 87
|
10.1. Поэзия | 87
|
10.1.1. Лукреций | 87
|
10.1.2. Неотерики. Катулл | 90
|
10.2. Проза | 94
|
10.2.1. Цезарь | 94
|
10.2.2. Саллюстий | 96
|
10.2.3. Цицерон | 97
|
11. Литература эпохи Августа | 100
|
11.1. Вергилий | 100
|
11.2. Гораций | 105
|
11.3. Овидий | 109
|
11.4. Тит Ливии | 113
|
12. Литература периода империи | 115
|
12.1. «Новый стиль» | 115
|
12.2. Сенека | 115
|
12.3. Лукан | 117
|
12.4. Тацит | 119
|
12.5. Марциал | 120
|
12.6. Ювенал | 122
|
12.7. Петроний | 124
|
13. Поздняя римская литература | 127
|
13.1. Апулей | 127
|
14. Литература последних веков империи | 130
|
15. Заключение | 131
|
Хронологическая таблица | 134
|
Краткий словарь | 137
|
Крылатые изречения | 143
|
Задания для самостоятельной работы | 147
|
Вопросы к экзамену | 150
|
Список рекомендованной литературы | 153
|
Забудская Яна Леонидовна Доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент филологического факультета Совместного университета МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, КНР). В 2001 году под руководством выдающегося филолога-классика, профессора Азы Алибековны Тахо-Годи защитила кандидатскую диссертацию «Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии». Читает лекционные курсы по истории античной литературы и рецепции античного наследия, ведет занятия по древнегреческому и латинскому языкам. Область научных интересов: история античной драмы, теория художественного перевода, рецепция Античности в русской и зарубежной культуре. Автор более 80 статей и книг, среди которых: «Древнегреческая литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Римская литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Древнегреческий язык в таблицах и схемах: Учебно-методические материалы» (в соавторстве с О. В. Осиповой), «Латинский язык для юристов в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие», «Учебник древнегреческого языка: Начальный курс для студентов филологических и других гуманитарных специальностей» (URSS).