![]() Крупный филолог, востоковед. Родился в Германии, в г. Дессау, в семье поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Изучал санскрит, арабский и персидский языки в Лейпцигском университете, затем специализировался в санскрите под руководством Франца Боппа. В 1846 г. М. Мюллер переезжает в Англию, где становится членом нескольких научных обществ, а с 1854 г. — профессором сравнительной филологии в Оксфорде. Глубокое изучение древнеиндийских текстов приводит М. Мюллера к исследованию восточных религий, и в 1868–1875 гг. он становится профессором сравнительной теологии Колледжа всех душ (Олл-Соулз колледжа). Мюллер считал, что исследование языков должно быть связано с исследованием культуры и религиозных воззрений народов. Будучи в ряду ведущих санскритологов своего времени, Мюллер участвовал в фундаментальном издании «Ригведы» («Книги гимнов») — одного из древнейших памятников ведической литературы. Опубликовал «Лекции по науке о языке» (1861–1864), из которых в русском переводе вышла их первая серия, представленная в одноименной книге.
![]() Известный немецкий востоковед и исследователь Библии. Окончил теологический факультет Гёттингенского университета, где под руководством Г. Эвальда изучал Ветхий Завет и восточные языки. В 1872 г. получил должность профессора Грайфсвальдского университета. Когда в 1878 г. вышла в свет его книга «Введение в историю Израиля», он был лишен профессорской кафедры богословия и стал преподавателем древневосточных языков.
С 1882 по 1885 гг. Ю. Велльгаузен преподавал на философском факультете университета в г. Галле, а затем работал в Марбургском университете. С 1892 г. до конца своей жизни занимал должность профессора Гёттингенского университета. ![]() Крупный немецкий историк-востоковед, один из основателей ассириологической школы в Германии. Родился в Эрлангене, в семье известного протестантского богослова Франца Делича. С 1870 г. учился в Лейпцигском университете, где изучал индоевропейские и семитские языки. Специализировался в изучении аккадских (вавилонского и ассирийского) языков. С 1877 г. — преподаватель семитских языков и ассириологии в Лейпцигском университете. С 1893 г. работал в университете Бреслау, а в 1899 г. получил должность профессора востоковедения в Берлинском университете. В 1902 и 1905 гг. принимал участие в археологических раскопках в Месопотамии. Вышел в отставку в 1920 г.
Фридрих Делич одним из первых начал изучать касситские и каппадокийские (староассирийские) клинописные документы. Также он занимался аккадским, шумерским и хеттским языками, составлял словари и грамматики. В 1900-х гг. он выступил с лекциями на тему «Библия и Вавилон», в которых утверждал, что Ветхий Завет был заимствован из Вавилона. Вышедшие отдельной книгой лекции привели к острой полемике, в которой принял участие император Вильгельм II, поначалу соглашавшийся с концепциями Делича, но затем отмежевавшийся от них. И хотя в итоге богословы пришли к выводу, что влияние Вавилона не было столь абсолютным и не создало основ библейской религии, книга Делича получила огромную популярность и была многократно переиздана на разных языках, в том числе и на русском (5-е изд. — 1912 г.). ![]() Выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Родился в Дерби (графство Дербишир), в семье учителя. Отказавшись от предложения получить образование в Кембридже, Г. Спенсер был помощником учителя, работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848–1853). Позже он получил небольшое наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
Герберт Спенсер — автор многих известных работ в области различных разделов философии — теории познания, методологии науки, этики, эстетики и др., а также психологии и этнографии. Его философские идеи получили большую популярность, оказав значительное влияние на более поздние течения, в том числе эмпириокритицизм и неопозитивизм. Большую научную ценность представляют также его исследования по социологии, где он является основоположником так называемой органической школы, представители которой сравнивали общество с живым организмом. ![]() Известный английский историк, этнограф, писатель и переводчик. Родился в городе Селкирке (Шотландия). Начальное и среднее образование получил в гимназиях родного города и Эдинбурга. Затем поступил в университет св. Андрея в Глазго, а с 1864 г. продолжил изучение языков в Оксфордском университете. В 1875 г. получил степень магистра гуманитарных наук и переехал из Оксфорда в Лондон. Последующие годы своей жизни посвятил литературной и научной работе: был поэтом, переводчиком, литературным критиком, изучал мифологию и религию. Профессор университета св. Андрея, председатель Лондонского общества фольклористов.
В своих работах Э. Ланг критиковал господствующую в его время анимистическую теорию происхождения религии, выдвинутую выдающимся английским этнографом Э. Б. Тайлором. Он считал, что идея Бога не может быть логически выведена из первобытных представлений о душах, духах и призраках. Главным источником религии, по его мнению, является вера в "могущественное Высшее Бытие, Творца всех вещей, Отца морали и Судию людей". С другой стороны, рассматривая природу анимистических верований, входящих составной частью во все религии, Э. Ланг выдвинул предположение, что их источником являются "сверхнормальные" переживания людей, не учитываемые рационалистической эволюционистской антропологией. Поэтому он призывал исследователей мифологии и религии более внимательно отнестись к таким явлениям, как ясновидение, гипнотизм, телепатия, галлюцинирование и т. п. Он также занимался собиранием народных волшебных сказок, перевел на английский язык произведения Гомера ("Илиада", "Одиссея", гомеровские гимны). В числе его трудов: "Обычай и миф" (1884), "Миф, ритуал и религия" (1887), "Современная мифология" (1897), "Становление религии" (1898), "Магия и религия" (1901), "Загадка тотемизма" (1905), "Истоки религии" (1908). Фрэзер Джеймс Джордж
Британский антрополог, культуролог, религиовед, фольклорист. Член Британской академии и Лондонского королевского общества. В 1914 г. был посвящён в рыцари. Член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, профессор социальной антропологии Ливерпульского университета.
Исследования Фрэзера стоят у истоков сравнительного религиоведения. Он является автором таких работ, как «Тотемизм», «Фольклор в Ветхом Завете», «Человек, Бог и бессмертие». Однако самым большим и известным его трудом стала работа «Золотая ветвь», в которой автор попытался дать наиболее полную картину представлений и верований всех эпох. ![]() Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Родился в Нью-Йорке, в семье литератора и религиозного мыслителя. Учился в Гарвардском медицинском колледже. В 1869 г. получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 г. — ассистент (преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете), с 1885 г. — профессор философии, а в 1889–1907 гг. — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Г. Мюнстербергом).
В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые «Принципы психологии», в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта» (рус. пер. 1910; неоднократно переизд. в URSS), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги «Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909), «Очерки радикального эмпиризма» (1912, посмертно). |