Предисловие ко второму русскому изданию | 3
|
Предисловие к пятому английскому изданию | 3
|
Извлечение из предисловия к первому изданию | 4
|
Извлечение из предисловия к третьему изданию | 5
|
Предисловие к четвертому изданию | 6
|
Лекция первая | 7
|
§ 1. Характер звукового движения. Наглядные изображения его | 7
|
§ 2. Опыты в безвоздушном пространстве, в водороде и на горах | 10
|
§ 3. Сила звука. Закон обратных квадратов | 13
|
§ 4. Ограничение звуковых волн трубками | 14
|
§ 5. Отражение звука. Сходство со светом | 15
|
§ 6. Преломление звука | 19
|
§ 7. Диффракция звука; примеры, предотавяяемые большими взрывами | 20
|
§ 8. Скорость звука: значение плотности и упругости воздуха | 22
|
§ 9. Теоретическая скорость, вычисленная Ньютоном. Поправка Лапласа | 24
|
§ 10. Отношение между удельными теплотами воздуха, выведенное из скорости звука | 27
|
§ 11. Механический эквивалент теплоты, выведенный из скорости звука | 29
|
§ 12. Отсутствие лучеиспускающей способности воздуха, выведенное из скорости звука | 30
|
§ 13. Скорость звука в газах, жидкостях и твердых телах | 31
|
§ 14. Предуказания Гука о стетоскопе | 34
|
Обзор первой лекции | 36
|
Лекция вторая | 38
|
§ 1. Музыкальные звуки | 38
|
§ 2. Музыкальные звуки, производимые ударами | 40
|
§ 3. Музыкальные звуки, производимые дуновениями | 42
|
§ 4. Музыкальные звуки, производимые камертоном | 44
|
§ 5. Волны звука | 47
|
§ 6. Определение высоты тона и быстроты вибраций | 48
|
§ 7. Сирена, описание ее | 48
|
§ 8. Определение длины волн: время вибрации | 52
|
§ 9. Определение октавы | 53
|
§ 10. Границы слуха и музыкальных звуков | 54
|
§ 11. Барабан уха. Евстахиева труба | 55
|
§ 12. Двойная система Гельмгольца | 57
|
§ 13. Распространение музыкальных звуков в жидкостях и твердых телах | 59
|
Обзор второй лекции | 62
|
Лекция третья | 64
|
§ 1. Вибрации струн: влияние резонансовых поверхностей | 64
|
§ 2. Законы вибрирующих струн | 68
|
§ 3. Механические иллюстрации вибраций. Поступательные и стоячие волны. Пучности и узлы | 69
|
§ 4. Механические иллюстрации задерживания вибрирующей струны | 72
|
| 5. Стоячие водяные волны | 74
|
§ 6. Применение механических иллюстраций к музыкальным струнам | 75
|
§ 7. Опыты Мельде | 77
|
§ 8. Новый способ определения законов вибраций | 82
|
Гармонические верхние тоны (обертоны) | 85
|
§ 9. Тембр; звуковой оттенок | 85
|
§ 10. Слитие верхних тонов с основным. Эолова арфа | 87
|
§11. Оптические иллюстрации Юнга | 89
|
Обзор третьей лекции | 90
|
Лекция четвертая | 93
|
§ 1. Поперечные вибрации прута, укрепленного на обоих концах | 93
|
§ 2. Поперечные вибрации прута, укрепленного на одном конце | 94
|
§ 3. Тонометр Хладни, железная скрипка, музыкальный ящик и калейдофон | 95
|
§ 4. Поперечные вибрации прута, свободного на обоих концах, Claque-bois и стекляная гармоника | 98
|
§ 5. Вибрации камертона | 99
|
§ 6. Хладниевы фигуры | 101
|
§ 7. Вибрации квадратных пластинок; узловые линии | 103
|
§ 8. Уитстонов анализ вибраций квадратных пластинок | 105
|
§ 9. Вибрации круглых пластинок | 107
|
§ 10. Опыты Стрелке и Фаредея; перенос легких порошков | 108
|
§ 11. Вибрации колоколов; Способ сделать их видимыми | 109
|
Обзор четвертой лекции | 112
|
Лекция пятая | 115
|
§ 1. Продольные вибрации проволок и прутьев; превращение продольных вибраций в поперечные | 115
|
§ 2. Продольные волны в железе и латуни; определение их скорости | 116
|
§ 3. Продольные вибрации прутьев, укрепленных с одного конца. Музыкальные инструменты, основанные на этом принципе | 117
|
§ 4. Вибрации прутьев, свободных на, обоих концах | 119
|
§ 5. Разбивание стеклянной трубки звуковыми вибрациями | 119
|
§ 6. Действие звуковых вибраций на поляризованный свет | 120
|
§ 7. Вибрации деревянных прутьев; определение относительных скоростей в дереве разных родов | 122
|
Резонанс.
|
§ 8. Опыты с стеклянными сосудами-резонаторами. Объяснение их | 123
|
§ 9. Усиление резонансом звука колокола | 126
|
§ 10. Затрата движения при резонансе | 126
|
§11. Резонаторы Гельмгольца | 127
|
Органные трубки.
|
§ 12. Принципы резонанса, примененные к органным трубкам | 127
|
§ 13. Вибрации закрытых трубок: деление их; верхние тоны | 128
|
§ 14. Вибрации открытых трубок; деление их и верхние тоны | 130
|
§ 15. Скорость звука в газах, жидкостях и твердых телах определяемая при помощи музыкальных вибраций | 135
|
Язычки и трубки с язычками.
|
§ 16. Голос | 139
|
§17. Гласные звуки | 140
|
§ 18. Телефон Беля | 142
|
§19. Телефон Эдиссона | 144
|
§ 20. Микрофон | 146
|
§ 21. Фонограф | 147
|
§ 22. Опыты Кундта; новые способы определения скорости звука | 149
|
§ 23. Объяснение затруднения | 153
|
§ 24. Превращение лучистой теплоты в зву | 164
|
Обзор пятой лекции | 161
|
Лекция шестая | 166
|
§ 1. Ритм трения. Музыкальное вытекание жидкости из узкого отверстия | 166
|
§ 2. Музыкальное пламя | 167
|
§ 3. Экспериментальный анализ музыкального пламени | 168
|
§ 4. Скорость вибрации пламени. Опыт Теплера | 171
|
§ 5. Гармонические звуки пламени | 172
|
§ 6. Действие посторонних звуков на пламя. Опыты Шавгоча и Тиндаля | 173
|
Открытые чувствительные пламена | 176
|
§ 8. Опыты с пламенами, имеющими форму рыбьего хвоста и крыла летучей мыши | 176
|
§ 9. Опыты с пламенами из круглых отверстий | 178
|
§ 10. Место чувствительности | 180
|
§ 11. Влияние высоты звука | 180
|
§ 12. Действие гласных на пламя | 182
|
§ 13. Чувствительное пламя Филиппа Барри | 183
|
§ 14. Чувствительное пламя лорда Рейлея | 184
|
§ 15. Собирающие и рассеивающие звук чечевицы | 184
|
§ 16. Чувствительные струи дыма | 187
|
§ 17. Строение жидких струн. Чувствительные водяные струи | 188
|
Обзор шестой лекции | 195
|
Лекция седьмая | 197
|
ЧАСТЬ I.Исследования об акустической прозрачности атмосферы в применении к вопросу о сигнализации при туманах | 197
|
§ 1. Введение | 197
|
§ 2. Положение вопроса | 199
|
§ 3. Приборы и наблюдения | 201
|
§ 4. Влияние звуковой тени | 206
|
§ 5. Противоречивые результаты | 208
|
§ 6. Разрешение противоречий | 209
|
g 7. Эхо от невидимых акустических облаков | 212
|
§ 8. Экспериментальное доказательство отражения звука от газов | 215
|
§ 9. Отражение от паров | 217
|
ЧАСТЬ II. Исследование причин, которые до сих пор считались препятствующими распространению звука по воздуху | 222
|
§ 1. Влияние града и дождя | 222
|
§ 2. Действие снега | 225
|
§ 3. Прохождение звука через ткани и искусственный дождь | 226
|
§ 4. Действие тумана. Наблюдение в Лондоне | 226
|
§ 5. Наблюдение в Соус Фореленде | 230
|
§ 6. Опыты с искусственными туманами | 232
|
§ 7. Действие ветра | 234
|
§ 8. Атмосферный подбор | 237
|
§ 9. Заключительные замечания | 238
|
Обзор седьмой лекции | 242
|
Лекция восьмая.
|
§ 1. Закон колебаний в воде и воздухе. Встречи колебаний | 244
|
§ 2. Интеференция звука | 246
|
§ 3. Экспериментальные доказательства | 248
|
§ 4. Интерференция волн органных трубок | 249
|
§ 5. Придуманное Лиссажу оптическое изображение биений двух камертонов | 252
|
§ 6. Интерференция волн вибрирующего диска. Опыт Гопкинса и Лиссажу | 254
|
§ 7. Погашение звука одной ножки камертона звуком другой | 255
|
§ 8. Беззвучные зоны генерала Дуана | 258
|
§ 9. Комбинационные тоны | 260
|
Обзор восьмой лекции | 265
|
Лекция девятая.
|
§ 1. Музыкальный консонанс (созвучие) | 267
|
§ 2. Теория музыкального консонанса. Пифагор и Эйлер | 272
|
§ 3. Созвучащие (симпатические вибрации) | 273
|
§ 4. Созвучащие вибрации в их отношении к человеческому уху | 275
|
§ 5. Консонантные интервалы в их отношениях к человеческому слуху | 276
|
§ 6. Графическое изображение консонанса и диссонанса | 278
|
§ 7. Соединение вибраций | 280
|
Обзор девятой лекции | 291
|
ПРИЛОЖЕНИЕ I. О влиянии музыкальных звуков на пламя струи светильного газа | 297
|
ПРИЛОЖЕНИЕ II.
|
Об акустической обратимости | 302
|
Замечательные примеры акустической непрозрачности | 308
|
ПРИЛОЖЕНИЕ III. А. Эйхенвальд.— О звуках, издаваемых вольтовой дугой | 311
|