URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания Обложка Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания
Id: 326339
699 р.

История науки:
Введение в методологию гуманитарного знания. Изд. стереотип.(2-му,испр.)

2025. 280 с.
Типографская бумага

Аннотация

Издание подготовлено по материалам лекционных и семинарских занятий, проводившихся в Институте европейских культур (РГГУ) в 1996–2007 гг.; в 2015 г. текст курса лекций был отредактирован. Отталкиваясь от корпуса теоретических высказываний историков, социологов, философов, определивших интеллектуальную карту XVIII–XX веков (М. Вебер, К. Поппер, А. Шюц, М. Фуко, П. Рикер и др.), автор пытается выявить имплицитные предпосылки основных... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
 Специфика и цели курса
 Обоснование тематики лекций и логика их последовательности
 Характеристика собственной гносеологической позиции при составлении курса лекций: прагматистский релятивизм и герменевтика
Лекция 1. Модель методического (научного) знания. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной, философской и гуманитарной познавательных установок
 Разработка представления о формальных критериях качества знания
 Декарт: сомнение, когито, доказательность
 Понятие методологической дистанции
 Импликации декартовского представления о познании
 Ход мысли Декарта – "исходная логическая модель европейской теории познания"
 Понятия предметной стратегии, философского познавательного интереса и гуманитарного знания
Лекция 2. Складывание модели новоевропейского гуманитарного знания
 Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI – XVIII веков
 Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в гуманитарном знании
 Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать методологию специфического – нетождественного естественнонаучному – гуманитарного знания
Лекция 3. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке
 Оформление основных направлений европейской философской и гуманитарной мысли в XVIII веке
 Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм
 Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической дистанции между исследователем и предметом
 Между Просвещением и романтизмом: концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон Гумбольдта
 Иммануил Кант о возможности объективного познания
Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания
 Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания
 Вариант ответа на кантианские сомнения – логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
 Характеристики теории Гегеля как модели "умозрительной стратегии" гуманитарного исследования
 Теория Маркса как пример умозрительной стратегии (рассуждение "практика – критерий истины" и понятие "отчуждения")
 Резюме: общая характеристика "умозрительной стратегии" гуманитарного исследования
Лекция 5. Позитивизм
 Политический и социальный контекст первой половины XIX века
 Огюст Конт и его концепция знания
 Рекомендации по технологии позитивистского исследования
 Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации позитивизма в XX веке
 Этика и социология позитивистского гуманитарного знания. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная) характеристика позитивизма
Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания
 Метафизика Артура Шопенгауэра – иррационалистическая модификация ответов Гегеля на вопросы Канта
 Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология, опирающаяся не (только) на разум
 Рекомендации к технологии герменевтического исследования
 Почему при помощи герменевтической методологии могут быть достигнуты относительно объективные результаты: направленность на Другого, "техника личной гениальности", концепция конгениальности
 Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания
Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания
 Неокантианство и "классические стратегии" гуманитарной гносеологии
 Исследовательская деятельность как субъективное полагание смысла в хаосе материала
 Взаимосвязь конструкций "ценности" и "культуры"
 Технология неокантианского исследования: различение культуры и природы, идиографического и номотетического методов
Лекция 8. Методологическая концепция Макса Вебера (1864 – 1920)
 Сильная черта методологии Вебера – осознание "односторонности" создаваемых конструкций и ее инструментализация
 Вебер и его методология на фоне позитивизма и неокантианства
 Ключевая категория методологии Макса Вебера: идеальный тип
 Специфика теоретического статуса идеального типа
 "Понимающая социология" Вебера. Понятие "социального действия" и разработка шкалы социальных действий при помощи идеально-типической методологии
 Переосмысление представления о науке
Лекция 9. Прагматизм
 Прагматистская трансформация позитивистских принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом
 Уильям Джеймс и снятие жестких границ между данными органов чувств, сомнениями и "ясным теоретическим знанием"
 Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для (гуманитарного) исследования
Лекция 10. Неопозитивизм
 Теория познания в начале ХХ века. "Карта гносеологии" и удобство выделения определенных "полюсов" – например, аналитической (неопозитивистской) программы
 Технологические рекомендации неопозитивизма
 Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических противоречий
 Распространение неопозитивистской методологии на гуманитарное исследование: пример "теории охватывающих законов" Карла Густава Гемпеля
Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера
 Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель сравнения теорий и критерий погрешимости
 Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от ненаучного
Лекция 12. Социология знания
 Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии середины ХХ века
 Исходная модель социологии знания – конвенционализм. Две основные логики социологии знания
 Концепция "этоса науки" Роберта Мертона
 Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания
 Социология знания Томаса Куна: понятия "научной революции" и "парадигмы"
 Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее понимание парадигмы и научного сообщества
Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке
 Общая характеристика герменевтической методологии
 Герменевтика – изучение не "бытия" и "законов", но феноменов, экзистенции и языка
 Ханс-Георг Гадамер: "вечно длящаяся традиция интерпретации"
 Переосмысление в герменевтике представлений о характере получаемого знания
Лекция 14. "Эра подозрения". Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии. Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ
 История критической установки в методологии гуманитарного знания в XVIII– XIX веках
 Специфика "эры подозрения" как установки гуманитарной методологии
 Марксистские конструкции "идеологии" и "инструментального разума"
 Фридрих Ницше: проект переоценки морали
 Фрейдистская конструкция бессознательного и ее использование при анализе индивида и культуры
 Психоанализ как мировоззрение или инструмент преобразования общества
 Методологические импликации психоанализа как стратегии эры подозрения
Лекция 15. Структурализм
 Общая характеристика структурализма
 Распространение структурализма на антропологию. Технология структуралистского исследования
Лекция 16. Мишель Фуко (1926 – 1984) и дискурсивный анализ
 Специфика Фуко в истории "гуманитарного подозрения"
 Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция непроницаемости дискурсов
 Надежда на освобождение от принудительности смысла
Лекция 17. Постструктурализм
 "Структура – это поломка". "Размыкание структуры в контекст"
 Постструктурализм и традиция критики власти
 "Насыщенное описание": зависимость значения от контекста и отказ от монистических объяснений
 Антирепрезентационизм Жака Деррида
 История литературы Ролана Барта
Лекция 18. Постмодернизм
 "Концентрическая" характеристика постмодернизма
 Кластеры постмодернистской идеологии: деконструктивизм и интертекстуальность
 Постмодернистская чувствительность
 Постмодерн: ситуация в обществе и науке
Приложения к тексту лекций курса "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания"
Приложение 1. Планы лекционных занятий
Приложение 2. Планы семинарских занятий
Приложение 3. Список литературык курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт: www.aperlov.narod.ru)
Приложение 4. Список терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания"
Приложение 5. Схемы
Summary


Об авторе
top
photoПерлов Аркадий Марксович
Кандидат исторических наук, доцент Высшей школы европейских культур (Российский государственный гуманитарный университет).

А. М. Перлов получил образование и защитил кандидатскую диссертацию на историческом факультете МГУ по истории раннесредневековой Германии. В дальнейшем, однако, основные области его занятий неоднократно менялись: от истории — к методологии гуманитарного знания и истории философии, от рефлексии дидактической и административной ситуации в современном российском высшем образовании — к проблематизации современной культуры. Автор курсов лекций "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания" (впервые вышел в 2007 г.; переиздан в URSS) и "Четыре установки в теории гуманитарного исследования: Позитивизм. Интуитивизм. Спекулятивизм. Критическая установка" (более компактный и более фундаментальный по постановкам проблем, чем первый; М.: URSS).