Введение |
| Специфика и цели курса |
| Обоснование тематики лекций и логика их последовательности |
| Характеристика собственной гносеологической позиции при составлении курса лекций: прагматистский релятивизм и герменевтика |
Лекция 1. Модель методического (научного) знания. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной, философской и гуманитарной познавательных установок |
| Разработка представления о формальных критериях качества знания |
| Декарт: сомнение, когито, доказательность |
| Понятие методологической дистанции |
| Импликации декартовского представления о познании |
| Ход мысли Декарта – "исходная логическая модель европейской теории познания" |
| Понятия предметной стратегии, философского познавательного интереса и гуманитарного знания |
Лекция 2. Складывание модели новоевропейского гуманитарного знания |
| Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI – XVIII веков |
| Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в гуманитарном знании |
| Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать методологию специфического – нетождественного естественнонаучному – гуманитарного знания |
Лекция 3. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке |
| Оформление основных направлений европейской философской и гуманитарной мысли в XVIII веке |
| Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм |
| Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической дистанции между исследователем и предметом |
| Между Просвещением и романтизмом: концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон Гумбольдта |
| Иммануил Кант о возможности объективного познания |
Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания |
| Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания |
| Вариант ответа на кантианские сомнения – логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля |
| Характеристики теории Гегеля как модели "умозрительной стратегии" гуманитарного исследования |
| Теория Маркса как пример умозрительной стратегии (рассуждение "практика – критерий истины" и понятие "отчуждения") |
| Резюме: общая характеристика "умозрительной стратегии" гуманитарного исследования |
Лекция 5. Позитивизм |
| Политический и социальный контекст первой половины XIX века |
| Огюст Конт и его концепция знания |
| Рекомендации по технологии позитивистского исследования |
| Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации позитивизма в XX веке |
| Этика и социология позитивистского гуманитарного знания. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная) характеристика позитивизма |
Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания |
| Метафизика Артура Шопенгауэра – иррационалистическая модификация ответов Гегеля на вопросы Канта |
| Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология, опирающаяся не (только) на разум |
| Рекомендации к технологии герменевтического исследования |
| Почему при помощи герменевтической методологии могут быть достигнуты относительно объективные результаты: направленность на Другого, "техника личной гениальности", концепция конгениальности |
| Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания |
Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания |
| Неокантианство и "классические стратегии" гуманитарной гносеологии |
| Исследовательская деятельность как субъективное полагание смысла в хаосе материала |
| Взаимосвязь конструкций "ценности" и "культуры" |
| Технология неокантианского исследования: различение культуры и природы, идиографического и номотетического методов |
Лекция 8. Методологическая концепция Макса Вебера (1864 – 1920) |
| Сильная черта методологии Вебера – осознание "односторонности" создаваемых конструкций и ее инструментализация |
| Вебер и его методология на фоне позитивизма и неокантианства |
| Ключевая категория методологии Макса Вебера: идеальный тип |
| Специфика теоретического статуса идеального типа |
| "Понимающая социология" Вебера. Понятие "социального действия" и разработка шкалы социальных действий при помощи идеально-типической методологии |
| Переосмысление представления о науке |
Лекция 9. Прагматизм |
| Прагматистская трансформация позитивистских принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом |
| Уильям Джеймс и снятие жестких границ между данными органов чувств, сомнениями и "ясным теоретическим знанием" |
| Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для (гуманитарного) исследования |
Лекция 10. Неопозитивизм |
| Теория познания в начале ХХ века. "Карта гносеологии" и удобство выделения определенных "полюсов" – например, аналитической (неопозитивистской) программы |
| Технологические рекомендации неопозитивизма |
| Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических противоречий |
| Распространение неопозитивистской методологии на гуманитарное исследование: пример "теории охватывающих законов" Карла Густава Гемпеля |
Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера |
| Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель сравнения теорий и критерий погрешимости |
| Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от ненаучного |
Лекция 12. Социология знания |
| Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии середины ХХ века |
| Исходная модель социологии знания – конвенционализм. Две основные логики социологии знания |
| Концепция "этоса науки" Роберта Мертона |
| Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания |
| Социология знания Томаса Куна: понятия "научной революции" и "парадигмы" |
| Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее понимание парадигмы и научного сообщества |
Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке |
| Общая характеристика герменевтической методологии |
| Герменевтика – изучение не "бытия" и "законов", но феноменов, экзистенции и языка |
| Ханс-Георг Гадамер: "вечно длящаяся традиция интерпретации" |
| Переосмысление в герменевтике представлений о характере получаемого знания |
Лекция 14. "Эра подозрения". Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии. Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ |
| История критической установки в методологии гуманитарного знания в XVIII– XIX веках |
| Специфика "эры подозрения" как установки гуманитарной методологии |
| Марксистские конструкции "идеологии" и "инструментального разума" |
| Фридрих Ницше: проект переоценки морали |
| Фрейдистская конструкция бессознательного и ее использование при анализе индивида и культуры |
| Психоанализ как мировоззрение или инструмент преобразования общества |
| Методологические импликации психоанализа как стратегии эры подозрения |
Лекция 15. Структурализм |
| Общая характеристика структурализма |
| Распространение структурализма на антропологию. Технология структуралистского исследования |
Лекция 16. Мишель Фуко (1926 – 1984) и дискурсивный анализ |
| Специфика Фуко в истории "гуманитарного подозрения" |
| Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция непроницаемости дискурсов |
| Надежда на освобождение от принудительности смысла |
Лекция 17. Постструктурализм |
| "Структура – это поломка". "Размыкание структуры в контекст" |
| Постструктурализм и традиция критики власти |
| "Насыщенное описание": зависимость значения от контекста и отказ от монистических объяснений |
| Антирепрезентационизм Жака Деррида |
| История литературы Ролана Барта |
Лекция 18. Постмодернизм |
| "Концентрическая" характеристика постмодернизма |
| Кластеры постмодернистской идеологии: деконструктивизм и интертекстуальность |
| Постмодернистская чувствительность |
| Постмодерн: ситуация в обществе и науке |
Приложения к тексту лекций курса "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания" |
Приложение 1. Планы лекционных занятий |
Приложение 2. Планы семинарских занятий |
Приложение 3. Список литературык курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт: www.aperlov.narod.ru) |
Приложение 4. Список терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций "История науки: Введение в методологию гуманитарного знания" |
Приложение 5. Схемы |
Summary |