URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Таршис Е.Я. Контент-анализ: Принципы методологии: (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования) Обложка Таршис Е.Я. Контент-анализ: Принципы методологии: (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования)
Id: 325952
739

Контент-анализ:
Принципы методологии: (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования). Изд. стереотип.

2025. 176 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей книге рассмотрен состав и базовые понятия методологии контент-анализа — формализованного метода анализа содержания текста, используемого в социологии и ряде других наук, а также в компьютерных технологиях. Рассмотрены принципы построения метода, производство и содержание текста, аналитические средства представления содержания и его анализа, процедура анализа и логика вывода. Выявлены существующие проблемы и перспективы развития... (Подробнее)


Содержание
top
Содержание5
Введение13
Часть I Принципы методологии контент-анализа23
1. Исходные понятия25
1.1. Принцип(ы)25
1.2. Методология26
1.3. Метод28
1.4. Принципы построения метода29
2. Онтология текста35
2.1. Исходные принципы35
2.2. Понятие текста38
2.3. Производство (порождение) текста42
2.4. Содержание текста54
3. Аналитика текста60
4. Феноменология текста65
4.1. Исходные понятия65
4.2. Процедура исследования66
4.3. Логика вывода70
Приложение к части I. Распределение (закон) Ципфа и закон ограниченности73
Примеры74
Заключение77
Список основополагающих книг для разработки методологии контент-анализа80
Список цитируемой литературы83
Часть II Из «Материалов поискового методологического исследования „Предметный анализ содержания текста“»87
1. Программа исследования «„Экклесиаст“ („Кохелет“): содержание текста и ментальность человека» (Программа 1)89
1.1. Характер и цели исследования90
1.2. Обоснование выбора текста для анализа91
Формальные критерии91
Время создания «Экклесиаста»91
1.3. Задачи исследования92
1.3.1. Методологические задачи92
1.3.2. Методические задачи92
1.3.3. Задачи изучения содержания текста «Экклесиаста»93
1.3.4. Задачи изучения элементов ментальности человека93
1.4. Процедурный план исследования94
1.4.1. Первый этап94
1.4.2. Второй этап (проведение первого цикла исследований)94
1.5. Заключение96
2. Программа исследования «Предметный состав содержания текста книги „Экклесиаст“ („Кохелет“)» (Программа 2)97
2.1. Цель исследования97
2.2. Общая характеристика исследования97
2.3. Текст книги «Экклесиаст»98
2.4. Изучение «Экклесиаста»103
2.5. Об аналитической ситуации исследования105
2.6. Исходные понятия106
2.6.1. Предмет107
2.6.2. Предмет, элемент содержания, единица содержания110
2.6.3. Состав и структура содержания текста110
2.6.4. Структура содержания текста111
2.6.5. Референты и референтные ситуации116
2.6.6. Единицы разбиения содержания текста117
2.7. Изучаемый предметный состав содержания текста «Экклесиаста»117
2.8. Методика исследования118
2.8.1. Категории анализа118
2.8.2. Единица анализа119
2.8.3. Текстовый предмет120
2.8.4. Высказывание121
2.8.5. Структура высказывания123
2.8.6. Тема высказывания125
2.8.7. Предмет и тема высказывания126
2.8.8. «Видение» предмета высказывания127
2.8.9. Предполагаемая схема исследования (последовательность операций)128
2.8.10. Техника сбора данных128
2.9. Задачи исследования129
2.9.1. Методические задачи129
2.9.2. Задачи анализа содержания текста «Экклесиаста»129
2.9.3. Задачи анализа ментальности человека130
2.10. Процедурный план исследования130
2.11. Список литературы130
1. Источники130
2. Цитируемая литература131
3. Отчет о проведении пилотажного исследования133
3.1. Предварительные замечания133
3.2. Методика работы140
3.3. Анализ стихов. Юнитизация. Кодирование (конкретные примеры)142
3.3.1. Идентификация содержания текста стиха142
3.3.2. Анализ стиха как исходного высказывания144
3.3.3. Выделение элементарных высказываний145
3.3.4. Краткие итоги техники юнитизации на данном этапе работы155
3.4. Заключение155
4. Инструкция по юнитизации и кодированию содержания текста157
5. Фрагменты «Аналитического дневника»162
5.1. Методолог и аналитик162
5.2. Личность исследователя163
5.3. Исследуемый текст и текст исследования164
5.4. «Миры» в контент-анализе165
5.5. Рефлексии165
5.6. Границы формализации167
5.7. Вопросы и ответы167
5.8. «Расслоения» и «матрешки»168
5.9. Коды и языки169
5.10. Численные и буквенные комплексы170
5.11. Ключи к ментальности170
5.12. Смысл — бессмыслица173

Введение
top
Принципами я называю все фундаментальные истины, достаточные для того, чтобы в случае необходимости получить из них все заключения, после того как мы с ними немного поупражнялись и некоторое время их применяли.
Г. В. Лейбниц. О мудрости


Новые эры в науке всегда начинались с изменений, вносимых в представления и постулаты, ранее служившие основой для дедуктивного рассуждения.
Луи де Бройль. По тропам науки


Под "точкой зрения" понимается совокупность аксиом и следствий из них, относящихся к какой-либо проблеме… Система аксиом является результатом выбора одного варианта из нескольких возможных, то есть информацией.
Д. С. Чернавский. Синергетика и информация: Динамическая теория информации


Монография обобщает мой опыт разработки методологии контент-анализа. Вместе с тем она содержит и определенное подведение итогов ее развития с 20-х гг. XX века, а также попытку создания теоретической базы контент-анализа. Я опирался на большой массив литературы как по контент-анализу, так и по другим методам и способам анализа содержания текста. Но книга не ориентирована на обзор литературы. Цитирование сведено к необходимому минимуму. [...]

Можно отметить следующую тенденцию в развитии метода контент-анализа: тесную связь с другими способами изучения текста в гуманитарных науках, а в последние десятилетия и с развитием компьютерных технологий. Вместе с тем целесообразно подчеркнуть отличие контент-анализа от постоянно возрастающего числа способов, декларирующих себя как оригинальные методы анализа текста. Контент-анализ – это метод. Он основан на критерии воспроизводимости результатов наследования в рамках созданной методики исследования. В то время как большинство способов, о которых идет речь ориентированы на оригинальное, авторское прочтение содержания текста. Поэтому когда я указываю на связь и взаимодействие контент-анализа с другими способами, подходами, то речь идет об использовании идей, имеющих методологическое значение, например идей одного из крупнейших аналитиков содержания текста М. М. Бахтина.

Кратко характеризуя ситуацию в изучении текста, можно отметить следующее.

1. Теории текста пока не создано, хотя книги с названием "теория текста" время от времени публикуются. В обращении сотни определений текста. Появление понятия "дискурс" сделало литературу по вопросам теории и анализа текста практически необозримой.

2. В последние десятилетия центр развития техники анализа содержания текста постепенно перемещается в область изучения искусственного интеллекта, где сосредоточены значительные интеллектуальные силы и мощные компьютерные технологии.

3. Разработка методологии контент-анализа, опирающаяся на междисциплинарные связи, может способствовать не только совершенствованию этого метода, но и прогрессу в изучении структуры текста, построению алгоритмов его анализа и синтеза.

С совершенствованием метода контент-анализа, по-видимому, будет возрастать его общесоциологическая роль, так как текст является непосредственным объектом социологического анализа.

Первоначально предполагалось составить словарь базовых понятий контент-анализа. Но такое произведение претендовало на изложение фундаментальных основ, "конечных истин" По мере осмысления сложившейся ситуации в изучении текста это предприятие казалось мне все более сомнительным. Кроме того, оно шло в разрез с моей целью Я стремлюсь создать не учебное пособие, дающие стандартное знание, а работу, вскрывающую проблемы и сложности и дающую возможность продвигаться дальше. Изложение "принципов методологии", по-моему, соответствует такой стратегии. В книге представлено то, что выявлено, изучено, но требует уточнения, дальнейших исследований. "Контент-анализ: принципы методологии" – не проторенный путь, а пока лишь тропинка в сложной области науки, привлекающей все большее число исследователей.

Я начал заниматься контент-анализом в семинаре Б. А. Грушина на факультете журналистики МГУ, а затем продолжил в его секторе в ИКСИ АН СССР в 1969–1974 гг. С 1975 г по 1997 г. занимался контент-анализом эпизодически, так как плановая работа по этой теме была прервана в связи с разгромом сектора "Общественное мнение" и уходом Б. А. Грушина из института. Систематически стал заниматься указанной проблематикой с 1998 г.

В моих работах по методологии контент-анализа можно отметить следующие тенденции.

1. Обобщение понятия "текст". Если в 1974 г. я рассматривал текст только как "коммуникативное произведение", элемент процесса массовой коммуникации, то, например, в 1998 г значительно шире – и как текст ментальности.

2. Понимание текста как ключевой категории гуманитарных наук. Я присоединился к позиции М. М Бахтина, Ж. Дерриды, Т. М. Дридзе. По моему, именно такая позиция и сможет в будущем сделать эти науки точными науками.

3. Понимание того, что никакого особого метода у гуманитарных наук, наук о культуре нет и быть не может. Просто эти науки еще не достигли соответствующего научному методу уровня развития.

4. Отказ от противопоставления количественного и качественного контент-анализа – такое противопоставление просто недоразумение.

5. Понимание принципиального значения логики вывода (содержание текста – смысл или, иначе, содержание текста – референтные реальности, референтные объекты) для развития контент-анализа.

6. Обращение к выявлению и анализу проблем, лежащих в основании метода контент-анализа.

7. Понимание невозможности в ближайшей перспективе создания непротиворечивой концепции контент-анализа.

Мой учитель по методологии социологических исследований – Б. А. Грушин. У него был единый взгляд на методы эмпирической социологии. Именно поэтому я не разрабатывал "контент-анализ ради контент-анализа". Напротив, уже в начале 1970-х гг. рассматривал его и как средство обобщения и анализа первичных данных, получаемых методами опроса и наблюдения.

В проекте "Общественное мнение", который был реализован под руководством Б. А. Грушина, многие занимались контент-аналитическими исследованиями, так что среда для меня была благоприятной Наиболее полезно было для меня общение с Т. М. Дридзе, А. В. Жаворонковым, В. В Сазоновым, Л. Н. Федотовой.

Признателен А. В Кабыще за то, что он настоял на публикации, и Г. В. Осипову за то, что он опубликовал в "Энциклопедическом социологическом словаре" четыре мои статьи по методологии контент-анализа. Они буквально вытащили меня из научного небытия, так как моя диссертация (1974 г.) не была опубликована. Сделать это им было трудно, поскольку в момент формирования "Словаря" моим конкурентом по теме был всесильный секретарь партбюро института, выгнавший меня из сектора "Общественное мнение" сразу же после ухода Б. А. Грушина из института.

Признателен М. С Косолапову, который с 1999 г. предоставил мне полную свободу научного поиска и планирования работы.

В монографии использованы результаты, полученные ранее: вопросы структуры текста, изложения учения о категориях и единицах анализа, состава процедуры исследования.

[...] "Исторические корни контент-анализа" опубликованы. "Материалы поискового методологического исследования „Предметный анализ содержания текста“" существуют в рукописи. В них рассматриваются вопросы теории текста, методики его анализа. Исследование проводилось в 2006–2007 гг. "Аналитический дневник" велся в 2004–2005 гг. При анализе результатов исследования в 2008 г. я считал, что создал особый метод – "Предметный анализ содержания текста" (метод "ПАСТ"). Однако со временем пришел к выводу, что речь должна идти о новом этапе развития метода контент-анализа: переходе от анализа, основанного на использовании в качестве основной единицы анализа слова (лексемы) к высказыванию как многокомпонентной структуре; переходе от использования в анализе небольших фрагментов текста к целым текстам; переходе от фиксирования отдельных связей между элементами содержания к учету всего комплекса таких связей.

Один из результатов "Материалов" в том, что там была сделана попытка фиксировать этапы и результаты работы аналитика с целью изучения процесса создания концептуальных разработок, т. е. в определенном объеме анализа ментальности исследователя.

Второй момент, который целесообразно подчеркнуть, состоит в том, что создаваемая в "Материалах" методика анализа ориентирована как на анализ коммуникационных текстов, так и на анализ ментальности человека. Если в книге "Ментальность человека" такая задача была сформулирована, то в "Материалах" и в "Принципах" произошло определенное продвижение в ее решении.

"Материалы" включены в данную работу частично. Опущены введение и заключительная статья; обширная библиография к "Программе 2". Из "Аналитического дневника" включены фрагменты, характеризующие замысел исследования и методологические размышления, связанные с анализом текста и ментальности человека. Эти фрагменты сгруппированы по темам.

Публикация рабочих материалов исследования (программ, инструкций, отчетов и др.) имеет принципиальное значение в эмпирической социологии. К сожалению, такой традиции в отечественной социологии еще нет. Выдающийся социолог Б. А. Грушин считал указанные материалы самостоятельными видами социологической продукции и публиковал их. Такая ориентация – показатель профессионализма. Рабочие документы – результат теоретической работы исследователей. Но их публикация имеет еще два важных назначения – это средство ознакомления других исследователей с технологией производства социологического знания, а также способ повышения надежности получаемых данных.


Об авторе
top
Таршис Ефим Яковлевич
Кандидат философских наук, специалист по методологии социологических исследований, социологии образа жизни, социологии массовых коммуникаций. Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (1969-2022 гг.). Автор более 70 печатных работ, в том числе посвященных проблемам исследования ментальности: «Российская элита: Опыт социологического анализа» (ч. I: «Концепция и методы исследования». (1995); ч. III: «Особенности сознания элиты». (1997; в соавт.)), «Элита России: О настоящем и будущем страны» (1996; в соавт.), «Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования» (URSS), «Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа» (URSS).