Принципами я называю все фундаментальные истины, достаточные для того, чтобы в случае необходимости получить из них все заключения, после того как мы с ними немного поупражнялись и некоторое время их применяли.
Г. В. Лейбниц. О мудрости Новые эры в науке всегда начинались с изменений, вносимых в представления и постулаты, ранее служившие основой для дедуктивного рассуждения.
Луи де Бройль. По тропам науки Под "точкой зрения" понимается совокупность аксиом и следствий из них, относящихся к какой-либо проблеме… Система аксиом является результатом выбора одного варианта из нескольких возможных, то есть информацией.
Д. С. Чернавский. Синергетика и информация: Динамическая теория информации Монография обобщает мой опыт разработки методологии контент-анализа. Вместе с тем она содержит и определенное подведение итогов ее развития с 20-х гг. XX века, а также попытку создания теоретической базы контент-анализа. Я опирался на большой массив литературы как по контент-анализу, так и по другим методам и способам анализа содержания текста. Но книга не ориентирована на обзор литературы. Цитирование сведено к необходимому минимуму. [...] Можно отметить следующую тенденцию в развитии метода контент-анализа: тесную связь с другими способами изучения текста в гуманитарных науках, а в последние десятилетия и с развитием компьютерных технологий. Вместе с тем целесообразно подчеркнуть отличие контент-анализа от постоянно возрастающего числа способов, декларирующих себя как оригинальные методы анализа текста. Контент-анализ – это метод. Он основан на критерии воспроизводимости результатов наследования в рамках созданной методики исследования. В то время как большинство способов, о которых идет речь ориентированы на оригинальное, авторское прочтение содержания текста. Поэтому когда я указываю на связь и взаимодействие контент-анализа с другими способами, подходами, то речь идет об использовании идей, имеющих методологическое значение, например идей одного из крупнейших аналитиков содержания текста М. М. Бахтина. Кратко характеризуя ситуацию в изучении текста, можно отметить следующее. 1. Теории текста пока не создано, хотя книги с названием "теория текста" время от времени публикуются. В обращении сотни определений текста. Появление понятия "дискурс" сделало литературу по вопросам теории и анализа текста практически необозримой. 2. В последние десятилетия центр развития техники анализа содержания текста постепенно перемещается в область изучения искусственного интеллекта, где сосредоточены значительные интеллектуальные силы и мощные компьютерные технологии. 3. Разработка методологии контент-анализа, опирающаяся на междисциплинарные связи, может способствовать не только совершенствованию этого метода, но и прогрессу в изучении структуры текста, построению алгоритмов его анализа и синтеза. С совершенствованием метода контент-анализа, по-видимому, будет возрастать его общесоциологическая роль, так как текст является непосредственным объектом социологического анализа. Первоначально предполагалось составить словарь базовых понятий контент-анализа. Но такое произведение претендовало на изложение фундаментальных основ, "конечных истин" По мере осмысления сложившейся ситуации в изучении текста это предприятие казалось мне все более сомнительным. Кроме того, оно шло в разрез с моей целью Я стремлюсь создать не учебное пособие, дающие стандартное знание, а работу, вскрывающую проблемы и сложности и дающую возможность продвигаться дальше. Изложение "принципов методологии", по-моему, соответствует такой стратегии. В книге представлено то, что выявлено, изучено, но требует уточнения, дальнейших исследований. "Контент-анализ: принципы методологии" – не проторенный путь, а пока лишь тропинка в сложной области науки, привлекающей все большее число исследователей. Я начал заниматься контент-анализом в семинаре Б. А. Грушина на факультете журналистики МГУ, а затем продолжил в его секторе в ИКСИ АН СССР в 1969–1974 гг. С 1975 г по 1997 г. занимался контент-анализом эпизодически, так как плановая работа по этой теме была прервана в связи с разгромом сектора "Общественное мнение" и уходом Б. А. Грушина из института. Систематически стал заниматься указанной проблематикой с 1998 г. В моих работах по методологии контент-анализа можно отметить следующие тенденции. 1. Обобщение понятия "текст". Если в 1974 г. я рассматривал текст только как "коммуникативное произведение", элемент процесса массовой коммуникации, то, например, в 1998 г значительно шире – и как текст ментальности. 2. Понимание текста как ключевой категории гуманитарных наук. Я присоединился к позиции М. М Бахтина, Ж. Дерриды, Т. М. Дридзе. По моему, именно такая позиция и сможет в будущем сделать эти науки точными науками. 3. Понимание того, что никакого особого метода у гуманитарных наук, наук о культуре нет и быть не может. Просто эти науки еще не достигли соответствующего научному методу уровня развития. 4. Отказ от противопоставления количественного и качественного контент-анализа – такое противопоставление просто недоразумение. 5. Понимание принципиального значения логики вывода (содержание текста – смысл или, иначе, содержание текста – референтные реальности, референтные объекты) для развития контент-анализа. 6. Обращение к выявлению и анализу проблем, лежащих в основании метода контент-анализа. 7. Понимание невозможности в ближайшей перспективе создания непротиворечивой концепции контент-анализа. Мой учитель по методологии социологических исследований – Б. А. Грушин. У него был единый взгляд на методы эмпирической социологии. Именно поэтому я не разрабатывал "контент-анализ ради контент-анализа". Напротив, уже в начале 1970-х гг. рассматривал его и как средство обобщения и анализа первичных данных, получаемых методами опроса и наблюдения. В проекте "Общественное мнение", который был реализован под руководством Б. А. Грушина, многие занимались контент-аналитическими исследованиями, так что среда для меня была благоприятной Наиболее полезно было для меня общение с Т. М. Дридзе, А. В. Жаворонковым, В. В Сазоновым, Л. Н. Федотовой. Признателен А. В Кабыще за то, что он настоял на публикации, и Г. В. Осипову за то, что он опубликовал в "Энциклопедическом социологическом словаре" четыре мои статьи по методологии контент-анализа. Они буквально вытащили меня из научного небытия, так как моя диссертация (1974 г.) не была опубликована. Сделать это им было трудно, поскольку в момент формирования "Словаря" моим конкурентом по теме был всесильный секретарь партбюро института, выгнавший меня из сектора "Общественное мнение" сразу же после ухода Б. А. Грушина из института. Признателен М. С Косолапову, который с 1999 г. предоставил мне полную свободу научного поиска и планирования работы. В монографии использованы результаты, полученные ранее: вопросы структуры текста, изложения учения о категориях и единицах анализа, состава процедуры исследования. [...] "Исторические корни контент-анализа" опубликованы. "Материалы поискового методологического исследования „Предметный анализ содержания текста“" существуют в рукописи. В них рассматриваются вопросы теории текста, методики его анализа. Исследование проводилось в 2006–2007 гг. "Аналитический дневник" велся в 2004–2005 гг. При анализе результатов исследования в 2008 г. я считал, что создал особый метод – "Предметный анализ содержания текста" (метод "ПАСТ"). Однако со временем пришел к выводу, что речь должна идти о новом этапе развития метода контент-анализа: переходе от анализа, основанного на использовании в качестве основной единицы анализа слова (лексемы) к высказыванию как многокомпонентной структуре; переходе от использования в анализе небольших фрагментов текста к целым текстам; переходе от фиксирования отдельных связей между элементами содержания к учету всего комплекса таких связей. Один из результатов "Материалов" в том, что там была сделана попытка фиксировать этапы и результаты работы аналитика с целью изучения процесса создания концептуальных разработок, т. е. в определенном объеме анализа ментальности исследователя. Второй момент, который целесообразно подчеркнуть, состоит в том, что создаваемая в "Материалах" методика анализа ориентирована как на анализ коммуникационных текстов, так и на анализ ментальности человека. Если в книге "Ментальность человека" такая задача была сформулирована, то в "Материалах" и в "Принципах" произошло определенное продвижение в ее решении. "Материалы" включены в данную работу частично. Опущены введение и заключительная статья; обширная библиография к "Программе 2". Из "Аналитического дневника" включены фрагменты, характеризующие замысел исследования и методологические размышления, связанные с анализом текста и ментальности человека. Эти фрагменты сгруппированы по темам. Публикация рабочих материалов исследования (программ, инструкций, отчетов и др.) имеет принципиальное значение в эмпирической социологии. К сожалению, такой традиции в отечественной социологии еще нет. Выдающийся социолог Б. А. Грушин считал указанные материалы самостоятельными видами социологической продукции и публиковал их. Такая ориентация – показатель профессионализма. Рабочие документы – результат теоретической работы исследователей. Но их публикация имеет еще два важных назначения – это средство ознакомления других исследователей с технологией производства социологического знания, а также способ повышения надежности получаемых данных. Таршис Ефим Яковлевич Кандидат философских наук, специалист по методологии социологических исследований, социологии образа жизни, социологии массовых коммуникаций. Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (1969-2022 гг.). Автор более 70 печатных работ, в том числе посвященных проблемам исследования ментальности: «Российская элита: Опыт социологического анализа» (ч. I: «Концепция и методы исследования». (1995); ч. III: «Особенности сознания элиты». (1997; в соавт.)), «Элита России: О настоящем и будущем страны» (1996; в соавт.), «Ментальность человека: Подходы к концепции и постановка задач исследования» (URSS), «Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа» (URSS).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||