С волнением перелистываю страницы моей книги, написанной пятьдесят лет назад. Моя карьера в спорте завершилась в 1969 году, и уже через несколько лет во мне проснулось чувство писателя, и перо потянулось к бумаге. В калейдоскопе дней, событий, имен и явлений, пробежавших перед нашими глазами за прошедшие пять десятилетий, непросто выявить главное, то, что сделало наш спорт таким, какой он есть сейчас. Названием книги, наиболее соответствующим актуальной форме обращения к читателю на тот момент существования нашего спорта, стало «Фигурное катание для всех». Поступившее спустя полвека после выхода «Фигурного катания для всех» предложение от издательства URSS сделать второе издание этой книги породило дилемму: пересмотреть, привести книгу в соответствие с новым состоянием фигурного катания или оставить как есть, чтобы сохранить то понимание фигурного катания, которое было тогда, сохранить историзм повествования, познакомить новое поколение фигуристов с тем, каким было тогда фигурное катание, о чем думали тренеры, к чему стремились спортсмены. Во времена, когда была написана книга, интерес к катанию на коньках в нашей стране переживал бум — во время трансляции главных турниров буквально вся страна с волнением и вдохновением устремлялась к экранам своих небольших черно-белых телевизоров и с раздражением обращалась к комментаторам с требованиями подробно рассказывать, какого цвета костюмы у спортсменов. Без преувеличения скажу, что в эти часы городские улицы пустели. Поскольку в этом кратком предисловии многое будет посвящено сравнению «тогда-сейчас», скажу, что и сейчас наш вид спорта очень популярен, внимание огромного количества людей приковано к действу на ледовой арене. Говоря о «тогда» — вся страна болела за наших лучших. Тогда это были первопроходцы — первые в отечественной истории фигурного катания звезды мирового класса. Здесь, конечно, первыми назову Людмилу Белоусову — Олега Протопопова, уникальную Ирину Роднину с партнерами, Сергея Четверухина, Сергея Волкова, Владимира Ковалева, Юрия Овчинникова, Ирину Моисееву — Андрея Миненкова, Людмилу Пахомову — Александра Горшкова. В этот ряд не постесняюсь включить себя и Тамару Москвину — тогда партнершу, а до настоящего времени соратницу по тренерскому цеху. Внимание к фигуристам было огромное, и недаром была популярна шутка: СССР — это страна балета и фигурного катания. Современники (в особенности молодежь, живущая в экранах своих смартфонов) должны учитывать, что факт существования интернета многократно увеличивает популярность современных звезд по сравнению со звездами «тогда». ... Прогресс очевиден — фигурное катание, конечно, стало другим. Возьму на себя смелость вспомнить А. П. Чехова и его пьесу «Вишневый сад», которая посвящена извечной проблеме — «вчера-завтра». Последнее, что слышит зритель в спектакле — глухой звук ударов топора по дереву и слова главной героини «О мой милый, мой прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!» Современники Чехова называли пьесу драмой, в то время как сам писатель назвал ее комедией. Философия жизни часто порождает в нас ностальгию по прошлому, и я, возвращаясь к Антону Павловичу, не постесняюсь с известной долей иронии изменить его фразу: «прощай, мой милый, прекрасный сад Раневской и Туктамышевой, да здравствует новый прогрессивный мир Лопахина и замечательной юной стройной девочки». И приходится задуматься: то, что произошло с фигурным катанием, было комедией или трагедией? Вспоминая гениев прошлого, возьмем «наугад» Белоусову — Протопопова и Торвилл — Дина: были бы их программы такими, какими были, если бы они создавались по узким рамкам правил? Кроме того, по меркам современного судейства, у меня есть глубокие сомнения, что эти программы были бы признаны судьями такими же гениальными, как это восприняли очевидцы. А что же произошло с фигурным катанием как со зрелищем? И раньше, и сейчас трибуны полны, интерес огромен! Как же повлияло все то, что произошло с нашим спортом, на впечатления от выступлений? Что было — уже забылось, но, вспоминая, скажу, что программы наших дней весьма однородны как по содержанию, так и по структуре. Объясняли это тем, что современные правила жестко предписывают количество элементов, их повторяемость, и каждый из них регламентирован по основным параметрам. Не буду повторять правила, но прыжков столько-то у всех, их число оборотов столько-то, дорожки такие — в них повороты такие-то, вращений столько-то, позиций необходимых столько-то… и рамки этих стандартов могут создать впечатление однообразия. Программы прошлого не были столько жестко регламентированы. Однако уже сейчас мы можем увидеть попытки самих спортсменов разорвать оковы и расширить рамки обязательного. Это проявляется, например, в выполнении Адамом Сяо Хим Фа «запрещенного» прыжка сальто в произвольной программе чемпиона Европы. Задумываясь о будущем фигурного катания в историческом аспекте, представляется возможным, а может, даже естественным, расширение возможностей эмоционального воздействия на зрителей, что сделает наш спорт еще более совершенным с точки зрения закономерностей зрительского восприятия. Наша федерация попробовала сделать шаг в этом направлении, когда вводила так называемую интерпретивную программу. Эта инициатива дала толчок к расширению возможностей как тренеров и хореографов, так и спортсменов. Отмена этого вида программы была вызвана неразрешимой сложностью в определении сильнейшего участника по результатам трех видов программ. Тенденция унификации всего, что происходит на льду, понятна: чем более подобны программы, чем более одинаковы исполняемые элементы, чем больше предписаны детали исполнения — тем легче определить сильнейшего, но тем однообразнее выглядит происходящее на льду зрелище. И здесь возникает дилемма: либо сделать фигурное катание таким, чтобы было легче судить, либо делать его свободней, разнообразней, неожиданней, чтобы оно, говоря проще, было краше. Поиск компромисса между этими тенденциями — сложная задача, но последние тренды, которые прослеживаются в реальной жизни, как и последние предложения ИСУ, говорят о тенденции к «демократизации» контента, с тем чтобы усилить художественное и эмоциональное впечатление от программ. Эта сторона выступления менее подвержена «цифровизации и объективизации». Именно с этим связаны предложения так или иначе упростить контент программы и, например, уменьшить число прыжков, разрешить повтор прыжков одного названия и т. п. Реальное состояние уровня развития фигурного катания в различных странах говорит о том, что буквально несколько федераций доминируют сейчас в мировой табели о рангах. Среди них федерации Японии, США, Канады, Кореи и, в какой-то степени, Франции и Италии. Стремлением сохранить интерес всех стран — членов ИСУ, а их в настоящее время 80, можно объяснить тенденции к упрощению содержания программы. Безусловное влияние на это оказывает высокий уровень нашего отечественного фигурного катания, для которого характерна максимальная техническая сложность. К сожалению, нельзя обойти стороной отлучение отечественного фигурного катания от международных соревнований, чемпионатов Европы и мира. Обсуждение условий участия наших спортсменов в Олимпийских играх превращается в дискуссии, имеющие дискриминационную окраску. В настоящее время на нас наложены санкции не только в спорте, но и в других сферах деятельности. Эти санкции во многих случаях породили движение импортозамещения. Аналогичный процесс происходит и в фигурном катании. Сейчас можно наблюдать оживление всех сторон нашего спорта: здесь и доступные формы, и комплекс соревнований различного ранга, в том числе этапы Гран-при, чемпионаты России и массовые Спартакиады. Возросла и роль телевидения. Наиболее яркие, захватывающие проекты, резко повышающие популярность фигурного катания, проходят под эгидой телевидения, и это есть новая страница в истории фигурного катания не только как спорта, но и как общественного явления. В последние годы интересным явлением в нашем фигурном катании стало объединение любителей вида спорта в фан-клубы отдельных спортсменов, тренерских коллективов и других лиц, участвующих в жизни фигуристов. Эти сообщества зрителей, любителей и фанатов фигурного катания имеют собственную яркую, интересную, насыщенную жизнь, тесно связанную как с тренировочной и соревновательной, так и с личной жизнью героев спорта, и мы сейчас можем говорить о значительном расширении круга людей, которые смотрят и любят фигурное катание. Вспомним, что наш вид спорта существует уже более ста лет; последние пятьдесят прошли перед нашими глазами, и мы постарались рассказать обо всем важном и значимом, что произошло за эти годы. Мы говорили о тренировках, о соревнованиях, о правилах и судействе, но главное, что было, есть и будет в нашем спорте — это те личности, которые когда-то создали и продолжают творить наше фигурное катание, делая его как у нас, так и во всем мире таким любимым, ярким и замечательным!
Мишин Алексей Николаевич Заслуженный мастер спорта, чемпион СССР, серебряный призер чемпионатов Европы и мира в парном катании.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы народов. Лауреат премии «Национальное величие» и Зала славы мирового фигурного катания. Один из наиболее успешных тренеров в истории вида спорта. Профессор, заведующий кафедрой в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, автор фундаментальных работ в области теории и практики фигурного катания, изданных в нашей стране и за рубежом. |