В данной книге авторы представляют читателю уникальные итоги исследований модернизации образования в условиях глобальной трансформации социальной и биосферной жизни. Результатом развития наиболее развитых капиталистических стран, задающих технократический вектор изменений мира, является стремительное нарастание производительных сил и соответственно богатств в мире в ХХ в. Если в 1800 г. на мускульную силу человека и животных приходилось 98% (30 + 68), а на техническую энергетику 2%, то в начале ХХ в. на нее приходилось уже 98%. За два века на смену земледельческим производительным силам пришли научно-технологические . Опираясь на эти и другие факты, американский футуролог Г. Кан предсказывал грандиозные буржуазные преобразования мира за 4 столетия (ХIХ–ХХI вв.) по качеству жизни . Стремительный прогресс в общественном развитии прогнозировал и В.И. Вернадский. В первой половине XX в. он обратил внимание на то, что развивающееся человечество превращается в могучую геологическую силу, способную превратить биосферу в высшее состояние – ноосферу. В своих прогнозах ученый опирался на опыт преобразований в земледелии. В.И. Вернадский заложил основы социоприродного подхода к изучению мира, то есть, по его мнению, земной мир стал развиваться уже не на основе биосферного воздействия, как было ранее, а общественного – за счет применения достижений науки и техники . На этих его идеях и создается теория философии социально-техногенного развития мира, развиваемая учеными и исследователями признанной РАН Междисциплинарной научно-философ¬ской школы, работающей при Брянском государственном техническом университете (БГТУ) с начала текущего столетия. К числу ученых школы относятся авторы монографии. В.И. Вернадский рассчитывал на формирование в мире ассоциированного человечества, но в мире утвердился западный капитализм. Его научно-технологические производительные силы используются технократическими экономическими и политическими элитами с целью получения богатств не только за счет неживой природы, но и прежде всего за счет природных биологических ресурсов. Такой способ ведения хозяйства способствует расширению искусственного неживого мира – техносферы для покорения биосферной природы и создания условий получения невиданных ранее богатств и доходов. Чем же обернулось такое покорение, называемое антропоцентризмом, господством деятельного человека? На ранних этапах развертывания промышленной революции в 1860 г. в формирующейся техносфере, сконцентрированной в городах на суше, проживало 5% животных, включая и людей, то сейчас уже 40% , к концу ХХI в. может оказаться 80–85%. Только за последние 5 десятилетий (1970–2020) на Земле ушло из жизни 2/3 видов живых организмов, треть живого вещества . Идет заметное разрушение здоровья человека и одомашненных животных с нарастанием их жизни в техносферной оболочке. Принятая в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро программа устойчивого развития общества и природы провалилась, изначально игнорируя гибнущие ценности биосферной жизни и формирование новых, биотехнологических форм жизни. Особо острыми на данном этапе становятся проблемы социально-техногенного развития жизни и мира. Растущая деградация биосферы и формирование техносферы ведут к небывалым трансформационным процессам на суше Земли, разрушающим вековые устои биосферной жизни, и как следствие – к нарастанию мирового экологического кризиса. Решение этих проблем зависит, в том числе, от своевременного отражения в основных педагогических теориях глобальных взаимосвязанных техногенных трансформаций, коренным образом меняющих жизнь человека. В сложившихся обстоятельствах актуальными становятся вопросы дополнительной социализации и адаптации человека к условиям новой искусственной реальности, противоречащей эволюционно выработанным былым потребностям человеческого организма. В связи с этим обостряются и проблемы сохранения (хотя уже и в трансформированном виде) биосферной среды, как основы жизни в целом и человеческой жизни в частности. Решение данного комплекса вопросов обусловливает необходимость переосмысления стратегии развития техногенного общества и особенно обучения, воспитания и социализации, то есть в целом образования молодого поколения, определяющих социально-гуманную хозяйственную общественную деятельность человечества и его народов сегодня и завтра. В сложившейся ситуации традиционная педагогика имеет ограниченные возможности по решению поставленной задачи, так как напрямую не занимается процессами адаптации и социализации человека к условиям измененной среды. Помочь может социальная философия, которая уже поддерживает в этом направлении социальную педагогику России. На IV съезде социальных педагогов в 2014 году Российской академией образования была предложена программа дальнейшего развития биосферо-ориентированного образования. В ее формировании приняли участие профессора Э.С. Демиденко и Е.А. Дергачева, в ней и ставились вопросы преодоления системой образования технократического мировоззрения с утверждением биосферного, включая и экологическое . Пока же заметных сдвигов в этом направлении не наблюдается. В связи с этим актуальной становится интеграция социальной педагогики с социальной философией и социологией социально-биосферного развития жизни в противовес идущему социально-техногенному направлению изменений. Эти и многие другие проблемные вопросы обусловливают острую необходимость пересмотра, по мнению авторов монографии, социально-философских оснований образовательного и педагогического процессов. В первой главе книги осуществляется исследование социально-техно-генного развития жизни и мира, уточняется смысловое содержание понятия «трансформационное социотехноприродное развитие», проводится анализ трансформации здоровья человека в условиях глобальной деградации биосферы. В условиях глобальной трансформации биологической жизни изменяется характер взаимоотношений человека с биосферой. На первоначальных этапах своего существования человек, будучи человеком «биосферным» (понятие Э.С. Демиденко), выстраивает свои взаимоотношения с естественной природой как обычный биологический вид. В процессе социально-тех¬но¬ген¬ного развития и активной преобразовательной деятельности по созданию городской техносферы человек становится все более зависимым от ее социальной инфраструктуры. Анализ показывает, что урбанизированная среда жизни не соответствует эволюционным адаптационным механизмам приспособления человека как биологического вида биосферы, что приводит к трансформационному развитию здоровья человека. Во второй главе исследуется специфика науки и образования как факторов трансформационного развития мира и обосновывается необходимость смены и пополнения приоритетов в образовании на социально-биосферные. Развитие науки и образования (как взаимосвязанных сфер общественной жизни) осуществляется в соответствии с идеями, восходящими к разнообразным либерально-технократическим теориям эволюции обществ ХХ в. (Т. Веблена, Дж. Бернхема и др.) о первостепенной роли научных знаний и технических специалистов в прогрессе. Основатели и последователи технократических теорий лишь указывают на взаимосвязь общества и природы, не останавливаясь на анализе социально-тех¬но¬ген¬ных процессов. Такой подход приводит к серьезным просчетам в социально-гуманитарных, естественных и технических науках и образовании, игнорированию ими проблематики глубинной трансформации биосферно-биологической жизни вследствие технократически ориентированной деятельности капиталистического социума. Все противоречия и упущения в либерально-технократической науке и образовании обусловлены, по мнению исследователя, неиспользованием потенциала новых методологических подходов, среди которых особое место занимает социоприродный подход, восходящий к взглядам В.И. Вернадского и дополненный идеями теории философии социально-тех¬но¬ген¬ного развития мира. В третьей главе рассматривается цифровая трансформация современного образования. С одной стороны, непродуманная цифровизация образования порождает ряд проблем, связанных с подменой процесса получения знаний доступом к информации, нарушением процесса трансляции переходящих из поколения в поколение ценностных ориентиров и отклонением в процессе социализации, который реализуется на базе уже двух реальностей (естественной и искусственной). Такие изменения в образовании дезориентируют человека. С другой стороны, потенциал цифровых технологий заключается в их способности визуализировать социотехноприродные процессы и наглядно показывать прогнозируемые сценарии социально-экономического развития во взаимосвязи с изменениями в биосфере. Для этого необходима виртуальная модель эволюционирующей Земли в единстве и целостности ее природных, техносферных и социальных процессов, что пока не реализовано в полной мере в информационно-технологическом пространстве. Предполагается, что визуальные модели будут применяться в обучении для воссоздания в сознании обучающихся целостного представления о мире и происходящих в нем процессах. Однако в настоящее время образование в области Цифровой Земли сосредоточено на подготовке специалистов, обладающих навыками проектирования и работы с геопространственными информационными системами. Это свидетельствует о его односторонней научно-философской методологической основе, не позволяющей понять вектор эволюционных процессов, связанных с замещением естественного природного мира миром техногенным, проанализировать и скорректировать негативные социотехноприродные трансформации, ведущие к деградации биосферного мира. Не учитываются образованием в области Цифровой Земли и проблемы человека, усложнение его адаптации и социализации в техногенно измененной реальности. Все это создает стратегические ограничения образования в системе Цифровой Земли и не позволяет применить ее потенциал для сохранения биосферной жизни, а также для решения проблем адаптации и социализации человека. Поэтому актуальной становится задача формирования новой научно-философской методологической основы образования в системе Цифровой Земли. В четвертой главе рассматриваются теоретические, практические и институционально-организационные аспекты модернизации образования в контексте мирового социально-тех¬но¬ген¬ного развития. Исторический поворот к системе нового образования, по мнению авторов, предполагает необходимость его модернизации на фундаменте социально-биосферных оснований, расширяющих философско-мировоззренческую проблематику экологического императива. Следование императиву социально-биосферного развития предполагает смену и пополнение приоритетов в современных науках и образовании. Основная цель такого пополнения приоритетов в образовании связана с тем, чтобы на каждом этапе взросления человек проходил определенную практику обучения и воспитания, направленную на укрепление биосферной и человеческой жизни во всем их многообразии. По мнению авторов, с целью реализации комплексной стратегии перехода образования на социально-биосферные основания необходимо задействовать все образовательные и воспитательные силы общества, что возможно сделать только при возрождении социальной педагогики. На современном этапе общественного развития необходима модернизация мировоззренческих оснований философии образования и воспитания в единстве с социальной педагогикой, как новой практико-ориентированной глобальной философской стратегией формирования личности. Эта стратегия основана на модернизации процессов социализации и формирования качеств человека в соответствии с разными по степени техногенности условиями среды обитания. Авторами предлагается стратегический комплекс мер для гуманной модернизации образования на основе социально-биосферных оснований. В заключении книги подводятся основные итоги проведенного исследования, обобщаются наиболее значимые результаты и намечаются возможные направления дальнейшего изучения поставленной проблемы, которые связаны с разработкой социально-биосферных оснований развития институционального пространства современного общества в различных его проявлениях.
![]() Известный российский ученый, социальный философ, экономист, специалист по глобалистике и теории социально-биосферного развития жизни, футуролог, общественный деятель, просветитель, организатор научных конференций. Доктор философских наук, профессор РАН, эксперт РАН, профессор Брянского государственного технического университета. Руководитель признанной РАН Междисциплинарной научно-философской школой социально-техногенного развития мира, социотехноприродных процессов и смены эволюции жизни. Автор и соавтор более 300 научных работ, в том числе монографий: «Буржуазно-техногенное уничтожение биосферной жизни и земного мира: междисциплинарное исследование» (URSS), «Концепция социотехноприродной глобализации: междисциплинарный анализ» (URSS), «Философия техногенного общества» (URSS) и др.
![]() Социальный философ, педагог, специалист по истории, социальной педагогике, теории социально-техногенного развития мира. Кандидат философских наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (Рыбницкий филиал). Автор более 40 научных работ. Лауреат конкурса молодых ученых (2019) и международной конференции (2021) в РАН.
|