Посвящается моим родителям Ципориным
Роману Давыдовичу и Любови Борисовне Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук
человека – в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом
критическом зеркале он и может увидеть свое лицо.
Ж.П.Сартр "Культурология призвана сегодня объединить и теоретические, и исторические, и прикладные аспекты изучения культуры в ее развитии и функционировании. В то же время самая динамика культурных явлений и процессов должна быть взята не только с точки зрения имманентных, внутренних моментов становления и развития (саморазвития) культуры, но и в различных, весьма сложных взаимоотношениях с социально-политической историей и частными историями отдельных видов культуры (литературы, искусства, религии, философии, науки, общественной мысли и т.д.)". Эти слова принадлежат одному из ведущих культурологов современности – И.В.Кондакову. В настоящее время культурология как относительно молодая область науки сформировалась на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Период формирования (1987–1995) новой дисциплины остался в прошлом столетии и, по определению Б.С.Ерасова, культурология "доказала свою самостоятельность и основательность, стала в значительной степени оформленной теоретической дисциплиной и, главное, сформировалась как институт – с присущими ей видами теоретической деятельности, прикладного использования издательствами, программами, курсами, кафедрами, степенями и, главное, кадрами, которые готовы посвятить свою жизнь деятельности, несовместимой с "новой культурной политикой", направленной на разрушение духовного состояния общества, понижение уровня его ценностно-нормативной ориентации, тотальное отрицание самобытных принципов, смыслов и образов культуры". Исследователи выделяют несколько факторов, повлиявших на создание новой универсальной дисциплины – культурологии: – многообразие культур, их самобытность; – проявление кризисных явлений в культуре XX века; – несоответствие исторического и культурного развития. Культурология как самостоятельная дисциплина существует только в отечественной науке и рассматривается как интегративное направление, предметом которой являются определенные стадии рождения, оформления, развития и возможной гибели культуры. Культурология изучает как специфику феномена культуры, так и особенности познания. Формирование культурологических исследований как особого направления гуманитарного знания относится к Новому времени (Д.Вико, И.Гердер, Г.Гегель), основополагающее влияние оказали и труды В.Дильтея, Г.Риккерта, Э.Кассирера, О.Шпенглера. В XX веке культурологическая проблематика разрабатывается З.Фрейдом, К.Юнгом, Э.Фроммом, А.Тойнби, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Х.Ортегой-и-Гассетом, К.Леви-Строссом, М.Бубером и многими другими. Отечественная культурологическая мысль широко представлена в работах Н.Я.Данилевского, Н.А.Бердяева, К.А.Леонтьева, А.Ф.Лосева, Вяч.Иванова, А.Белого. Впервые термин "культурология" используется в статье Андрея Белого "Круговое движение" (1912). Некоторые из перечисленных имен подробно представлены в курсе лекций и его приложении. Историко-культурологическое направление активно разрабатывается И.В.Кондаковым и широко представлено в его работах с акцентом на историю культуры России начиная с языческой Руси X века до демократической России начала XXI века. Как справедливо отмечает И.В.Кондаков, "в настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывами и чреватой новыми культурно-историческими взрывами... чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического и социокультурного процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности". Определяя культурологию не только как частную науку о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как новую междисциплинарную методологию, И.В.Кондаков, тем самым, выводит культурологию за пределы собственно культурных явлений и процессов в узком смысле, охватывая более широкую область социокультурных явлений. Он выдвигает новые методические и методологические задачи перед историей культуры: во-первых отход от скомпрометировавших себя вульгарно-социологических и политических схем культурно-исторического развития и обращение непосредственно к анализу и интерпретации богатого и во многом еще не освоенного материала истории культуры; во-вторых найти основания для общей концепции закономерностей ее имманентного развития – именно как культуры, подчеркивает автор, а не культурного придатка социально-политической истории. Таким образом, предлагается новая разработка универсальной концепции культуры, соединившей философию культуры с философией истории. Одна из последних работ И.В.Кондакова (Культурология: история культуры России) демонстрирует новый подход к проблеме социокультурных взаимодействий – социального детерминизма культурно-исторических процессов и культурной подготовки явлений социально-исторического порядка. Определяя новые ориентиры в понимании социодинамики культуры, он призывает изменить систему обобщений и теоретических обоснований данной концепции, что является весьма значимым и актуальным. Тем более, что перспектива исследования социокультурных закономерностей России – в анализе исторически конкретных текстов русской культуры. Через призму культурно-исторических процессов он обозревает основные тенденции и закономерности развития отечественной культуры в целом. Необходимо отметить, что И.В.Кондаков удачно расставляет акценты в своей книге. Он подобен композитору: выделяя "главную партию", наполняет интересным содержанием и "побочные мелодии" своего лекционного курса, что дает возможность судить о смысле и значении культурно-исторических процессов по их результатам и социокультурным итогам, не "подгоняя" смыслы и значения к заданному "ответу". В связи с этим автор данного учебного пособия использует концепции И.В.Кондакова в разделе "Серебряный век – Ренессанс русской культуры". Место культурологии в системе университетского образования особенно значимо, ибо в ней заключено знание, содержащее различные многофункциональные сущности культуры, благодаря которым формируются как личностное начало будущего специалиста, так и представление о профессиональной (правовой, экономической, организационной) культуре, осознание собственных культурных ценностей. Абсолютно точную характеристику культурологии "не для культурологов" определяет Н.Г.Багдасарьян, выделяя основные критерии профессиональной культуры, социокультурные и этические нормы деятельности, "овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу профессиональной коммуникации. Но может быть, самое существенное в изучении культурологии – это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз". Данный курс лекций ориентирует студента на самый широкий круг культурологических школ, включая и теоретиков культуры советской эпохи, на различные концепции, сложившиеся в мировой науке, на идею диалога культур, являющейся концептуальной для отечественной науки. Каждая тема заканчивается поэтическими строками не случайно, ибо еще А.С.Пушкин заметил, что "поэзия выше нравственности, или, по крайней мере, совсем иное дело". Второе издание дополнено лекцией по корпоративной культуре, как части явления общей культуры на примере отдельной организации (ИЗАО "БЕЛАТМИТ"), в которой автору была предоставлена возможность провести исследование. В приложении представлены размышления автора по материалам наиболее актуальных "круглых столов", проводимых журналом "Вопросы философии" и рекомендованных студентам для самостоятельной работы, а также предпринята попытка анализа региональной социокультурной ситуации Югры на примере кинофестиваля "Дух огня" (г.Ханты-Мансийск). Автор учебного пособия акцентирует внимание студентов на определение культуры, сформировавшееся в эпоху Просвещения, при котором человек культурный воспринимался как человек просвещенный, приобщенный к основам научного знания, образованный, находящийся в постоянном поиске и стремящийся постигать неизведанное. Гармоничным дополнением к этому служат строки поэта советской эпохи Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека: Зинаида Романовна Жукоцкая Доктор культурологии, профессор кафедры философии Нижневартовского
экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного
университета. Автор около ста научных публикаций по проблемам отечественной
культурологической мысли, региональной культурной политики, в том числе
учебного пособия "Музыка и телевидение" (1999), а также монографий: "Предтечи
Серебряного века" (2002), "Свободная теургия: культурфилософия русского
символизма" (2003), "Телевидение в системе культуры" / Глава в монографии
"Экранная культура в генезисе смыслообразования" (2004), "Культурология:
курс лекций" (2005).
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |