|
«Музыкальные странички для начинающих» — учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель пособия — привлечь к музыке широкий круг детей разного возраста и разных возможностей, а также предоставить преподавателям обширный материал для первых уроков обучения игре на фортепиано. Срок освоения учебного репертуара пособия зависит от возможностей обучающегося, наиболее способные могут освоить материал за 2-3 месяца, другие — за год и более. В сборнике собрано большое количество коротких попевок, русских народных и детских песен со словесным текстом, легких пьес, а также продумана последовательность развития творческих исполнительских навыков, которые играют немаловажную роль в успешном продвижении начинающих пианистов. Преподаватели могут использовать материал как в авторской последовательности, так и варьировать его самостоятельно. Подбирая материал, авторы исходили из психологических особенностей детей: крупный шрифт, формат альбомного листа, цветное изображение нот, клавиш, расположение материала в порядке постепенно возрастающей трудности, иллюстрации и словесный текст, помогающие раскрывать образное содержание музыкального материала. Для развития ритмических способностей авторы используют распространенную систему ритмослогов, где каждая длительность получает свое слоговое обозначение. Первые ритмические упражнения, основанные на знакомых ребенку словах, словосо-четаниях, стихах позволяют ощутить ритмическую пульсацию коротких и длинных длительностей, формируют ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, и притом без всякого счета. Традиционный счет (раз-и, два-и) рекомендуется использовать после приобретения и закрепления навыка чтения любого ритмического рисунка ритмослогами. «Донотный период» представлен страницами «Радуга», «Названия клавиш», «Веселый тон», «Грустный полутон», «Полька», «Та-та, два кота», «Вальс собачек», «Звукоряд» и др. Изучение нотной записи начинается с простых коротких попевок: «Андрей-воробей», «Фа-соль» и др. Необходимо обратить внимание ученика на звучание мелодии, ее рисунок и интонацию (движение вверх или вниз, поступенное или скачкообразное и т. д.). Все пройденные песенки рекомендуется транспонировать. В сборнике используется детская символика для задания по транспонированию — «машинка с нотами». Данный знак отмечает в сборнике наиболее удобные мелодии для транспонирования. Для создания более полноценного музыкального образа рекомендуется музицировать педагогу вместе с учеником, подбирая самостоятельно аккомпанемент к исполняемым песенкам. Учитывая любовь детей к ансамблевому музицированию, авторы предлагают в пьесах вторую партию, которую может исполнять не только преподаватель, но и ученик. Раннее обучение практической гармонии мыслится не как самоцель, а как необходимый компонент, органично сочетающийся с традиционными формами инструментального обучения. Изучение гармонии начинается с осознания тоники как самой устойчивой ступени звукоряда, завершающей развитие мелодии и указывающей тональность. Тоника обозначается буквой «Т», написанной под нотной строчкой. Это дает возможность, не усложняя нотной записи, включать в исполнение дверуки: правая исполняет мелодию, а левая — тонический бас, который потом усложняется тонической квинтой «бурдоном», затем тоническим трезвучием. Мелодии для транспорта даются в определенной последова-тельности: от I, V, III ступеней лада. Звуки тонической квинты в левой руке могут помочь ученику найти первый звук мелодии в другой тональности. После игры мелодий с тоническим басом, «бурдоном», трезвучием приступаем к изучению доминанты, которую сначала ученик учится находить по вершине в тонической квинте (V ступени). Материал для освоения игры доминантовой гармонии дается в порядке постепенного усложнения. Сначала — это игра функционального баса на I-V ступенях (Т-Д) в левой руке, затем вводится игра последовательности в виде тонической квинты на I ступени и доминантовой сексты на VII ступени (Т-Д6) по правилу: «На полтона ты спустись, в Доминанту превратись». Исполненные песенки с Т-Д6 развивают не только мелодический слух, но и гармоническое чутье. Схема «тоническая квинта—доминантовая секста» в дальнейшем будет усложняться аккордовой последовательностью Т53-Д6 во многих этюдах и пьесах. Навыки ощущения лада, тональности, гармонической поддержки должны быть закреплены методом транспонирования, а затем подбором по слуху. Последний раздел «Определи тональность и подбери Т-Д6» синтезирует и закрепляет приобретенные знания, умения и навыки. Занятия с начинающими в классе фортепиано практической гармонией, подбором на слух, транспонированием вызывают у детей интерес, развивают творческие и исполнительские способности обучающихся, позволяют им более полно проявить себя в музыке. Отмечается интенсивное развитие слуха у детей, все ребята хуже или лучше подбирают на слух, ориентируются на клавиатуре, в тональностях, прогрессивно развивают самостоятельные навыки работы с нотным текстом и первоначальные навыки чтения с листа. Использование межпредметных связей, развитие творческих навыков позволяет обучающимся успешно учиться не только в классе фортепиано, но и в классах сольфеджио и хора. Е. Э. Давиденко, И. Ю. Фадеева
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||