Оглавление | 3
|
Введение | 6
|
Глава 1. Проблемы философско-научного осмысления развития и строения науки | 13
|
Глава 2. Подход и методология исследования науки | 37
|
1. Метод культурно-исторической реконструкции | 38
|
1.1. Соотносительный анализ | 40
|
1.2. Топический анализ | 42
|
1.3. Диспозитивный анализ | 44
|
1.4. Европейская эволюция с точки зрения культурно-исторической реконструкции | 49
|
1.4.1. Предыстория | 50
|
1.4.2. Культуры до осевого времени | 50
|
1.4.3. Культуры осевого времени | 53
|
1.4.4. Культура модерна | 54
|
Глава 3. Генезис европейской науки (этапы, тропы, концепты).
|
I. Предпосылки. Замысел науки. Античная наука | 55
|
1. Преднаучное познание (мифологические и эмпирические знания; схемы и модели) | 55
|
1.1. Почему нельзя согласиться с концепцией происхождения науки в культуре Древнего мира | 55
|
1.2. Два источника знаний в культуре Древнего мира: опыт и осмысление непонятных явлений | 59
|
1.3. Эмпирические знания в практике древнего земледелия как предпосылка античной геометрии | 67
|
2. Три источника античной математики: эмпирические знания, идеальные объекты, конструирование | 74
|
3. Замысел науки в работах Аристотеля. Идея изучения природы | 79
|
3.1. Пояснение тезиса, по которому Стагирит — автор замысла античной науки | 84
|
3.2. Пример анализа античной науки | 88
|
Глава 4. Генезис европейской науки.
|
II. Формирование естественной науки | 92
|
1. Средневековые трансформации понимания природы | 92
|
2. Подступы к новоевропейскому научному пониманию природы | 100
|
3. Галилей и Гюйгенс реализуют замысел Аристотеля, Р. Бэкона и «естественных магов» Возрождения | 105
|
4. Сущность европейской науки | 120
|
5. Замысел формирования модерна и включения естественной науки в его целое | 121
|
5.1. Изучение природы как условие существования новоевропейского человека предполагало создание института науки и промышленности | 122
|
5.2. Проект овладения природой открывал дорогу социальным реформам и преобразованиям | 125
|
5.3. Развитие электротехники как пример поворота науки на прикладные исследования под влиянием ее институционализации | 127
|
Глава 5. Гуманитарная наука | 133
|
1. Предпосылки и социальный контекст становления гуманитарной науки | 133
|
2. Анализ двух образцов гуманитарной работы. Особенность гуманитарной науки | 140
|
2.1. «Воскрешение Лазаря» Рублева в интерпретации В. Плугина | 140
|
2.2. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина | 148
|
2.3. Особенности гуманитарного подхода и науки | 168
|
3. Аргументы в защиту тезиса — гуманитарная наука полностью соответствует понятию науки | 175
|
Глава 6. Особенности социальных наук | 177
|
1. Изучение социальности и проблема социального действия | 177
|
2. Самоопределение автора | 201
|
3. Природа социальной реальности | 207
|
Заключение | 232
|
Приложение 1. Трансдисциплинарность как подход и нетрадиционная наука | 234
|
Приложение 2. Феномен Эмануэля Сведенборга, а также возможна ли наука о сакральном мире? | 250
|
Приложение 3. Особенности конспирологического дискурса (по книге Сергея Горяинова «Битвы алмазных баронов») | 269
|
Приложение 4. К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также, куда мы должны отнести космологию | 294
|
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.