URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Розин В.М. Природа и этапы формирования европейской науки: Концепты и тропы Обложка Розин В.М. Природа и этапы формирования европейской науки: Концепты и тропы
Id: 324683
969 р.

Природа и этапы формирования европейской науки:
Концепты и тропы

2025. 308 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В новой книге известный отечественный философ и методолог науки Вадим Розин подводит итоги многолетних исследований науки. Опирается он и на опыт своего преподавания (тоже многолетний) курса истории и философии науки.

В книге несколько сквозных тем. Во-первых, это обсуждение проблем исследования науки и некоторых концепций науки. Во-вторых, генезис науки: предыстория науки, первый старт в античной культуре, развитие взглядов на основание... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение6
Глава 1. Проблемы философско-научного осмысления развития и строения науки13
Глава 2. Подход и методология исследования науки37
1. Метод культурно-исторической реконструкции38
1.1. Соотносительный анализ40
1.2. Топический анализ42
1.3. Диспозитивный анализ44
1.4. Европейская эволюция с точки зрения культурно-исторической реконструкции49
1.4.1. Предыстория50
1.4.2. Культуры до осевого времени50
1.4.3. Культуры осевого времени53
1.4.4. Культура модерна54
Глава 3. Генезис европейской науки (этапы, тропы, концепты).
I. Предпосылки. Замысел науки. Античная наука55
1. Преднаучное познание (мифологические и эмпирические знания; схемы и модели)55
1.1. Почему нельзя согласиться с концепцией происхождения науки в культуре Древнего мира55
1.2. Два источника знаний в культуре Древнего мира: опыт и осмысление непонятных явлений59
1.3. Эмпирические знания в практике древнего земледелия как предпосылка античной геометрии67
2. Три источника античной математики: эмпирические знания, идеальные объекты, конструирование74
3. Замысел науки в работах Аристотеля. Идея изучения природы79
3.1. Пояснение тезиса, по которому Стагирит — автор замысла античной науки84
3.2. Пример анализа античной науки88
Глава 4. Генезис европейской науки.
II. Формирование естественной науки92
1. Средневековые трансформации понимания природы92
2. Подступы к новоевропейскому научному пониманию природы100
3. Галилей и Гюйгенс реализуют замысел Аристотеля, Р. Бэкона и «естественных магов» Возрождения105
4. Сущность европейской науки120
5. Замысел формирования модерна и включения естественной науки в его целое121
5.1. Изучение природы как условие существования новоевропейского человека предполагало создание института науки и промышленности122
5.2. Проект овладения природой открывал дорогу социальным реформам и преобразованиям125
5.3. Развитие электротехники как пример поворота науки на прикладные исследования под влиянием ее институционализации127
Глава 5. Гуманитарная наука133
1. Предпосылки и социальный контекст становления гуманитарной науки133
2. Анализ двух образцов гуманитарной работы. Особенность гуманитарной науки140
2.1. «Воскрешение Лазаря» Рублева в интерпретации В. Плугина140
2.2. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина148
2.3. Особенности гуманитарного подхода и науки168
3. Аргументы в защиту тезиса — гуманитарная наука полностью соответствует понятию науки175
Глава 6. Особенности социальных наук177
1. Изучение социальности и проблема социального действия177
2. Самоопределение автора201
3. Природа социальной реальности207
Заключение232
Приложение 1. Трансдисциплинарность как подход и нетрадиционная наука234
Приложение 2. Феномен Эмануэля Сведенборга, а также возможна ли наука о сакральном мире?250
Приложение 3. Особенности конспирологического дискурса (по книге Сергея Горяинова «Битвы алмазных баронов»)269
Приложение 4. К проблеме демаркации естественных и гуманитарных наук, а также, куда мы должны отнести космологию294

Об авторе
top
photoРозин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.