Оглавление | 3
|
Предисловие | 5
|
Часть 1. Структурно-семиологический аспект языка | 7
|
Глава 1. Произвольность и мотивированность языкового знака | 7
|
1.1. Произвольность языкового знака — основа теории языка Ф. де Соссюра | 7
|
1.2. Развитие идей Ф. де Соссюра об относительной произвольности знака лингвистами Женевской школы Ш. Балли и С. Карцевским | 9
|
Глава 2. Типы мотивированности в языке | 14
|
2.1. Эксплицитная мотивированность | 14
|
2.2. Имплицитная мотивированность | 18
|
2.3. Мотивированность означающим (звуковой символизм) | 19
|
2.4. Мотивирование внутренней формой лексического знака | 22
|
Глава 3. Семиологический и лингвистический аспекты гиперо-гипонимических отношений | 31
|
3.1. Роль категорий общего и отдельного в формировании языковой картины мира | 31
|
3.2. Типология гипонимов | 35
|
3.3. Парадигматические и синтагматические связи гипонимов | 43
|
3.4. Источники гипонимов: этимологические и социально-исторические факторы | 52
|
3.5. Этносемантический аспект гипонимии | 59
|
3.6. Метафоризация гипонимов | 66
|
3.7. Роль гиперо-гипонимических отношений в категоризации действительности | 70
|
3.8. Методы исследования гипонимии. Пропозиционально-фреймовый анализ | 77
|
3.9. Лексикографический и дидактический аспекты гиперо-гипонимии | 82
|
3.10. Гиперо-гипонимия в аспекте перевода | 87
|
Глава 4. Лакунарность в лексико- семантической системе языка | 90
|
4.1. Виды лакун. Место лакун в языковой картине мира | 90
|
4.2. Лексикографический и переводческий аспекты лакунарности | 97
|
4.3. Типология языка и проблема переводимости | 103
|
Часть 2. Когнитивный аспект языка | 109
|
Глава 1. Определение концепта и методы исследования | 109
|
Глава 2. Типология концептов | 117
|
Глава 3. Морально-ценностные и социально-значимые концепты | 129
|
3.1. Концепт «Вера» | 129
|
3.2. Концепт «Душа» | 132
|
3.3. Концепт «Истина» | 137
|
3.4. Концепт «Толерантность» | 146
|
3.5. Неологический концепт COVID-19 | 156
|
Глава 4. Роль когнитивной метафоры в вербализации концептов (на материале газетно-публицистического и художественного дискурсов) | 162
|
4.1. Когнитивные метафоры в газетно-публиицистическом дискурсе | 165
|
4.2. Когнитивные метафоры в художественном дискурсе | 168
|
Глава 5. Динамический аспект концептов | 174
|
Глава 6. Креативный потенциал языка | 186
|
Глава 7. Диахроническая концептология | 194
|
Глава 8. Диахроническая сопоставительная концептология | 202
|
Заключение | 217
|
Список цитированной литературы | 224
|
Список художественной литературы | 231
|
Кузнецов Валерий Георгиевич Доктор филологических наук, профессор кафедры лексикологии и стилистики французского языка факультета французского языка Московского государственного лингвистического университета. Специалист по межкультурной коммуникации, теории и практике перевода, стилистике французского языка, сопоставительной типологии, когнитивной лингвистике, истории и теории языкознания. Член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, участник многих лингвистических конгрессов и конференций, член Кружка Фердинанда де Соссюра при Женевском университете.
Автор учебных пособий и монографий: «Функциональные стили современного французского языка: Публицистический и научный» (URSS), «Французский язык для экономистов: Практический курс и перевод», «Женевская лингвистическая школа: От Соссюра к функционализму» (URSS), «Научное наследие Женевской лингвистической школы», «Произвольность и мотивированность языкового знака: семиологический и лингвистический аспекты», «Профессионально ориентированный перевод: французский-русский» (URSS).