Иностранное слово "модернизация" в нашей стране с недавних пор стало очень модным. Сегодня его употребляют на каждом шагу, по делу, а часто и без оного. Власти декларируют, что России непременно и как можно быстрее нужно стать промышленно более развитой и диверсифицированной. Главной задачей для народного хозяйства они видят ускоренное обновление техники и широкое внедрение современных технологий, развитие обрабатывающей промышленности и построение инновационной экономики. Многие эксперты утверждают, что развернувшийся сейчас мировой кризис – лучшее время для модернизации экономики. По их мнению, вкладывая деньги в развитие сейчас, во время начала промышленного роста, можно при умелой инвестиционной политике и соответствующей государственной поддержке стимулировать бум новых технологий, которые выведут страну в авангард глобального рынка. Правда, скептики советуют им обратиться в недавнее прошлое: ведь по пути инновационного развития страна пыталась пойти (без всякого, впрочем, конечного успеха) и при Л.Брежневе в конце 1970-х (вспомним попытки интеграции науки и производства, создания межотраслевых научно-технических комплексов и т.п.), и при М.Горбачеве в середине 1980-х (намеченные, но не реализованные меры по ускорению научно-технического прогресса). В чем же причина прошлых неудач, и где та "волшебная палочка", которая откроет России дверь в инновационную экономику? Где, наконец, гарантия, что задуманные властью проекты создания аналога Силиконовой долины в Сколково, развития нано- и прочих технологий, инновационных центров и т.п. не станут очередными "потемкинскими деревнями", коих в российской истории было немало? Как считают авторы данной работы, генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ) Ю.Емельянов и его заместитель А.Хачатурян, основная проблема здесь не только в инвестициях и инновациях. Не менее важно обеспечить готовность общества к модернизации, поддержку россиянами ее социально-экономических идей, реальную борьбу государства и граждан с главными врагами модернизации – ленивым и нерадивым работником, неэффективным менеджером, предпринимателем-теневиком и коррумпированным чиновником. Необходимо, чтобы провозглашенные властью базисные ценности "российского модернизационного проекта" стали общественно-значимыми, превратились в национальную идею, совпали с ожиданиями и представлениями россиян. Иными словами, нужна существенная модернизация общественного сознания, модернизация личности и управленца, и простого работника. К сожалению, наши люди пока еще в большей мере пассивные зрители, а не активные участники разворачиваемой государством игры на "поле модернизации", наблюдающие за ее развитием со стороны и с изрядным скепсисом относящиеся к соответствующей риторике властей. Модернизация в России станет необратимой только при условии включения государством и обществом механизмов ее саморазвития. Сегодня власть пытается начать модернизационный процесс в "ручном режиме", запуская в экономике ряд крупных инновационных проектов. Однако надо понимать, что активность власти – это только необходимое, но далеко не достаточное условие перевода модернизационного процесса в "автоматический" режим. Только тогда модернизационный посыл начнет формироваться и на уровне основного производственного звена, активно включив человеческий фактор. Главным мотивом при этом станет развитие конкурентной экономики, в основе которой – не административный, а инновационный ресурс. В результате в рамках модернизационного процесса окажется возможным согласованное взаимодействие его важнейших субъектов – эффективного собственника, креативного менеджера, инициативного работника. Между тем результаты ряда исследований свидетельствуют: россияне ждут от модернизации не только инноваций и инвестиций, но и крупных социальных изменений, прежде всего обеспечения равенства всех перед законом, а также борьбы с коррупцией, широко распространенным "трудовым нигилизмом", социальной и производственной пассивностью. Авторы пытаются показать, что без решения этих проблем запустить "социальный маховик" модернизации будет невозможно, а значит, граждане не получат должной мотивации к активному участию в ней. Очень важно при этом выращивать в стране модернизационный "человеческий капитал", повышать трудовую культуру, возрождать позитивные национальные традиции, консолидировать социально-экономическую целостность общества. Здесь на первый план выходит решение проблемы кадров. На всех уровнях государства и бизнеса остро не хватает грамотных, системно ориентированных управленцев. Так что необходима и "модернизация сознания" новой элиты России. Авторы исследуют историю и специфику всех значимых модернизационных проектов, осуществленных в России, анализируют эволюцию отечественной хозяйственной культуры, выявляют ее базисные архетипы и описывают основные стадии развития современного предпринимательства в стране. На этой основе они пытаются определить основные институциональные и корпоративные факторы модернизационного процесса в России, его специфику. В центре внимания – его социальный аспект, в том числе рыночная корректировка ментальности работника, формирование и эволюция его человеческого капитала. Большим подспорьем для этого служат, по мнению авторов, современная корпоративная культура и механизмы активизации человеческих ресурсов, корпоративного обучения и управления знаниями, использования информационных технологий в управлении. Авторы регулярно обращаются к международному опыту, накопленному в данной области. Для этого в монографии широко используются материалы соответствующих исследований, проведенных в МНИИПУ под руководством директора Международного центра управленческого консультирования при МНИИПУ С.Хайниша (гл.4) и директора Центра менеджмента при МНИИПУ В.Гончарова (гл.5), за что авторы монографии выражают им искреннюю признательность. Емельянов Юрий Станиславович
Доктор экономических наук. Генеральный директор Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ), член редакционного совета международного журнала «Проблемы теории и практики управления». В предыдущие годы являлся генеральным директором ЗАО «Корпорация „Наука и промышленность“», а также первым заместителем генерального директора Центра программных технологий Российской академии наук.
Хачатурян Ашот Ардавасович Заместитель генерального директора МНИИПУ, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1990-х годах был визитин-профессором в Академии Восток––Запад (Берлин, ФРГ) и Высшем институте управления (Париж, Франция). Автор 8 монографий и более 80 статей, издававшихся в России и за рубежом.
|