Миграционные потоки в страны Европейского союза, особенно в последние годы, стали более многообразными, а их урегулирование — более проблематичным. Число лиц, ищущих убежище в других странах, и мигрантов, находящихся в неурегулированном положении или имеющих, в первую очередь, экономическую мотивацию мобильности, увеличивается с каждым годом. Однако резкое увеличение потока мигрантов в Европейский союз после «арабской весны», гражданской войны в Сирии и последних событий на Украине и Ближнем Востоке еще раз подчеркивают необходимость пересмотра программ и договоренностей, связанных с предоставлением убежища, а также важность последовательной и комплексной миграционной политики ЕС в области внешнего управления миграционными потоками. Под воздействием непрекращающихся миграционных кризисов Европейский союз начал принимать активные меры, которые выходили за рамки существовавших правил, так как они показали свою неэффективность. Однако это делалось по той же логике управления, которая была закреплена в существовавших документах ранее, что способствовало развитию кризиса приема беженцев и мигрантов. В условиях возросшего числа стран — членов ЕС и различий в условиях приема беженцев в них возникло особое миграционное давление на пограничные государства, а также на те страны, которые были приоритетной целью миграционной мобильности. Это вызвало ряд проблем, связанных как с размещением мигрантов в ЕС, так и с урегулированием разногласий между членами Союза. Неспособность государств — членов Евросоюза найти консенсус по вопросу предоставления убежища, расхождения во мнениях внутри ЕС по поводу приема новых мигрантов привели к тому, что на уровне как отдельных государств, так и в целом сложилась практика заключения соглашений на национальном и наднациональном уровнях сначала со странами транзита, а затем и со странами исхода. В поисках выхода из миграционного кризиса ЕС попытался осуществить экстернализацию решений миграционных вопросов и разработать схему передачи ответственности третьим странам, странам транзита или странам исхода мигрантов. Также ЕС предполагал перенести вопросы предоставления убежища на третьи государства. Таким образом, целью экстернализации миграционного регулирования является сокращение миграционного давления на границах Европейского союза. В результате, концепция экстернализации, которая складывалась во многом стихийно, обозначила новые направления в реформировании миграционной политики ЕС в отношении предоставления убежища, изучение которых представляет научный и практический интерес. В монографии на основе комплексного и системного изучения широкого круга источников и литературы: • рассмотрены ключевые направления экстернализации как внешнего измерения миграционной политики ЕС и выявлены основные тенденции и характеристики миграционных потоков из третьих стран в страны ЕС. К ним относятся: непрогнозируемое увеличение потоков беженцев из стран Глобального Юга, в первую очередь, из стран Африки; рост доли беженцев в миграционных потоках по сравнению с трудовой миграцией; значительное увеличение количества людей с неурегулированным статусом, находящихся на территории Европы; • выявлены причинно-следственные связи между ростом миграционного давления в странах ЕС и выработкой мер по экстернализации миграционного контроля на внешних границах союза. Впервые составлен полный реестр двусторонних соглашений, заключенных со странами транзита, и выявлено их влияние на сокращение числа беженцев на данных направлениях в сравнении с ростом потока мигрантов на тех маршрутах, которые еще не охвачены подобными соглашениями; • отмечены участившиеся случаи нарушения Женевской конвенции и других международных соглашений по охране прав человека при осуществлении миграционного контроля. Разработка концепции экстернализации анализируется как попытка перевести миграционный контроль в правовое русло, хотя отмечаются существующие нарушения прав человека и в рамках этой политики; • представлены модели взаимодействия европейских стран на национальном и наднациональном уровнях со странами транзита и происхождения мигрантов. Впервые анализируется модель взаимодействия стран назначения и транзита, в которой двусторонние отношения используются для решения вопросов на наднациональном уровне. Соглашения между странами транзита и странами направления мигрантов находят поддержку на общеевропейском уровне и финансируются; • дана оценка эффективности таких международных программ как «Глобальный подход ЕС к миграции от 2005 г.», «Глобальный подход ЕС к миграции и мобильности от 2011 г.» в отношении вынужденных мигрантов из отдельных стран Африки. Раскрывается опыт устоявшихся практик миграционной политики стран ЕС и одновременно показаны политические вызовы, которые ведут к негативным последствиям (в их числе: различия в подходах к миграции и мобильности; неравное участие африканских стран в реализации таких инициатив, как Рабатский процесс 2006 г., Партнерство Евросоюз — Африканский союз по миграции, мобильности и занятости 2007 г., Хартумский процесс 2014 г. • доказана связь между экстернализацией миграционной политики ЕС и реинтеграцией мигрантов после их добровольного возвращения или до начала миграции в Европу на примере Иорданского соглашения 2016 г., когда в обмен на миллиарды долларов в виде грантов и займов, преференциальные торговые соглашения, Иордания взяла на себя обязательство улучшить доступ к образованию и легальному трудоустройству для сирийских беженцев. Примере Иордании свидетельствует о том, что для стран ЕС чрезвычайно важно участвовать в программах интеграции сирийских беженцев в принимающих странах, которые создают условия для сокращения приток беженцев в ЕС; • проведен сравнительный анализ программ и соглашений ЕС с Афганистаном, Пакистаном и Ираком по возвращению, реадмиссии и реинтеграции в эти страны. Раскрыта корреляция эффективности программ по возвращению с вероятностью вторичной попытки въезда в страны ЕС.
![]() Кандидат исторических наук, преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН) имени Патриса Лумумбы. Область научных интересов: миграционная политика, миграционные процессы в XXI веке, управление международной миграцией.
|