Память в зеркале времени, или Умение запоминать в информационную эпоху Вопрос о том, как улучшить свою память, занимал человечество с незапамятных времен. Еще ораторы Древней Греции и Рима вынуждены были держать в голове подробности своих выступлений — читать по бумажке было не принято, да и саму бумагу изобрели далеко не сразу. И недаром имели популярность факты и небезосновательные легенды о полководцах и государственных деятелях, помнивших в лицо и по имени десятки тысяч своих солдат и жителей полисов, о выдающихся художниках с фотографической памятью, о композиторах, играющих сложнейшие мелодии без ошибок после единственного прослушивания, о полиглотах, знающих десятки языков, и т. д. Время шло, и настал черед информационной эпохи, когда безбрежный поток информации, казалось бы, не только поставил вопрос о пределах человеческой памяти, но и предложил вариант решения проблемы. А именно — появился Интернет с его поисковиками, онлайн-энциклопедиями, социальными сетями и электронными переводчиками, где теоретически можно получить ответ на любой вопрос, когда-либо рассматриваемый в науке и других областях. Компьютеры и мобильные телефоны превратились в нечто вроде карманных справочников. Правда, новые возможности зачастую используются в, мягко говоря, приземленных целях — от просмотра фотографий домашних животных до бурных сетевых споров с незнакомыми людьми. Но это не делает менее актуальным следующий вопрос — а надо ли развивать память, внимание, умение запоминать в нынешнее время. Какой в этом смысл, спрашивает часть общественного мнения, когда в Интернете на все можно найти ответ. Тот же Интернет дает свои варианты ответа и на данный вопрос. Хорошая память нужна как для обучения по конкретным темам и предметам (в том числе иностранным языкам, несмотря на помощь онлайн-переводчиков), так и для образования вообще. Там, где преподаваемые знания требуют точных ответов, да, впрочем, и логических размышлений, и навыков, без развитой памяти не обойтись. Возможно, в будущем образование будет построено на иных принципах, но когда это будет и как будет выглядеть, неизвестно. Другой вариант — хорошая память и ее развитие способствует тренировке других качеств, прежде всего общего интеллекта, воображения, умения рассуждать, повышения возможности концентрироваться на изучаемых предметах. В процессе учебы и просто запоминания формируются новые связи между нервными клетками, что также помогает физическому и душевному здоровью, долголетию. И наконец, хотя информационная эпоха подарила возможность легко присоединиться к знаниям, накопленным за всю историю человечества, гигантский поток информации буквально заставляет человека иметь хорошую память. Просто для того, чтобы ориентироваться в этом потоке, извлекать из него нужную информацию и отсеивать ненужную, развивать навыки поиска мест, в которых можно эту нужную информацию найти. Для примера можно спросить читателя, помнит ли он все свои сетевые аккаунты, логины и пароли к ним. Конечно, зубрить пароли нет смысла, есть приемы, позволяющие держать нужную информацию в Интернете, что называется, под рукой. Но и эти методы требуют от пользователя соответствующих умений, навыков и... хорошей памяти. Предлагаемая читателю книга выдающегося психолога и философа, логика и педагога Г. И. Челпанова посвящена не приемам и методам улучшения памяти, хотя эти приемы и методы в книге есть. Причем они рассмотрены как с точки зрения их критики, так и собственно развития, или, как пишет автор, воспитания памяти. Но главное в ней другое — объяснение как физиологических механизмов, так и психологических свойств памяти, из которых выводятся условия хорошего запоминания. И это для пытливого читателя может оказаться намного более ценным. Как говорил автору этих строк один преподаватель Московского университета: вы можете зазубрить знания, но если вы не понимаете сути, того, «как это работает», то даже отличные оценки не гарантируют хорошего образования, а возможность встретиться с въедливым экзаменатором, который легко поставит вас в тупик дополнительными вопросами, весьма велика. Но если вы, пусть не полностью, пусть даже на какуюто долю, поймете суть вопроса и сможете это понимание продемонстрировать, самый придирчивый экзаменатор это оценит. Можно сказать, что похожий принцип лежит в основе настоящей книги — не просто дать знание методов развития памяти, а объяснить механизмы и показать на их основе систему, благодаря которой каждый решит, как развивать свою память наилучшим образом. А. В. Стулов, книгоаналитик издательской группы URSS
Предлагаемая книжка составлена частью из статей, помещенных в «Мире Божьем» за 1892 год, № 11 и 12, под заглавием: «Что такое память и как ее развить?», частью из публичных лекций по психологии, читанных в Киеве, в весеннем полугодии 1900 года. Если в этой книжке, посвященной вопросу о развитии памяти, автор уделяет много места мнемонике, являвшейся до сих пор достоянием лубочной литературы, то делает это на основании следующих соображений. Хотя мнемоника, как искусство, почти всегда отвергалась людьми науки, однако интерес к ней в интеллигентной публике не ослабевает: учителя мнемоники все еще находят для себя учеников. Это обстоятельство показывает, что очень многие совершенно не знают, что такое мнемоника. Автору приходилось убеждаться в том, что даже представители высшей интеллигенции: учителя, врачи, адвокаты, инженеры, студенты обыкновенно бывают незнакомы с тем, что такое мнемоника. Ему неоднократно приходилось слышать заявления вроде следующего: «Мне, по моей профессии, очень многое приходится удерживать в памяти; к сожалению, память у меня очень плохая, и я не знаю, не обратиться ли мне к учителю мнемоники, чтобы он укрепил мне память?» Все эти обстоятельства делают очевидным, что в нашей интеллигентной публике нет правильного представления о том, что такое мнемоника. Да если бы кто-нибудь и захотел познакомиться с сущностью и значением мнемоники, то этооказалось бы делом в высокой мере трудным. Потому что сочинения по педагогике и психологии, где он пожелал бы найти указания по этому вопросу, обыкновенно совершенно его не затрагивают. Это и послужило для автора поводом дать в настоящем сочинении место вопросу о сущности и значении мнемоники.
Челпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. Гецов Георгий Герасимович Журналист, автор восьми книг о рационализации умственного труда и правилах работы с информацией. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее произведение научно-популярной литературы. Книги Г. Г. Гецова, если учесть и их журнальные варианты, печатаются с 1975 года в общей сложности миллионными тиражами. Они рекомендованы и используются рядом университетов, издательств, газет и журналов, вызвали широкий отклик в периодических изданиях в нашей стране и за рубежом (включая Индию, Болгарию, Армению, Украину, Беларусь, Молдову, Узбекистан, Киргизию).
|