Данная книга основана на материалах четырехчасовой лекции о восприятии, читаемой мною в рамках курса психопатологии студентам психологического факультета МГУ; главным образом при подготовке текста использовались записи, сделанные в весеннем семестре 2007 года, когда мне пришлось читать свой курс и настоящую лекцию дважды. В своем курсе я предлагаю модели, позволяющие не только описать то или иное расстройство, но и раскрыть его психологический механизм, а стало быть – определить место данного расстройства в ряду других расстройств. Занимаясь, таким образом, моделированием, я отдаю себе отчет в том, что способы моделирования психического могут быть различными – хорошо, если имеются или будут предложены какие-то другие, отличные от предлагаемых мной. Но я отвергаю с порога любые обвинения в замене "психической реальности" вымышленными конструкциями, ибо такие обвинения могут свидетельствовать единственно об отсутствии у высказывающего их человека элементарных представлений о том, что такое наука и как она строится. Ведь любое научное знание – это всегда модель, это всегда конструкция, которая не извлекается из "реальной действительности", якобы теоретически нейтральной, но служит самим способом обнаружения этой "действительности"; оценить научную теорию – значит сравнить одну модель с другими моделями... Иначе говоря, я прекрасно понимаю, что занимаюсь построением "зондов", но построение "зонда" – это и есть все, на что может претендовать деятель науки. Процесс восприятия я также рассматриваю как сложный процесс движения многоуровневого аппарата "зондов", а, соответственно, расстройства восприятия – как изменения тех или иных характеристик движения этого аппарата. Понятие "зонда" используется в психологии (и не только в психологии) уже достаточно давно; давно уже был описан так называемый "феномен зонда", и одна из лучших работ, дающих этому феномену теоретическое обоснование, – это вышедшая в 1994 году статья А.Ш.Тхостова "Топология субъекта", в которой, фактически, была предпринята попытка создания теории "зонда", включающей в свой предмет не только явления, традиционно описываемые психологией, но также науку, мораль, идеологию. Методологические ресурсы этой теории позволяют развивать ее в разных направлениях. В частности, можно обратить внимание на движения "зондов" и попытаться описать характеристики этих движений; можно, далее, обратить внимание на многоуровневость аппарата "зондов" и попытаться описать взаимодействие между "зондами" разных уровней. Именно эти попытки и были предприняты мною при анализе расстройств восприятия; в результате была выстроена модель, позволяющая создать классификацию этих расстройств в соответствии с их предполагаемыми психологическими механизмами. Чтобы книгу было удобно использовать в качестве учебного пособия, я разбил текст на разделы и добавил необходимые сноски и ссылки. Помимо лекционного материала, я добавил в книгу написанный совместно с А.Ш.Тхостовым доклад "Многомерность сознания: от феномена к явлению", в котором рассматриваются некоторые вопросы теории "зонда" (он был прочитан мною на конференции "Философия сознания: история и современность. Вторые Грязновские чтения", проходившей в МГУ 17–18 ноября 2006 года). Журавлев Игнатий Владимирович Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела психолингвистики Института языкознания РАН, преподаватель ряда вузов Москвы, врач-психиатр, практикующий психотерапевт. В 2002–2014 гг. читал поточный курс психиатрии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор около 150 научных публикаций, включая книги «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (URSS), «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (URSS), «От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой» (URSS).
|