ОТ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДО МОРГАНА: У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ Нарисовать картину происхождения брака и семьи означает, разумеется, не что иное, как изложить решение этой проблемы, предлагаемое наукой в настоящее время. Сразу же следует предупредить, что единодушия по этому вопросу среди ученых нет. Не только буржуазные исследователи придерживаются различных точек зрения, но и среди советских специалистов нет полного единства взглядов. Разобраться в современных концепциях происхождения брака и семьи, правильно оценить их нельзя, не имея представления о том, как, когда и на какой основе эти теории возникли. Невозможно знать историю ни одного явления, не зная истории развития представлений о нем. Все это делает настоятельно необходимым начать с изложения истории взглядов на сущность и происхождение брака и семьи. Нет необходимости заходить слишком далеко в глубь времен и рассматривать религиозные, мифологические и им подобные представления о браке и семье. Нас интересуют не всякие взгляды, а лишь такие, которые существовали в рамках науки. О науке как теоретической форме знания можно говорить, лишь начиная с античной эпохи. Возникла она в форме философии и на первых порах полностью совпадала с ней. Первые философы занимались всеми проблемами, и в том числе сущностью и происхождением брака и семьи. Ф.Энгельс однажды заметил, что одной из причин, заставляющей снова и снова обращаться к наследию античных мыслителей, "является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". Перефразируя слова Энгельса, можно сказать, что в трудах мыслителей античной эпохи мы находим в зародыше все те представления о происхождении брака и семьи, которые получили развитие в последующее время. Брак в античном обществе был моногамным. Характерной чертой как древнегреческой, так и древнеримской семьи было господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений. Одна из первых известных нам попыток поставить вопрос о характере этих отношений в эпоху, далеко отстоящую от времени расцвета эллинского мира, была предпринята Платоном. Его ответ был недвусмысленным: даже в те далекие времена, когда не было ни письменности, ни законодательства, семья по существу ничем не отличалась от современной. В качестве доказательства Платон ссылался на приведенное в "Одиссее" описание легендарного народа киклопов: "Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов; В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый Властвует, зная себя одного, о других не заботясь". Семья, в которой властвует мужчина, выступает у Платона как исходная общественная ячейка. Все остальные более сложные и крупные общественные и государственные образования возникают, по его мнению, в результате соединения семей, Таким образом, в работах Платона мы находим истоки той концепции, которая в дальнейшем получила название "патриархальной теории". Однако Платон не следует этой точке зрения до конца. Вступая в противоречие со своими собственными взглядами, он считает вполне возможным существование общества, в котором не будет ни моногамного брака, ни семьи. В своих проектах "идеального государства" он настойчиво предлагает в качестве средства обеспечения сплоченности в одних случаях общества в целом, в других – одного из господствующих сословий (стражей) – введение общности жен, детей и имущества. Эта идея возникла не на пустом месте. В знаменитой "Истории" Геродота, с которой Платон не мог не быть знаком, общность женщин фигурирует как отличительная черта общественных порядков у целого ряда народов. Так, об авсеях Ливии мы узнаем у Геродота, что "совокупляются... они с женщинами сообща, не вступают в брак, но сходятся подобно скоту". Пользуются сообща женщинами и скифы-агафирсы, "чтобы всем быть братьями и как родные, не завидовать и не враждовать между собой". Аналогичные обычаи существовали, по Геродоту, также у живших к северу от Каспийского моря масагетов и насамонов Северной Африки. Подобного рода сведения в изобилии встречаются в литературе на протяжении всей античной эпохи. Так, еще в I в. до н.э. Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне" рассказывал о бриттах, что у них каждые десять – двенадцать человек, большей частью братья или родители с детьми, имеют общих жен. В достоверности сообщений Геродота и других современных ему писателей не сомневался Аристотель, что, впрочем, не помешало ему создать концепцию, в которой эти сведения совершенно не принимались во внимание. Не были приняты во внимание и имевшиеся в трудах Геродота и многих других античных писателей сообщения о существовании у некоторых народов счета родства по материнской, а не по отцовской линии и высокого, иногда даже господствующего, положения женщины. Подвергнув критике проекты "идеального государства" Платона, Аристотель последовательно развил его идею о семье, в которой мужчина господствует над женой и детьми, как исходной и основной ячейке общества. Эту семью Аристотель выводит из природы человека и рассматривает в качестве первой формы общения. Соединение семей дает "селение", соединение "селений" – "государство". В трудах Аристотеля "патриархальная теория" получила свое более или менее законченное выражение. В отличие от Платона и Аристотеля, не ставивших вопроса ни о возникновении человеческого общества, ни о происхождении брака и семьи, великий материалист древности – Демокрит и его последователи предприняли попытку нарисовать картину происхождения человечества. "О первых же появившихся людях говорят, – писал Диодор Сицилийский, излагая взгляды Демокрита, – что они вели неупорядоченную звероподобную жизнь и поодиночке выходили на пастбища, поедая наиболее пригодные для этого травы и доступные плоды деревьев". Опасность, подстерегавшая людей со стороны диких зверей, вынудила их объединиться, нужда заставила познать свойство огня, изобрести ремесла и т.п. "Вообще нужда и опыт, – полагал Демокрит, – были для человека учителями во всем". Взгляды материалистов-атомистов на происхождение брака и семьи нашли свое четкое выражение в поэме Лукреция Кара "О природе вещей", в которой мы находим картину детства человечества, во всех основных чертах совпадающую с принадлежащей Демокриту: "Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных Представление о неупорядоченном общении полов как стадии, предшествующей браку, неразрывно связано с общим взглядом античных материалистов-атомистов на происхождение и развитие человечества. Норм, регулирующих отношения полов, у первых людей не существовало потому, что у них первоначально вообще никаких правил поведения не было и быть не могло. Ведь люди вначале Жили в одиночку и объединились лишь позднее. Однако сделанный представителями античного материализма вывод о том, что на ранней стадии развития человечества брака не существовало и что он возник позже, нельзя рассматривать как чисто умозрительный. Основанием для такого взгляда послужили многочисленные легенды и мифы, в которых рассказывалось о времени, когда брака не было. Так, например, в Древней Греции была хорошо известна легенда, согласно которой индивидуальный брак в Афинах был введен лишь Кекропом – основателем великого города. Таким образом, в античное время кроме "патриархальной
теории", т.е. концепции об извечности возглавляемой
мужчиной семьи, возникли также представление об общности
жен, которое послужило исходным моментом для
появления в дальнейшем понятия о групповом браке
и представление о состоянии беспорядочного общения полов.
Это состояние в дальнейшем получило название промискуитета
(от латинского promiscuis – "смешанный",
"всеобщий"). Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие. Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления. |